Познавательная индивидуальная воспитательная беседа

Ее целью является получение максимального количества сведений об осужденном, имеющих значение в процессе осуществления воспитательно-профилактической работы с ним, преодоления криминогенных склонностей личности, формирования навыков правопослушного поведения.

Познавательная беседа позволяет:

  1. Сформировать наиболее эффективный план индивидуальной воспитательной работы с осужденным.
  2. Выбрать оптимальные средства исправления.
  3. Определить вид производственной деятельности осужденного, участие его в работе самодеятельных организаций.

Познавательной беседе предшествует углубленное изучение личности осужденного исходя из материалов личного дела и экспертных оценок (оперуполномоченного, начальника карантина, медицинских работников).

В первую очередь познавательная беседа направлена на изучение личности осужденного. Для этого важно выяснить систему ценностей как духовных, так и материальных, их иерархию: потребности в материальном обеспечении; интересы семьи; проведение досуга, потребность в самовыражении, самосовершенствовании и т. д.

Следует определить, какие из этих ценностей являются наиболее важными. Необходимо также выявить склонность осужденного к допущению нарушений режима и правил внутреннего распорядка: играм на интерес, употреблению спиртных напитков, наркотиков, изготовлению браги и самогона, изготовлению и хранению запрещенных предметов (колюще-режущих, электронагревательных приборов, различных поделок и сувениров); отношение к работе по благоустройству и самообслуживанию.

Интересно
Важно узнать отношение осужденного к нормам криминальной субкультуры, определить склонность к лидерству, желание занять главенствующее положение в микрогруппе отрицательной направленности, одобрение неформальных традиций, вынужденное примирение с ними либо активное осознанное противодействие им.

В познавательной беседе стоит выяснить отношение осужденного к совершенному им преступлению: непризнание вины и несогласие с приговором суда, несогласие с отдельными положениями приговора (частичное признание вины), пассивное согласие с приговором без осознания вины, несогласие в силу привычки или характера, полное осознание вины, осознание вины с раскаянием в содеянном.

Не менее важным является изучение образа жизни осужденного, причем не только ближайшего до осуждения периода, а всей сознательной жизни.

Интерес могут представлять следующие сведения:

  • в какой семье (полной или неполной) рос, какие взаимоотношения были в семье, был ли отчим (мачеха, сводные братья, сестры), отношения с ними;
  • были ли случаи ухода из дома, причины;
  • в какой школе учился (обычной или специальной), сколько классов окончил, какая была успеваемость, любимые предметы, взаимоотношения со сверстниками, учителями, учеба в ПТУ, техникуме, учреждении высшего образования;
  • роль улицы в воспитании;
  • служба в армии;
  • где и кем работал, как часто менял место работы;
  • какие взаимоотношения были с женой и детьми;
  • отношение к спиртным напиткам, наркотикам;
  • какие ранее совершал преступления или административные правонарушения, причины их совершения, свое отношение к ним;
  • любимые формы проведения досуга, какие имеет увлечения (имеет смысл поинтересоваться, какие осужденный читает книги, смотрит фильмы, какую слушает музыку, чтобы иметь представление о его интеллектуальном и культурном развитии).

Выяснение жизненных планов осужденного также является одним их направлений познавательной беседы. Оно имеет значение для установления степени исправления осужденного, определения готовности к правопослушному образу жизни после освобождения, а также определения необходимости использования тех или иных средств и форм исправления и их интенсивности.

Планы на будущее можно разделить на иллюзорные, ошибочные и реальные в зависимости от их содержания, направленности, способностей осужденного (профессия, образование) и условий жизни до осуждения (наличие родственников, семьи, жилья и т. д.).

Иллюзорные – явно неосуществимые планы (например, осужденный, не имея соответствующего образования, увлекается бессистемным чтением юридической литературы и мечтает стать адвокатом). Необходимо убедительно доказать несостоятельность подобных планов.

Ошибочные планы могут быть претворены в жизнь после необходимой коррекции, в чем и заключается задача начальника отряда: дать необходимую информацию, совет, разъяснить ошибку. Наибольший интерес для изучения осужденного представляют реальные правомерные планы.

Среди таковых наиболее распространены следующие:

  • не допускать нарушений режима;
  • избавиться от алкогольной, наркотической, никотиновой зависимости;
  • освободиться досрочно;
  • желание покончить с преступным прошлым;
  • изменить круг общения, товарищей, место жительства;
  • создать (воссоздать) семью, заботиться о детях;
  • трудоустроиться и честно работать;
  • не злоупотреблять спиртными напитками, не употреблять наркотики;
  • восстановить нарушенные социально полезные связи;
  • восполнить пробелы в воспитании и образовании.

В беседе осужденный может скрывать свои планы на будущее. В этом случае имеет смысл высказать предположения о том, что его ждет в будущем и проанализировать его ответы и поведение.

Особая воспитательная работа должна проводиться при выяснении преступных и других антисоциальных намерений, вынашиваемых и скрываемых осужденным от администрации.

Среди таких осужденных можно обнаружить:

  1. Намерение совершить преступление и какого характера.
  2. Отомстить потерпевшему, свидетелю, соучастнику преступления или представителю правоохранительных органов.
  3. Трудоустроиться с целью совершения хищения с места работы.
  4. Организовать преступную группу, создать условия для преступной деятельности, подыскивать средства и орудия для совершения преступления, совершенствовать свои преступные навыки.
  5. Тунеядствовать, пьянствовать, не иметь определенного места жительства.

В беседе такого осужденного нужно проинформировать о том, что его намерения будут сообщены в оперативный отдел учреждения, уголовный розыск по месту жительства, родственникам; он будет поставлен на профилактический учет (или другие формы учета). Следует предупредить осужденного, что если он попробует реализовать преступный план, то вновь неизбежно окажется в местах лишения свободы.

Одновременно важно установить причину возникновения у осужденного преступного намерения, способствующие ему факторы и возможных единомышленников

Можно столкнуться с отсутствием у осужденного планов на будущее или неумением планировать. В данном случае начальнику отряда следует помочь осужденному реально взглянуть на жизнь и осмыслить, что его может ожидать в будущем, преодолеть неуверенность в себе, задействовать возможный скрытый потенциал.

По результатам познавательной беседы следует делать определенный вывод о характере, склонностях, чертах личности осужденного.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)