Позитивистская политическая теория О. Конта

Родоначальником философии позитивизма и науки социологии считается Огюст Конт (1798-1857) – французский философ, ученик А. СенСимона.

Позитивистская политическая теория О. Конта

Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-40-е гг. XIX столетия. Согласно данному направлению в философии, познание возможно в рамках специальных наук, с помощью эмпирических исследований, а философское исследование не имеет познавательной ценности.

Конт рассматривал позитивизм как политическое, религиозное и моральное учение. Позитивная философия охватывает все три области человеческой деятельности – мысли, чувства и действия.

Кроме Огюста Конта, большой вклад в становление и развитие позитивизма внесли Джон Милль и Герберт Спенсер.

Основные труды О. Конта – «Курс позитивной философии» в шести томах (1830-1842), «Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества» в четырех томах (1851-1854).

О. Конт является основоположником науки об обществе – социологии (социальной физики). Эта наука, по Конту, изучает законы общественного развития и призвана обеспечить переход от военного быта человечества к индустриальному, при котором решаются задачи не войн людей против людей, а совместной рациональной эксплуатации естественных ресурсов.

Источником политической теории О. Конта явились взгляды А. де Сен-Симона. Однако в противоположность ему О. Конт резко выступил против социализма и переработал сенсимоновские положения для защиты капиталистической системы.

Согласно О. Конту, общество в своем развитии проходит три стадии – теологическую, метафизическую и позитивную:

  1. Теологическая стадия (до 1300 г.) характеризуется господством религиозного мировоззрения. Государство и право рассматриваются как результат действия сверхъестественных сил, за всеми политическими явлениями стоит воля богов. На этой стадии светская и духовная власти то объединялись в одних руках (теократия и др.), то разъединялись. Типичной формой государства является наследственная монархия.
  2. Метафизическая стадия (1300-1800 гг.), на которой государственно-правовые явления пытаются объяснить с помощью априорных метафизических спекуляций, «отвлеченных (абстрактных) сущностей». Общественные и политические доктрины, преисполненные такими выдуманными, отвлеченными понятиями, как «общественный договор», «естественные права» и т. п. Решающее влияние на светскую власть оказывали законники, юристы, адвокаты; власть духовная переходит к отвлеченным мыслителям – метафизикам, а затем к литераторам и публицистам.
  3. Позитивная стадия, которая характеризуется господством научного мировоззрения. Переход к позитивной стадии сопровождается заменой военного быта промышленным. Наступает расцвет промышленной эпохи. Реакционную аристократию сменяет социократия.

Для перехода к социократии О. Конт разработал «План реорганизации социальной жизни». Признавая в современном ему обществе наличие противоположных классов (капиталистов и пролетариев), Конт настойчиво проводит идею их солидарности, утверждая, что каждый из них выполняет общественнонеобходимую функцию.

Солидарность классов в социократии обеспечивается согласным действием четырех сил – женщин, священников-позитивистов, патрициата (банкиры, купцы, фабриканты, землевладельцы), пролетариата. Первые олицетворяют нравственность, вторые отвечают за образование и воспитание, третьи – за экономику, а четвертый является материальной силой. Согласие и совместное действие этих сил обеспечат порядок и прогресс в социократии.

О. Конт считал, что в новом обществе необходимо заменить права обязанностями, дабы лучше подчинить личность общественности. Права имеют противообщественную природу, которая выражается в стремлении поддерживать индивидуальность.

Поэтому О. Конт наделяет человека только одним правом – правом выполнять свой долг. Таким образом, политика будет подчинена морали.

Основным законом социократии О. Конт провозгласил: «любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель».

Для завершения метафизической стадии и перехода к позитивной Конт предлагал создать в Париже предварительное духовное правительство («Западный позитивный комитет») из 30 ученых, представляющих разные страны и науки.

Интересно
На политическом знамени Западной республики Конт предложил написать два девиза. Первый – научно-политический – «порядок и прогресс», второй – морально-эстетический – «жить для других». Западный комитет постепенно распространит свое влияние и на другие народы.

В частности, западное движение получит свое распространение в России благодаря двум посредникам – Греции и Польши. Затем охватит Турцию, Персию, Индию и другие страны. Когда по всему миру будет создано около 500 социократий, они объединятся во Всемирную федерацию со столицей в Париже.

Позитивизм О. Конта получил широкое распространение, под влиянием его философии сложились социологические теории Герберта Спенсера, Эмиля Дюркгейма, Леона Дюги, Максима Ковалевского, Макса Вебера.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)