Принцип личностной обусловленности
Именно личность специалиста определяет отношение к нему и его деятельности тех, с кем он непосредственно работает. Он олицетворяет авторитет, доверие к социальному педагогу, его слову и работе.
Одна и та же педагогическая деятельность, выполняемая одним и тем же человеком, а тем более другими людьми, воспринимается по-разному. Можно копировать тот или иной вид работы, перенимать опыт, но нельзя стать таким же, как ее автор: обязательно будет не хватать либо обаяния исполнителя, либо его эмоциональности, волевой напористости, либо искусства поведенческого и речевого воздействия и т.д.
Аналогичное явление можно наблюдать в актерской игре. Казалось бы, перед зрителями один и тот же способ воспроизведения событий, одна и та же среда – сцена, а результат чем-то, да отличается. Это отличие зависит от внутреннего и эмоционального состояния актера, его партнеров, восприятия актерской игры зрителями, ощущения этого восприятия и других факторов.
Считается, что педагог, как и актер, должен уметь решать профессиональные задачи в любом состоянии. Однако это не так. Актер перед спектаклем обычно нуждается в направленном перевоплощении в образ героя. Он переодевается, гримируется, входит в роль, отрешаясь от всех своих проблем, которые у него были до этого момента. Воспитатель такой возможности не имеет. Он призван мгновенно включаться в ситуацию, принимать решение и действовать. От этого зависит направленность и интенсивность воспитательного воздействия.
Творческая работа педагога индивидуальна. Перенять опыт практической деятельности можно на уровне умения, но ее эффективность и результативность будут другими – либо лучше, либо хуже. Результативность во многом определяется не только педагогическим мастерством воспитателя, но и его творческим подходом, своеобразием личности.
Принцип личностной обусловленности педагога реализуется в полной мере, если выполняются следующие рекомендации:
- объект социально-педагогической деятельности, среда, решаемые задачи требуют учета особенностей личности педагога, способного обеспечить результативность;
- в работе с человеком (группой) педагогу важно уметь настраивать себя на работу с ним (ней) и на прогнозируемый результат;
- в ситуации, когда педагог не обладает возможностями добиться прогнозируемого результата, необходимо либо помогать ему, либо его заменить;
- в педагогической деятельности важно оценивать особенности индивидуального стиля воспитательной работы, его достоинства и недостатки, что является основой стимулирования самосовершенствования педагога;
- овладение педагогическим опытом другого лица предусматривает необходимость учета своеобразия его личности в той степени, в какой его можно усвоить.
Овладеть можно опытом, но обаянием, отношением к делу, индивидуальным стилем – невозможно.
- Основные социальные институты
- Механизмы социализации: импринтинг, экзистенциальный нажим, подражание, рефлексия
- Агенты социализации как представители ближайшего социального окружения человека
- Становление социальной педагогики в советский период
- Социальные подходы в российской педагогике XVIII–XIX веков
- Формирование в России социально-педагогических подходов в воспитании
- Становление теории и практики социальной педагогики
- Третий период – период развития социальной педагогики как самостоятельной науки начало ХХ века
- Второй период развития социальной педагогики за рубежом
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу