Познавательная индивидуальная воспитательная беседа
Ее целью является получение максимального количества сведений об осужденном, имеющих значение в процессе осуществления воспитательно-профилактической работы с ним, преодоления криминогенных склонностей личности, формирования навыков правопослушного поведения.
Познавательная беседа позволяет:
- Сформировать наиболее эффективный план индивидуальной воспитательной работы с осужденным.
- Выбрать оптимальные средства исправления.
- Определить вид производственной деятельности осужденного, участие его в работе самодеятельных организаций.
Познавательной беседе предшествует углубленное изучение личности осужденного исходя из материалов личного дела и экспертных оценок (оперуполномоченного, начальника карантина, медицинских работников).
Следует определить, какие из этих ценностей являются наиболее важными. Необходимо также выявить склонность осужденного к допущению нарушений режима и правил внутреннего распорядка: играм на интерес, употреблению спиртных напитков, наркотиков, изготовлению браги и самогона, изготовлению и хранению запрещенных предметов (колюще-режущих, электронагревательных приборов, различных поделок и сувениров); отношение к работе по благоустройству и самообслуживанию.
В познавательной беседе стоит выяснить отношение осужденного к совершенному им преступлению: непризнание вины и несогласие с приговором суда, несогласие с отдельными положениями приговора (частичное признание вины), пассивное согласие с приговором без осознания вины, несогласие в силу привычки или характера, полное осознание вины, осознание вины с раскаянием в содеянном.
Не менее важным является изучение образа жизни осужденного, причем не только ближайшего до осуждения периода, а всей сознательной жизни.
Интерес могут представлять следующие сведения:
- в какой семье (полной или неполной) рос, какие взаимоотношения были в семье, был ли отчим (мачеха, сводные братья, сестры), отношения с ними;
- были ли случаи ухода из дома, причины;
- в какой школе учился (обычной или специальной), сколько классов окончил, какая была успеваемость, любимые предметы, взаимоотношения со сверстниками, учителями, учеба в ПТУ, техникуме, учреждении высшего образования;
- роль улицы в воспитании;
- служба в армии;
- где и кем работал, как часто менял место работы;
- какие взаимоотношения были с женой и детьми;
- отношение к спиртным напиткам, наркотикам;
- какие ранее совершал преступления или административные правонарушения, причины их совершения, свое отношение к ним;
- любимые формы проведения досуга, какие имеет увлечения (имеет смысл поинтересоваться, какие осужденный читает книги, смотрит фильмы, какую слушает музыку, чтобы иметь представление о его интеллектуальном и культурном развитии).
Выяснение жизненных планов осужденного также является одним их направлений познавательной беседы. Оно имеет значение для установления степени исправления осужденного, определения готовности к правопослушному образу жизни после освобождения, а также определения необходимости использования тех или иных средств и форм исправления и их интенсивности.
Иллюзорные – явно неосуществимые планы (например, осужденный, не имея соответствующего образования, увлекается бессистемным чтением юридической литературы и мечтает стать адвокатом). Необходимо убедительно доказать несостоятельность подобных планов.
Ошибочные планы могут быть претворены в жизнь после необходимой коррекции, в чем и заключается задача начальника отряда: дать необходимую информацию, совет, разъяснить ошибку. Наибольший интерес для изучения осужденного представляют реальные правомерные планы.
Среди таковых наиболее распространены следующие:
- не допускать нарушений режима;
- избавиться от алкогольной, наркотической, никотиновой зависимости;
- освободиться досрочно;
- желание покончить с преступным прошлым;
- изменить круг общения, товарищей, место жительства;
- создать (воссоздать) семью, заботиться о детях;
- трудоустроиться и честно работать;
- не злоупотреблять спиртными напитками, не употреблять наркотики;
- восстановить нарушенные социально полезные связи;
- восполнить пробелы в воспитании и образовании.
В беседе осужденный может скрывать свои планы на будущее. В этом случае имеет смысл высказать предположения о том, что его ждет в будущем и проанализировать его ответы и поведение.
Особая воспитательная работа должна проводиться при выяснении преступных и других антисоциальных намерений, вынашиваемых и скрываемых осужденным от администрации.
Среди таких осужденных можно обнаружить:
- Намерение совершить преступление и какого характера.
- Отомстить потерпевшему, свидетелю, соучастнику преступления или представителю правоохранительных органов.
- Трудоустроиться с целью совершения хищения с места работы.
- Организовать преступную группу, создать условия для преступной деятельности, подыскивать средства и орудия для совершения преступления, совершенствовать свои преступные навыки.
- Тунеядствовать, пьянствовать, не иметь определенного места жительства.
В беседе такого осужденного нужно проинформировать о том, что его намерения будут сообщены в оперативный отдел учреждения, уголовный розыск по месту жительства, родственникам; он будет поставлен на профилактический учет (или другие формы учета). Следует предупредить осужденного, что если он попробует реализовать преступный план, то вновь неизбежно окажется в местах лишения свободы.
Можно столкнуться с отсутствием у осужденного планов на будущее или неумением планировать. В данном случае начальнику отряда следует помочь осужденному реально взглянуть на жизнь и осмыслить, что его может ожидать в будущем, преодолеть неуверенность в себе, задействовать возможный скрытый потенциал.
По результатам познавательной беседы следует делать определенный вывод о характере, склонностях, чертах личности осужденного.
- Самодеятельные организации как орган самоуправления коллектива осужденных
- Структура самодеятельных организаций осужденных
- Цели и принципы работы самодеятельных организаций осужденных
- Становление и развитие самодеятельных организаций осужденных
- Общественно полезная активность как условие и критерий исправления осужденных
- Организация информационного потока на сознание осужденных
- Методические основы изучения неформальных групп осужденных
- Материальная база воспитательной работы с осужденными
- Воспитательная работа с первичными коллективами осужденных
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу