Принцип культуросообразности

Этот принцип является продолжением принципа природосообразности и обусловлен самой природой человека. Человек рождается как биологическое существо, становится же он личностью, усваивая социальный опыт поведения, который передается в процессе воспитания и развития личности от одного поколения к другому.

Еще в античном обществе философами и педагогами были установлены глубокие связи между формированием личности и культурой. При этом обозначились два важных тезиса: личность формируется через приобщение к культуре, а главное богатство любой культуры – это человек. Педагоги прошлого в своих произведениях, обращаясь к проблеме приобщения молодежи к культуре, считали последнюю необходимым и очень важным фактором формирования высоконравственного человека.

Принцип культуросообразности был выдвинут в педагогике А. Дистервегом, который считал, что при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых человек родился и в которых ему предстоит жить, – одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова.

Все человечество, каждый народ и каждое поколение всегда находятся на определенной ступени развития культуры – наследия, оставленного предками как результат их истории.

Состояние культуры, утверждал немецкий ученый, должно рассматриваться как естественное явление, так же необходимое, как тот или иной характер флоры и фауны.

Человек – продукт своего времени, хотя его развитие и зависит от природных задатков. В отечественной педагогике идея культуросообразности была развита в трудах К.Д. Ушинского, который писал, что если мы хотим воспитать образованного человека и гражданина, то начинать нужно с умения писать, читать, считать, со знания своей религии, своей родины, ее природы, географии, истории, культуры.

В произведениях этого педагога, а также других наших соотечественников (М.В. Ломоносова, В.Г. Белинского) данная идея отражается как идея народности. Под народностью К.Д. Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими и природными условиями.

По его мнению, при практическом применении система воспитания, созданная самим народом и основанная на народных началах, всегда лучше других систем. Поэтому нужно «воспитывать молодое поколение в соответствии с идеалом человека, который народ создал в процессе своего исторического развития и который исторически изменяется».

В основе принципа культуросообразности лежит престиж общечеловеческих ценностей культуры, учет в воспитании ценностей и норм общечеловеческих и национальных культур.

Общечеловеческие ценности – это признание человека как самоценности, семьи как естественной среды существования, труда как основы жизнедеятельности, мира на земле как условия существования, знания как основы деятельности, культуры как исторически сложившегося социального опыта.

Приобщение ребенка к различным культурам общества: бытовой, физической, сексуальной, интеллектуальной, политической, духовной – весьма сложная задача, решение которой обеспечивается совместными усилиями семьи и общества, различных учреждений и объединений (школа, детские сады, внешкольные учреждения», молодежные организации и др.), где ребенок находится в разные периоды своей жизни. В условиях нормального развития он усваивает культуру общества и естественным путем интегрируется в общество.

Если же ребенок имеет отклонения в физическом, психическом или социальном развитии, то задача приобщения его к культурным ценностям народа значительно осложняется. Например, у ребенка, лишенного зрения, слуха или слепоглухонемого, возникают очень большие сложности в приобретении культурного опыта. Поэтому для таких детей разработана своя методика и технология приобщения их к ценностям культуры.

Однако ребенок не воспринимает культуру пассивно, он сам становится ее творцом, занимаясь в детских ансамблях, художественных студиях, кружках и секциях. Развитие творческих способностей детей, имеющих недостатки в развитии или воспитании, – особая задача.

Реализация принципа культуросообразности требует выполнения ряда правил:

  • учет отклонений ребенка от нормы при формировании у него культурного опыта;
  • развитие творчества ребенка с отклонениями в развитии.

Известно, что глухие дети поют и танцуют, играют на музыкальных инструментах, общаются с компьютером. Но пока это явление не норма, а скорее исключение. И развитие таких детей – заслуга энтузиастов-педагогов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)