Политико-правовая мысль Древнего Китая

Общественно-политическая мысль Древнего Китая получила расцвет в VI-III вв. до н. э. Наиболее влиятельными политическими учениями Древнего Китая являлись даосизм, конфуцианство, моизм и легизм.

Даосизм (школа даосов) основан мудрецом Лао-цзы, жившим, по преданию, в VI-V вв. до н. э. Основным источником даосизма является канонический трактат «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»).

В основе даосизма лежит понятие «дао» (буквально – путь) – абсолютное мировое начало. Дао – это первопричина и закон развития Вселенной, которому подвластны и небо, и земля, и природа, и общество. Это источник всего существующего. Человек – это часть природы. Поэтому единение с природой обеспечивает ему счастье.

Цивилизация, усложнение жизни приводят к разрыву естественных уз, к утрате человеком первозданного совершенства, к конфликтам и бедам. Вместо мудрости люди полагаются на знания. Поэтому даосы призвали отучать народ от знаний. «В древности те, кто следовал дао, не просвещали народ, а делали его невежественным. Трудно управлять народом, когда у него много знаний».

Даосизм проповедует средний достаток и умеренность. «Кто много накапливает, – учил Лао-цзы, – тот потерпит большие убытки. Кто знает меру, у того не будет неудачи». Небесное дао, говорится в каноне, «отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято». Править государством должны умные вожди из числа наследственной знати, которые смогли бы увидеть «чудесную тайну дао» и повести за собой народ.

«Государство, – говорил Лао-цзы, – должно быть маленьким, население малочисленным. Если и есть различные орудия, ими не следует пользоваться. И пусть люди до самой смерти не уходят от своих мест. Если есть лодки и повозки, ими не нужно пользоваться. Если есть оружие и снаряжение, не стоит демонстрировать… И хотя соседние государства видны друг другу, слышен лай собак и пение петухов, пусть люди до самой старости и смерти не посещают соседей». Таким образом, Лао-цзы призывает вернуться к примитивной жизни. «Мудрый, управляя людьми, стремится, чтобы у них не было знаний и желаний, и чтобы те, кто имеет знания, не смели проявлять активность».

Интересно
Главный принцип мудрого управления – недеяние. Государь должен воздерживаться от активного вмешательства в дела членов общества, не стоит устанавливать много налогов и запретительных законов, вести бесконечные войны. «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует».

Критика достижений культуры и цивилизации, отказ от прогресса, от знаний делают даосизм утопией. А его призывы свести государственное управление до минимума свидетельствуют об анархистских идеях даосов.

Интересно
Конфуцианство – наиболее распространенное учение в истории политической и правовой мысли Китая. Его основателем является Конфуций, или Кун Фу-цзы (551-479 гг. до н. э.), чьи взгляды изложены его учениками в книге «Лунь юй» («Суждения и беседы»).

Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа, человеколюбия и норм ли.

Концепция государства Конфуция является патриархально-патерналистской. Государство рассматривается им как большая семья, во главе которой стоит отец – император («сын неба»).

Отношения правящих и подданных подобны семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Государь должен относиться к подданным, как к своим детям, заботиться о достатке продовольствия в стране, защищать ее оружием и воспитывать народ. В свою очередь, народ обязан почитать государя, повиноваться ему.

Конфуций признает неравенство людей. Есть «темные люди», «простолюдины», «низкие», «младшие», «благородные мужи», «лучшие», «высшие», «старшие». Однако у Конфуция люди делятся не по происхождению, а по моральным качествам и знаниям. Люди с высокими моральными качествами должны состоять на государственной службе, поскольку «если выдвигать справедливых и устранять несправедливых, народ будет подчиняться».

Благородные мужи должны поступать согласно нормам морали, а также распространять повсеместно человеколюбие, под которым понималось поведение, отвечавшее нравственным ценностям: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Общим принципом взаимоотношений между людьми был принцип «не делай другим того, чего не желаешь себе».

Во главе государства должен стоять благородный муж, который является образцом нравственного совершенства. «Управлять – значит поступать правильно». Управлять необходимо с помощью ритуальных и культовых обрядов (почитания духов, культа предков), моральных наставлений и норм обычного права.

Конфуций стремился восстановить всю сумму сложившихся веками обычаев и ритуалов, определявших каждый шаг китайцев.

Эти правила назывались «ли», своего рода естественное право, освященное многовековой традицией. Конфуций выступал против управления на основе законов. Особое возражение вызывали устрашающие законы. С помощью наказания можно вызвать страх, но не достигнуть нравственного обновления:

«Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться от наказаний и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится».

Конфуцианство очень быстро стало влиятельным течением этической и политической мысли в Китае, а во II в. до н. э. было признано официальной идеологией и стало играть роль государственной религии.

В защиту интересов ремесленников, торговцев, низших чинов в государственном аппарате и с критикой отдельных положений конфуцианства выступили моисты: «их обширное учение не может быть правилом для мира. Они много размышляют, но не могут помочь простолюдинам».

Основателем школы моистов является Мо-цзы (приблизительно 479-400 гг. до н. э.). Его учение изложено последователями в книге «Мо цзы». Основные идеи моизма: естественное равенство всех людей, договорная теория происхождения государства, принадлежность верховной власти народу.

Моисты проповедовали равенство всех людей перед божественным небом: «Небо не различает малых и больших, знатных и подлых; все люди – слуги неба». Моисты выдвинули идею о «всеобщей любви», равной ко всем. Люди должны относиться друг к другу с взаимной благожелательностью.

Но особо моисты подчеркивали благожелательное отношение господ и правителей к «низшим», сильных – к слабым. Моисты отстаивали интересы простого народа, требуя повышения его жизненного уровня. Они утверждали, что низкий уровень жизни порождает преступность, беспорядки и волнения.

Мо-цзы выдвинул идею договорного происхождения государства и управления. В древности, говорил он, не было управления и наказания, «у каждого было свое понимание справедливости», между людьми царила вражда. «Беспорядок в Поднебесной был такой же, как среди диких зверей.

Поняв, что причиной хаоса является отсутствие управления и старшинства, люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека Поднебесной и сделали его сыном неба… Только сын неба может создавать единый образец справедливости в Поднебесной, поэтому в Поднебесной воцарился порядок».

Мо-цзы предложил управление государством методом «кнута и пряника»: «Правители, – говорил он, – должны с помощью наград и наказаний побудить людей возлюбить ближнего как самого себя, чужих – как своих».

Моизм занимает промежуточную ступень между конфуцианством и легизмом. Основателем легизма, или школы законников, является Шан Ян (390-338 гг. до н. э.). Основные идеи легистов изложены в «Книге правителя области Шан». Легисты отстаивали интересы имущественной и служилой знати.

Среди основных идей легистов в первую очередь следует выделить идею управления государством, опираясь на закон (фа) и суровые наказания. «Человеколюбивый, – отмечал Шан Ян, – может оставаться человеколюбивым к другим людям, но он не может заставить других людей быть человеколюбивыми… Отсюда ясно, что одного человеколюбия или справедливости еще недостаточно, чтобы добиться хорошего управления Поднебесной».

Основа общественного порядка – закон, а не гуманность: умный правитель, говорили легисты, «не потворствует смуте, а берет власть в свои руки, устанавливает закон и с помощью законов наводит порядок». В отличие от приверженцев конфуцианства, легисты считали, что политика и мораль несовместимы.

Правитель должен править на основе законов, которые тотально регламентировали жизнь подданных. Большую роль легисты отвели наказаниям. Даже за малейшие проступки необходимо жестоко наказывать, вплоть до смертной казни. Таким образом, под законом легисты понимали репрессивную политику (уголовный закон) и административные распоряжения правительства.

Легисты предложили провести целый ряд реформ. Вся власть должна быть сосредоточена в руках верховного правителя, наместников следует лишить властных полномочий и превратить их в обыкновенных чиновников. Легисты предлагали упразднить наследственную передачу должностей и отдавать предпочтение тем, кто доказал свою преданность государю на службе в войске.

Также предлагалось продавать должности: «Если в народе есть люди, обладающие излишками зерна, пусть им за сдачу зерна предоставляются чиновничьи должности и ранги знатности». При этом главное требование было повиновение государю, а не профессиональные качества.

Интересно
Одной из реализованных идей легистов стал принцип коллективной ответственности. Круговая порука распространялась не только на родственников, но и на объединение нескольких общин (дворов). Освободить от коллективной ответственности мог только своевременный донос. Таким образом, в Древнем Китае была внедрена система доносов и тотальной взаимослежки подданных друг за другом.

В отличие от Конфуция, который рассматривал отношения между правителем и подчиненными как отца и детей, Шан Ян рассматривал их как противоборство враждующих сторон: «когда народ сильнее своих властей – государство слабое; когда власти сильнее своего народа – армия могущественна».

Легисты высказали сомнение в необходимости возврата к старине: «Для того, чтобы принести пользу государству, не обязательно подражать древности».

Легисты создали модель деспотичного, тоталитарного государства. Их программа централизации государства была использована при объединении страны под властью императора Цинь Шихуана (III в. до н. э.). Однако на практике применение положений легизма привело к усилению деспотизма, эксплуатации народа, внедрению в сознание подданных страха перед правителем и всеобщей подозрительности.

Это привело к недовольству широких масс. Поэтому последователи Шан Яна отказались от наиболее одиозных положений и, наполняя легизм моральным содержанием, сближали его с конфуцианством.

Во II-I вв. до н. э. в качестве государственной религии Китая утвердилось конфуцианство. Моизм постепенно отмирает. Даосизм, переплетаясь с буддизмом и местными верованиями, приобретает черты магии и со временем утрачивает свое влияние.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)