Права и обязанности

Я уже отмечал, что всякое движение вверх, в отличие от противоположного движения (падения или нисхождения), всегда требует приложения какой-то дополнительной силы. Без нее никакого возвышения произойти не может, как, скажем, не может сам по себе подняться вверх лежащий на земле камень или река повернуть вспять.

Я вспомнил об этом простом законе физики в связи с во- просом о так называемой свободной воле, который в свое время был предметом ожесточенных философских диспутов. За абстрактными, казалось бы, рассуждениями и аргументами на деле скрывалась вполне реальная проблема, касающаяся прав и обязанностей человека в их связи со свободной волей человека.

Быть может, в наиболее яркой форме проблема эта нашла свое выражение в знаменитой дискуссии между двумя выдающимися мыслителями эпохи Реформации — Эразмом Роттердамским и Мартином Лютером. Сам этот спор явился, собственно, отражением столкновения различных точек зрения на нравственную природу человека. На этот счет существовали (и продолжают существовать) две точки зрения.

Приверженцы одной исходят из того, что человек по природе своей добр и что недобрым его делает социальное окружение, в котором он живет. Другие, наоборот, считают, что в основе природы человека лежит зло и что лишь общество с его средствами принуждения умеряет дурные его наклонности.

Соответственно, сторонники первой точки зрения утверждают, что человек, предоставленный собственной воле, естественным образом склоняется к добру, вторые же — что он склоняется к злу.

И те и другие приводили в защиту своей точки зрения основа- тельные доводы, которые, однако, укрепляли в собственной правоте только их самих, нисколько не оказывая воздействия на идейных противников. Это естественно, поскольку обе полярные точки зрения формулировались таким образом, что ни доказать их, ни опровергнуть логическим путем невозможно, ибо в основе обеих лежа- ли неверные посылки.

Весь этот спор, как и большая часть философских споров вообще, носил чисто догматический характер. Он изначально исключал всякую возможность для согласия, строясь по принципу «или-или», а именно: человек только добр или, наоборот, только зол.

На деле же, как я старался показать выше, он добр и зол одновременно, поскольку как существо межеумочное несет в себе оба эти качества, которые проявляются в зависимости от конкретных обстоятельств. И он не просто несет их, но и является творцом того и другого.

В то же время в этом споре, несмотря на его схоластический характер, обозначились некоторые содержательные стороны проблемы, и на них полезно задержаться.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)