Дифференцированный подход к лицам с ограниченными возможностями здоровья

Одним из последствий социально-экономических и культурных проблем общества явилось социальное сиротство.

Социальные сироты – это дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из семей алкоголиков и осужденных, эмигрантов и безработных, дети-беженцы, дети, пострадавшие при вооруженных конфликтах, межнациональных войнах и экологических катастрофах.

Проблема социального сиротства определяется противоречиями между постоянно растущей потребностью общества в адаптированной личности и недостаточной эффективности процесса социально-педагогической адаптации детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах, необходимостью создания благоприятных условий для развития процесса социально-педагогической адаптации и отсутствием таких условий в системе воспитания в детских домах, потребностью развивающей творческой деятельности детей-сирот в условиях детского дома и недостататочной разработанностью ее содержательных и структурных компонентов.

Процесс социализации таких детей осложняется наличием психологической депривации. в этой связи при организации социокультурной деятельности необходимо учитывать особенности данной категории детей.

Психологическая депривация – это психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени.

Различают сенсорную, двигательную и социальную депривацию.

Сенсорная депривация – это отсутствие впечатлений в связи с постоянным пребыванием в одном и том же окружении: обстановка в комнате, одни и те же люди, строгий режим, привычный уклад жизни и т. д. Такие дети нуждаются в событиях, где бы они могли получать новые впечатления. Это могут быть путешествия, походы в музеи, театры, на природу; разнообразные экскурсии, выставки, посещение концертов, спортивных мероприятий и т.д.

Двигательная депривация − возникает при ограничении в движении: в результате травмы, болезни, при умышленном ограничении движения гиперактивных детей.

В данной связи необходимо широко использовать танцевально-двигательные занятия и физические упражнения, которые будут способствовать формированию чувства ритма, запоминанию движений, эстетическому воспитанию личности в целом.

Социальная депривация – лишение детей необходимости самостоятельно и произвольно планировать и осуществлять свою деятельность строгий режим дня, постоянное послушание взрослому.

В сфере социокультурной деятельности проявлению самостоятельности и развитию произвольности поведения особенно способствует игровая деятельность, где дети могут сами принимать решения, творчески подходить к проблеме и видеть результаты своей деятельности.

В процессе социализации детей-сирот средствами социокультурной деятельности целесообразно применять также и творческие методы в рамках интеллектуального развития, повышение уровня которого происходит в процессе организации социально-педагогических тренингов, сказкотерапии, личностного общения, художественно-изобразительной деятельности.

Интересно
Важной составляющей в работе социального педагога является и направление эмоционального развития ребёнка, повышение уровня которого происходит в результате роста его самооценки, создания ситуации успеха, выработки позитивного отношения к миру через сопереживание, прикосновение, соучастие.

Проблемой в работе с детьми-сиротами является часто проявляющаяся у них агрессивность. Наиболее распространенное объяснение данного явления состоит в том, что агрессия есть следствие неудовлетворенности потребности в материнской заботе и других социальных потребностей (в общении, самоутверждении).

Постоянная неудовлетворенность ведет к агрессивности. В. С. Ротенберг и С. М. Бондаренко, обосновывая теорию поисковой активности, по иному объясняют проявление агрессивности у детей.

По их мнению, девиантное поведение подростков, включая немотивированные приступы жестокости, может быть проявлением неправильно ориентированной поисковой активности. Поисковая активность присуща каждому человеку, но выражается она по-разному.

Под поисковой активностью принято понимать деятельность, направленную на изменение неприемлемой ситуации, или изменение отношения к ней, или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожающих ей факторов и обстоятельств.

Эта деятельность может быть разнонаправленной в зависимости от обстоятельств, ситуации, личностных особенностей человека и его состояния на данный момент времени. В условиях социокультурной деятельности должна присутствовать относительная свобода, отсутствовать строгая регламентация и жесткие рамки.

В работе с детьми-сиротами необходимо учитывать их психические особенности, такие как душевная ранимость, замкнутость, озлобленность, иногда осознание своей ущербности по отношению к детям, воспитывающимся в семьях.

Поэтому к социокультурной деятельности педагогов с детьми-сиротами предъявляются определённые требования:

  • эмоциональная насыщенность деятельности;
  • широкое использование игровых форм;
  • расширение сферы проявления самостоятельности и самоуправления;
  • создание условий для проявления инициативы и творчества.

В работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья элементы социокультурной деятельности проявляются в русле организации культурного досуга и реабилитационных мероприятий средствами искусства.

При этом необходимо учитывать некоторые психологические особенности данной категории людей:

  • быстрая истощаемость организма;
  • колебание интересов;
  • неуверенность в своих силах;
  • слабое проявление настойчивости, инициативы;
  • сужение сферы проявление активности;
  • ранимость и замкнутость.

Важно психологически активизировать личность, используя соответствующие методики и соблюдая при этом правильный тон работы (так, например, суть методики А. А. Дубровского в том, чтобы увлечь творением добра, самосовершенствованием, привить любовь к природе, развить стремление к творчеству).

Реабилитация творчеством эффективна в силу того, что предоставляет возможность выразить свои чувства, надежды, ожидания, страхи, конфликты и сомнения.

Специфическим средством социально-психологической реабилитации является включение лиц с ограниченными возможностями здоровья в самодеятельные коллективы с целью овладения ими каким-либо видом творчества:

  • обучение игре на инструменте,
  • освоение народного промысла,
  • занятия в спортивных коллективах,
  • включение в игровую деятельность.

Отсутствие жестких связей ее с физическим или интеллектуальным статусом и активность эмоционально-творческой сферы психики приводит к тому, что творческое развитие человека с ограниченными возможностями благотворно сказывается на реабилитации его умственных или физических возможностей.

Социокультурная реабилитация – это компонент реабилитационной деятельности, так как удовлетворяется потребность в получении информации, проявлении творческих начал, получении эстетического удовольствия, расширении личностных возможностей, улучшении настроения.

К средствам реабилитации можно отнести экскурсии, праздники, обряды, конкурсы, фестивали, спортивные оздоровительные процедуры, а также тренинги и арт-терапевтические занятия в рамках изотерапии, сказкотерапии, библиотерапии и др. направлений.

Формы работы:

  • этические беседы и в целом нравственное воспитание;
  • организация самоуправления и предоставление возможности самостоятельно принимать решения;
  • участие в трудовой деятельности;
  • занятия гимнастикой и танце-, двигательной терапией;
  • вовлечение в творческие занятия по способностям (музыка, изобразительное искусство, литература);
  • занятия прикладного характера (рукоделие, домоводство, фотография и другие);
  • игровая деятельность;
  • участие в коллективных мероприятиях развлекательно-познавательного характера (вечера танцев, экскурсии, литературные или музыкальные вечера).

Ограничение возможностей участия пожилых и престарелых людей в жизни общества негативно отражается как на качестве их жизни, так и на жизни общества в целом. На современном этапе в обществе присутствуют негативные стереотипы отношения к старости. Это явление «эйджеизма» − социальная дискриминации по возрастному признаку.

Специалистам социокультурной и психолого-педагогической сферы необходимо помочь пожилому человеку сохранить психологическую устойчивость, ощущение перспективы, а также оптимистическую надежду на то, что и в новых обстоятельствах человек остается нужным.

При этом необходимо учитывать некоторые социально-психологические особенности и проблемы данной категории людей:

  • безразличие к собственной жизни;
  • однообразная жизнь, режим дня, скучная одежда;
  • гиподинамия, ограничение физических и интеллектуальных нагрузок;
  • невостребованность.

Среди возможных направлений социокультурной деятельности лиц «третьего возраста» можно выделить:

  • активизация политической и социальной деятельности пенсионеров путем создания различных объединений и ассоциаций на основе инициативных групп (клубных объединений);
  • создание условий для благотворительной и добровольческой деятельности лиц пожилого возраста (волонтерские движения);
  • способствование образованию пожилых людей;
  • осуществление активизации культурной, досуговой, рекреативной деятельности с реабилитационной, терапевтической и адаптационной целью) (дневные центры, дома престарелых, кружки по интересам и т. д.);
  • стимулирование и поддержка духовной и религиозной деятельности;
  • выявление талантов в области искусства, техники, ремесел и т. д. и предоставление возможности реализовать свой творческий потенциал;
  • способствование передаче жизненного и профессионального опыта молодому поколению (организация встреч, поездок, мастерклассов);
  • способствование деятельности, направленной на поддержку пожилых и престарелых людей, представителей этнических групп, с целью сохранения и развития культурных традиций национальных меньшинств;
  • привлечение пожилого населения к участию в различных праздниках, фестивалях.

Подводя итог, отметим, что общество может и должно стимулировать и активизировать лиц пожилого возраста для участия в социальной, политической, экономической и культурной жизни социума, тем самым, обеспечивая им позитивную и счастливую старость.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)