Политико-воспитательная работа с осужденными в 1953-1959 годах

Интересы повышения эффективности воспитательного процесса с учетом практики предшествовавших лет настоятельно ставили вопрос об объединении функций политических и культурно-воспитательных отделов и частей в одном органе.

Свое решение данная проблема нашла в но­вом Положении о политических органах Главного управления лагерей и колоний МВД СССР, утвержден­ном в 1954 г. Положение определило организацию политико-вос­питательной работы с заключенными наряду с воспитанием лич­ного состава в качестве важной задачи политотделов и пар­тийных организаций лагерей и колоний.

Для руководства воспита­тельной работой в штаты политотделов вводилась должность заместителя начальника политотдела, а несколько позднее – должности инструктора и старшего инструктора по политико-воспи­тательной работе с заключенными.

Были поставлены новые зада­чи:

  • усилить агитационно-пропагандистскую работу;
  • организовать целенаправленное индивидуальное воспитательное воздействие на заключенных и сформировать из их среды работоспособный актив;
  • уделить внимание повышению общеобразовательной подготовке заключенных, открыв для этого начальные и семилетние школы и т. д.

Культурно-воспитательная работа заменялась политико-воспитательной. Центральное место в ней отводилось политическому воспитанию правонарушителей.

Ориентация воспитательной работы с правонарушителями только на массовые формы (до 1956–1957 гг.) приводила к тому, что в ней не учитывались индивидуальные особенности заключенных, возраст, различия во взглядах, количество судимостей, степень педагогической запущенности, наклонности, настроения и т. д.

Данное об­стоятельство вело к неудовлетворительному решению задачи ис­правления и перевоспитания заключенных. Следовало найти иной подход в организации воспитательного процесса, опираясь на опыт, на­копленный ранее в местах лишения свободы.

В 1957 г. внедряется отрядная сис­тема содержания осужденных (от 50 до 120 человек в отряде, в зави­симости от режима), руководство которыми возлагалось на офицеров-воспитате­лей – начальников отрядов. Это позволило больше внимания уделять индивидуальной воспитательной работе, повысить управляемость осужденными.

В рассматриваемые годы произошло существенное сокраще­ние личного состава Советской Армии, в том числе и офицеров, прошедших вой­ну, имевших опыт работы с людьми. Именно такие сотрудники требовались на должности начальников отрядов. Кад­ровые аппараты ИТУ были сориентированы руководством МВД СССР на привлечение офицеров запаса.

Комплектование воспитателей шло также за счет сокра­щения аппаратов управлений и отделов (отделений) мест лишения свободы, а также за счет ком­мунистов, направленных на работу местными партийными и со­ветскими органами. Решение кадровой проблемы способствовало значительному улучшению всех сторон деятельности ИТУ, в том числе более активным поискам новых форм и методов воздействия на заключенных.

Самодеятельные организации осужденных. Были созданы не только работоспособные советы коллективов в отрядах, но и секции по отдельным направлениям работы. Возросшая активность различ­ных звеньев самодеятельных организаций привела к сужению сферы деятельности товарищеских судов, а затем и к их ликвида­ции.

Интересно
Введение должностей воспитателей, укрепление самодеятель­ных организаций, активизация их работы существенно повлияли на характер взаимоотношений среди заключенных. Многие из них перестали бояться преследования со стороны участников бандитствующих группировок. На общих собраниях подвергались крити­ке нарушители трудовой и бытовой дисциплины.

Отрядная систе­ма позволила поднять на новую ступень политическое воспитание правонарушителей. Увеличение числа сотрудников, непосредственно проводящих воспитательную работу с заключенными, открыло бла­гоприятные возможности для комплектования учебных групп и подбора политгрупповодов, ответственных за проведение политзанятий.

Сам факт введения политических занятий означал качес­твен­ное изменение идеологического воздействия на осужденных

Перестройка деятельности ИТУ привела и к некоторым изме­нениям в организации культурно-массовой и физкультурно-спортивной ра­боты.

Администрация стала больше опираться на актив самодеятельных организаций, особенно секций культурно-массо­вой и физкультурно-спортивной работы, для заполнения досуга заключенных общественно полезными делами.

В 1956 г. в ИТУ был организован смотр ху­дожественной самодеятельности, который охватил большинство лагерных подразделений и колоний и привлек большое количество учас­тников. Подготовка к смотру во многом способствовала укрепле­нию базы для культурно-массовой работы.

В ряде ИТЛ и колоний силами осужденных были построены и отремонтированы помеще­ния для культурно-массовой работы, клубы, эстрадные площадки, комнаты политико-воспитательной работы; приведены в порядок музыкальные инструменты. Активную помощь в подготовке концертных программ оказали коллективы местных театров, дворцов культуры, домов народного творчества. Смотр выявил не только большой интерес среди заключенных к этому виду общественной деятельности, но и помог вскрыть недостатки в постановке куль­турно-просветительной работы.

Принимаемые меры по укреплению законности в деятельности ИТУ выдвигали перед администрацией в качестве одной из необ­ходимых задач организацию правового воспитания осужденных. В 50-х гг. XX в. такая работа начиналась с эпизодического разъяснения правил содержания заключенных, изменений в законодательстве. Отдельные вопросы юридического характера стали включаться в программу политических бесед. Администрацией предпринимались попытки обеспечить не менее двух раз в месяц приезд в подразде­ление юриста. Фонд библиотек начал пополняться юридической литературой.

Интересно
В конце 50-х гг. XX в. политорганы акцентировали внимание на необходимость изучения личности заключенного и организации индивидуальной воспитательной работы. К этому времени от­носится восстановление принципа участия общественности в дея­тельности органов, исполняющих наказания.

Возродились наблю­дательные комиссии, появилась (в 1959 г. в Челябинской области и впоследствии получила широкое распространение в ИТУ СССР) новая форма участия общественности в деятельности ИТУ – шефство трудо­вых коллективов предприятий и цехов над ИТК и отдельными отрядами.

Большое внимание наряду с профессиональной подго­товкой заключенных стало уделяться общему образованию. Началь­ные, семилетние и средние школы стали занимать прочное место в практической деятельности мест лишения свободы.

Таким образом, организация политико-воспитательной работы с заключенными в конце 50-х гг. XX в. претерпела серьезные измене­ния. Все лучшее в этой области, что было накоплено в предшеству­ющий период, начало прочно внедряться в повседневную жизнь ИТУ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)