Сущность и содержание понятия игра

Как феномен бытия игра анализируется в герменевтической, феноменологической и экзистенциальной философии, её качественная определённость проявляется с неограниченной вариабельностью.

В философском аспекте игровые явления принадлежат к духовной сфере человека, являются самостоятельной действительностью и реальностью и вторичным выражением существующего.

Посредством игры возможно формирование навыков философско-мировоззренческого обоснования своей жизненной позиции; познание окружающего мира и освоение полезной информации на основе противоречивых знаний, созданных в процессе игры. В памятниках философского творчества толкование игровых явлений заключалось в создании образа эвристического и деятельностного сознания, предваряющего развитие отношения человека к миру (Сократ, Платон, Аристотель).

Изначально философские выводы о сущности игры фиксировались в метафорической или образной форме. В дальнейшем начинается её рациональный анализ. Происходит связывание игрового феномена с логико-культурными потребностями человека.

Игра характеризуется как гуманистическое средство формирования культуры взаимоотношений, способствующая укреплению контактов между людьми, как особый адогматичный тип миропонимания и форма существования свободы личности (Ж.-П. Сартр), самоценная деятельность, превосходящая действительность (Г. Гадамер), высшая страсть, доступная элите (Х. Ортега-и-Гассет). Определяющую роль игры в духовной деятельности человека отмечают К. Леви-Стросс, и. Кант, Ф. Шиллер, Дж. Дьюи, Й. Хейзинга и мн. др.

Игра поступательно становится предметом изучения разных наук. историографический анализ показал, что игровые явления как особый способ взаимодействия человека с миром привлекали внимание не только философов, но и учёных из разных областей человеческого знания (политологов, культурологов, социологов, этнографов, этологов, фольклористов, искусствоведов, менеджеров, психологов и педагогов).

В философском понимании игра характеризуется как один из важных видов социальной деятельности, которой присущи отношения взаимозависимости, коммуникативные связи, продуктивность и результативность; элемент человеческой культуры, творящий самого человека и являющийся неотъемлемым атрибутом его жизни.

Исследование игры как феномена в философии является основой для толкования ее сущности и образовательного потенциала в педагогике. Определение онтологического статуса игры способствует постижению её взаимосвязей с культурой и образованием. Изучение аксиологических аспектов игры позволяет определять её ценностные свойства и различать как педагогическое средство, определять моменты перехода в псевдоигру.

Познание гносеологических аспектов игры, связанных с постижением человеком мира и самого себя, позволяет конструировать образовательный процесс, повышая его результативность. Возникновение новых игровых форм связано с изменением экономической и социокультурной ситуации в обществе. Некоторые игровые формы (игроизация, игротерапия, игротехника) способны решать проблемы социального отчуждения, распространяющегося в современном обществе (В. А. Аликин, О. С. Анисимов, А. вайнштейн, С. А. Кравченко и др.).

Самоценность игровых явлений определяется их возможностью подтолкнуть человека к осознанию и переосмыслению социокультурного опыта и личностных качеств.

Игра − понятие общенаучное.

Первые научные теории игры, где она становится предметом систематического изучения с различных позиций, появляются с последней трети 19 века:

  • физиологические (Г. Спенсер, М. Лацарус и др.);
  • биогенетические (Г. С. Холл, Л. Э. Эпплтон и др.);
  • социальные (К. Гросс и др.);
  • биопсихологические (У. Макдауголл, Г. Мерфи, Ф. Я. Бентендейк);
  • социологические (К. Рэйнуотер, Д. Рисмен и др.);
  • психотерапевтические (З. Фрейд, Я. Морено и др.);
  • культурологические (Й. Хейзинга);
  • теории, синтезирующие несколько подходов к игре как самовыражению (Жан Пиаже) и др.

Многочисленные определения этого явления свидетельствуют о различных подходах к толкованию термина в науке и практике в зависимости от форм проявления данного феномена.

Это понятие игры как:

  • культурного инварианта (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет, Г. Гёссе),
  • как способа коммуникации (Э. Берн),
  • лингвистической реальности (Л. Витгенштейн),
  • математического алгоритма (теория игр),
  • логического механизма (Л. Кэрролл) и т.д.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)