Средства социокультурной деятельности

В научной литературе существуют различные значения понятия «средства».

Это:

  • виды деятельности, микросреда, предметы применения для какой-нибудь деятельности (Т. А. Стефановская);
  • средства эмоционального воздействия на людей − устное слово, наглядные пособия, общение, самодеятельность, игра, зрелища, развлечения (Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников);
  • средства клубной работы − приемы или инструменты эмоционального воздействия на психику членов клуба (оказание доверия, формирование интереса и т.д.) (Я. А. Зазерский, А. Г. Соломоник);
  • виды деятельности, предметы и приспособления, необходимые для сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей, норм в сфере художественной, духовно-нравственной культуры;
  • «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности.

Таким образом, средства социокультурной деятельности − это духовные и материальные факторы, источники и инструменты идейно-эмоционального воздействия на сознание, чувство и поведение людей в условиях свободного времени. В арсенале работников социально-культурных институтов имеются разнообразные средства и способы воздействия на человека.

Среди них выделим:

  • технические средства – это светопроекционная, звукоусиливающая, звуковоспроизводящая, телеаппаратура, видеоаппаратура, радиоаппаратура, аудиоаппаратура, видеотехника, компьютер;
  • средства массовой информации − организационные структуры и коммуникационные каналы, которые передают социально-культурную информацию массовой аудитории;
  • средства информатизации общества, в том числе мультимедийные средства − телекоммуникационные компьютерные сетки, которые позволяют выйти за границы внутренних технологических задач, например, осуществляют проекты электронных музейных экспозиций, реализуют компьютеризацию парков и других мест отдыха, развивают процесс компьютеризации музейного искусства);
  • сенсорные средства – музыкальная аппаратура, музыкальные инструменты, подлинные предметы, реквизит, театральное оборудование, макеты и т.п.;
  • знаковые (наглядные) средства − рисунки, плакаты, экспонаты, реликвии, репродукции, фотоснимки, печатная реклама, карты, схемы, печатное слово (письменные тексты), книжная продукция, архивные материалы, документалистика, графики, символика и т.д.;
  • динамические средства − устное живое слово, которое занимает устойчивое место и составляет основу культурной деятельности в библиотеках, клубах, музеях, домах культуры, где проводятся публичные лекции, беседы, диспуты, конференции читателей, экскурсии, встречи с деятелями науки, культуры, образования); музыка, мимика и пантомима и т.п.;
  • модальные средства − цвет, объем, пространство, тембр, композиция, и т.д.;
  • средства различных видов искусства − театр, музыка, живопись, хореография, художественная литература, кино.

Следует отметить, что все средства между собой тесно взаимосвязаны. выбор их зависит от объекта воздействия (дошкольники, подростки, молодежь, студенты, пенсионеры и т.д.); тематической направленности мероприятия (вечер вопросов и ответов, «круглый стол», диспут, ток-шоу, конкурсы, аукцион, конференция, брифинг и т.д.); цели мероприятия или воспитательной акции и др.

Ряд исследователей, рассматривая средства социокультурной деятельности, используют термин «ресурсы»: нормативные, кадровые, финансовые, материально-технические, информационно-методические, социально-демографические, морально-этические и т. д. Рассмотрим сущность материально-технических и информационно-методических ресурсов, на которые непосредственно опирается специалист социокультурной сферы в своей работе.

Материально-технические ресурсы − совокупность орудий труда, предметов и оборудования, имеющих материальную природу и необходимых для производства, распространения и освоения культурного продукта, благ и ценностей:

  • архитектурнои инженерно-строительные объекты (здания и сооружения);
  • инженерно-коммуникационные системы: электрические сети, телекоммуникации, системы отопления, водоснабжения и др.;
  • механизмы и оборудование: аттракционы; хозяйственный, музыкальный, игровой, спортивный инвентарь; музыкальные ценности, сценическо-постановочные средства и реквизит, библиотечные фонды, многолетние зеленые насаждения;
  • транспортные средства.

Информационно-методические ресурсы (информационно-управленческий и информационно-творческий) − совокупность информационно-методических материалов, предназначенных для многоцелевого использования, как в процессе управления, так и в технологическом обеспечении социокультурной деятельности.

Информационно-управленческий – это данные результатов анализа работы социокультурного учреждения за прошедший год, план работы на определенный период времени и т.д.

Информационно-творческий − включает блок информации в целях его эффективного влияния как на повышение профессионально-творческого уровня, профессиональной компетентности, сотрудников, педагогов, технологов социально-культурного процесса и творческие акции (в виде фильмов, спектаклей, телевизионных программ, книг, концертов, сценариев различных социокультурных мероприятий и т.д.).

Практика социокультурной деятельности показывает, что основные средства культурно-творческого процесса наиболее эффективно воздействуют тогда, когда используются в комплексе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)