Связь прикладной культурологии с другими областями научного знания

Прикладная культурология как научная дисциплина опирается на фундаментальную культурологию и её направления:

  • философию культуры,
  • аксиологию культуры,
  • социологию культуры,
  • экономику культуры,
  • семиотику культуры,
  • сравнительную культурологию,
  • культурную антропологию,
  • историческую культурологию,
  • культурологию социальных общностей,
  • народную культуру,
  • массовую культуру,
  • нравственную культуру,
  • экономическую культуру,
  • политическую культуру,
  • экологическую культуру,
  • религиозную культуру,
  • научную культуру,
  • художественно-творческую культуру и т. д.

В настоящее время прикладная культурология является инновационной областью научного знания и активно развивается. В её структуре возникают самостоятельные направления, связанные с оптимизацией деятельности социальных институтов.

Прикладные исследования имеют междисциплинарный характер и используют достижения социальной педагогики, социальной психологии, социальной антропологии, межкультурной коммуникации, социологии культуры, конфликтологии, лингвокультурологии, философии, истории, демографии, социокультурной деятельности и др.

Социальная педагогика – это отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации (А. В. Мудрик).

То есть, воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией.

Социальная педагогика (по В. А. Никитину) – это теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации или ресоциализации человека, результатом которого является приобретение индивидом ориентации и эталона поведения (убеждений, ценностей, соответствующих чувств и действий). Назначение социальной педагогики − установить направления, содержание, формы поддержки личности в определенных социокультурных условиях.

Назначение прикладной культурологии, разработать технологии освоения человеком ценностей культуры с опорой как на методы формирования общественного сознания (информирование, комментирование, обобщение, внушение, убеждение), представленные в педагогике, так и методы вовлечения в социокультурную деятельность, посредством которой знания преобразуются в убеждения, в нормы и принципы поведения.

Социальная психология (по Г.М. Андреевой) − раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп.

Дисциплина формировалась из многих источников на основе обособления элементов социально-психологического знания. Для прикладной культурологии представляет интерес исследования, которыми занимается социальная психология: формы духовной деятельности человека, социальная психология личности и общности, общение, межличностные (интерперсональные) отношения, социальные установки, лидерство и мн. др.

Социальная антропология – межпредметная научная дисциплина, изучающая человека и человеческое общество, закономерности их развития и культурное многообразие. В научный оборот понятие ввел английский этнолог Джеймс Фрэзер.

Относится к социальным (поведенческим) наукам. исследует традиционные культуры народов, народные знания, проблемы аудиовизуальной этнологии, межэтнические конфликты, структуру семьи в традиционном обществе, уличную субкультуру в большом городе, проблемы адаптации и натурализации, культурные механизмы поддержания социального равновесия.

Межкультурная коммуникация (по А. П. Садохину) – это совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам. Актуальность исследований межкультурной коммуникации обусловлено глобальными мировыми процессами и интенсивной миграцией населения.

В данной связи на первый план выдвигается динамическое понимание культуры как образа жизни и системы поведения любой социальной группы (например, городская культура, культура поколений, культура организации и т.д.), что влечёт за собой возможности изменения культурной системы в зависимости от той или иной социальной ситуации.

Междисциплинарные связи прикладной культурологии актуализируют необходимость объединения усилий гуманитарных наук для достижения целевых ориентиров – социокультурного развития человека, его духовного потенциала.

В свою очередь всепроникающий характер культуры порождает многообразную и общественно значимую деятельность по ее освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию, которая интегрирует понятие «социокультурная деятельность».

Однако интегральное решение проблемы роли и места социокультурной деятельности в жизни человека и общества оказалось возможным осуществить лишь в настоящее время благодаря завершению процесса становления единой науки о культуре − культурологии. А ведущей дисциплиной, обеспечивающей научное осмысление этих процессов, выступает прикладная культурология.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)