Принципы регулирования молодёжного досуга

Для части молодежи досуг выступает замещающим другие сферы жизнедеятельности пространством, выполняя таким образом функцию, названную компенсаторной функцией, которая раскрывает возможности самоутверждения в досуговом пространстве взамен других сфер жизнедеятельности.

Происходящие в сфере досуга молодежи трансформации обусловливаются не только изменением общей социокультурной ситуации, но и появлением у самой молодежи новых досуговых стратегий.

Это связано с тем, что формирующиеся в сегодняшних социокультурных условиях современной молодежью цели досугового времяпрепровождения не удовлетворяются существующими в практике средствами их достижения – видами досуга.

В результате одни виды досуговой деятельности молодежи перестают быть популярными и распространенными, другие претерпевают существенные изменения, наполняются новым содержанием. Кроме того, возникают абсолютно новые, не имевшие ранее места в практике проведения молодежью досуга виды, появление которых обусловлено особенностями информационного века.

Процессы формирования культуры досуга молодежи рассматриваются в аспекте регулирования (а не управления) всего свободного времени. Это связано с тем, что досуг – часть свободного времени, поэтому регулирование досуга подразумевает воздействие на пространство всего свободного времени.

Кроме того, поскольку досуг, как и свободное время в целом, не автономная сфера жизнедеятельности, то регулирование досуга может осуществляться опосредовано, путем переориентирования молодежной активности из досуга в другие жизненные сферы, например, трудовую или общественную деятельность.

Метод регулирования свободного времени в таком случае заключается в акцентировании внимания молодого поколения на другом значимом «поле» деятельности и создании необходимых для этого условий.

Другим важным методом регулирования свободного времени и досуга молодежи выступает контроль над деятельностью субъектов, предоставляющих молодежи услуги культурно-досуговой сферы.

Главная цель такого контроля заключается в обеспечении таких условий досуговой деятельности, которые отвечали бы потребностям самой молодежи и содействовали формированию более высокого уровня культуры ее досуга. Это окажет положительное влияние на социокультурную ситуацию в сфере досуга современной молодежи.

Регулирование свободного времени и досуга молодежи должно строиться на принципах свободы, интереса и толерантности. Свобода рассматривается как противоположность принуждению, строгой регламентации поведения, предписанию, чем надо заниматься.

Принцип интереса призван создавать в пространстве досуга условия для самоорганизации молодежи, содействовать проявлению ее инициативности – формированию в сфере досуга активной позиции, обеспечить учет реальных потребностей молодежи в организации и проведении ее досуга.

Под принципом толерантности понимается желание и способность субъектов, осуществляющих регулирование досуга молодежи, понимать и принимать возникающие у молодого поколения досуговые интересы и потребности.

При этом отмечено, что толерантность не должна касаться таких видов досугового времяпрепровождения, которые принято считать девиантным поведением (например, употребление алкогольных напитков и наркотиков, хулиганство и пр.).

Принципы, отражающие педагогическую сущность досуга и способствующие успешности процессов социально значимого самоутверждения и творческого самовыражения молодёжи:

  • принцип субъект-субъектного взаимодействия участников и организаторов культурно-досуговой деятельности, ориентирующий на диалогизацию их отношений, сотрудничество и сотворчество в постановке целей деятельности, выборе форм и средств реализации поставленных задач, преодолении трудностей и удовлетворении от полученного результата;
  • принцип развития инициативы и самодеятельности подростков, обеспечивающий реализацию процесса их самоутверждения и самовыражения в культурно-досуговой деятельности;
  • принцип целостности педагогического сопровождения процессов самоутверждения и самовыражения личности подростка, предопределяющий единство всех уровней его реализации, их взаимодействия и учета специфики каждого уровня;
  • принцип дифференцированного подхода, учитывающий половозрастные особенности самоутверждения и самовыражения подростков, ориентирующий на отношение к личности участника культурнодосуговой деятельности как самоценности, обладающей неповторимым своеобразием склонностей и задатков, способной к реализации в жизни заложенного творческого потенциала;
    • принцип комплексного использования функций культурно-досуговой деятельности в процессе самоутверждения и самовыражения личности подростка.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)