Понятие, предмет и субъекты правовой экспертизы нормативных правовых актов

Изучение понятия правовой экспертизы нормативных правовых актов на сегодняшний день носит неопределенный характер.

Это связано с двумя очевидными факторами:

  • во-первых, данная категория приобрела свой научный статус относительно недавно и, в основном, в рамках развития такого направления в структуре науки теории государства и права, как законодательная (юридическая) техника;
  • во-вторых, правовая экспертиза нормативных правовых актов получила свое развитие первоначально как практическая деятельность по оценке законопроектов в рамках правотворческого процесса и поэтому имела больше прикладной, нежели теоретический характер.

В современных учебных изданиях по нормографии, нормотворчеству, законодательной технике, юридической технике уделяется очень скромное самостоятельное внимание правовой (юридической) экспертизе нормативных правовых актов, но предприняты попытки выработки категориального аппарата и унификации вопросов, подлежащих выяснению в ходе ее проведения.

Кроме того, исследование обобщений практики производства правовой экспертизы нормативных правовых актов, представленных в научных статьях специалистов управлений Министерства юстиции субъектов РФ, федеральных округов, департаментов законопроектной деятельности и сотрудников научных учреждений при Правительстве РФ и законодательных региональных органах, позволяет сделать вывод об актуальности оценки (правовой, лингвистической, антикоррупционной и иной) качества нормативного правового акта и, прежде всего, на стадии его разработки.

В юридической науке стали появляться отдельные диссертационные исследования различных видов экспертиз нормативных правовых актов, но все также отсутствует единый теоретический подход к дефинициям «правовая экспертиза нормативных правовых актов», «законодательная экспертиза», «антикоррупционная экспертиза» и т. п.

Анализ имеющихся точек зрения на понятие правовой экспертизы нормативных правовых актов позволяет понимать под правовой экспертизой нормативных правовых актов исследовательскую деятельность специальных организаций и лиц по оценке правового качества нормативного правового акта, соответствия его системе действующего законодательства и требованиям юридической техники.

Так как правовая (юридическая) экспертиза нормативных правовых актов имеет первостепенное значение для качественной подготовки нормативных правовых актов, содержащих первичные нормы, т. е. законов, то и наиболее всестороннее развитие и применение правовая экспертиза получила именно в качестве правовой экспертизы законопроектов.

Российские ученые (Ю. А. Тихомиров, Р. К. Надев, О. А. Короткова и др.) под правовой экспертизой законопроекта понимают специальное исследование, проводимое для оценки законопроекта на предмет его соответствия Конституции РФ, федеральному законодательству и международным договорам РФ, а также общепринятым правилам юридической техники.

Встречается и несколько иной подход (Ю. Г. Арзамасова, В. В. Игнатенко,А. В. Ильина), связан ный с активизацией научного обеспечения правотворческого процесса в России, направленный на выявление законотворческих ошибок и просчетов, их своевременное устранение.

Так, В. В. Игнатенко вводит в оборот категорию научно-правовой экспертизы законопроектов, под которой понимает «специальное исследование, производимое учеными и специалистами в области юридических наук по поручению соответствующего законодательного органа с целью оценки правового качества законопроектов и выявления прогнозных характеристик действия будущих законов, принятых на основе этих законопроектов».

Современная юридическая наука и практика идет по пути внедрения экспертно-правовой деятельности в процесс правотворчества нормативных правовых актов всех уровней, в том числе регионального и муниципального.

Имея свои особенности, правовая (юридическая) экспертиза подзаконных нормативных актов базируется на общих принципах и требованиях экспертизы законодательства в целом.

Однако с точки зрения соответствия подзаконного нормативного правового акта правилам юридической техники представляется целесообразным учитывать особенности его структуры и содержания.

Характеристика правовой экспертизы нормативных правовых актов пока не имеет четкой системной основы изложения материала: понятие, признаки, структура, содержание и т. п. и затрудняет его подачу в русле фундаментальных знаний.

Однако имеют место отдельные научные взгляды по проблеме темы пособия. Рассмотрим некоторые из них.

Уместно указать на авторскую позицию Е. В. Журкиной, которой предпринята попытка выделить специфические черты, присущие правовой экспертизе нормативных правовых актов.

К их числу она относит:

  • особый предмет исследования – допустимость и правомерность принятия потенциального нормативного правового акта с учетом действующей системы источников (форм) права;
  • определенный набор методов исследования (формально-юридический, системный, логический, сравнительно-правовой);
  • наличие специальных субъектов, уполномоченных осуществлять ее проведение;
  • особый характер экспертного заключения, содержащего результат проведенного экспертами-юристами анализа.

Давая оценку предложенным признакам, можно подтвердить, что по предмету исследования могут проводиться разнообразные виды экспертиз нормативных правовых актов (лингвистическая, экономическая, экологическая и иные).

Значимость данного признака учтена и в определении правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов, рассматриваемой Т. Н. Москальковой в качестве «составной части нормотворческой деятельности, предполагающей исследование проектов нормативных правовых актов на предмет их соответствия актам высшей юридической силы и предъявляемым к ним требованиям».

А, к примеру, предметом лингвистической экспертизы законопроектов является качество выражения лексической, грамматической и логической основ текста закона.

Сама же Е. В. Журкина включает вопросы, являющиеся предметом правовой экспертизы, в характеристику с точки зрения содержания последней.

Второй признак предполагает, что эксперт, проводящий правовое исследование нормативного правового акта, использует целый арсенал специальных методов исследования.

Так, системный метод позволяет выявить место и взаимодействие будущего нормативного правового акта применительно к действующему законодательству, логический лежит в основе структуры проекта и т. д.

Указание на специальных субъектов, осуществляющих правовую экспертизу, основано на закреплении в действующих нормативных правовых актах обязанности отдельных государственных органов по ее проведению.

Более того, для законов определенного вида федерального и регионального уровня, подзаконных нормативных актов подобная экспертиза является обязательной и входит в компетенционные полномочия органов государственного аппарата.

Интересно
Особый характер экспертного заключения связан с особым предметом правовой экспертизы. И хотя в настоящее время предприняты попытки практической формализации и теоретического структурирования, чаще всего правовая экспертиза имеет локальную форму, предлагаемую в рамках методики той или иной экспертной организации.

Важное значение при характеристике данной темы имеет вопрос о предмете правовой экспертизы нормативного правового акта.

Как мы видим, данный вопрос не нашел должного отражения в общей теории юридической науки, а если косвенно затронут, то подменяется категорией объекта либо его определение «обходят стороной».

Среди встречающихся подходов надо признать обоснованной точку зрения профессора В. В. Игнатенко, высказанную еще в конце 1990-х гг. Предметом научно-правовой экспертизы, по его мнению, выступает правовое качество проекта закона.

Под правовым качеством законопроекта В. В. Игнатенко понимает устойчивую совокупность содержательно-правовых, социально-обуславливающих и технико-юридических свойств проектируемого закона, обеспечивающих его эффективное и стабильное действие в случае принятия.

По аналогии с данным подходом можно заключить, что предметом правовой экспертизы нормативных правовых актов в целом может выступать правовое качество проекта нормативного правового акта.

В диссертационных работах последнего времени уже уделено внимание предмету как с точки зрения общетеоретического смысла, так и с точки зрения предмета правовой экспертизы законопроектов федерального и регионального уровня.

На сегодняшний день можно выделить два подхода в рассмотрении предмета экспертизы нормативных правовых актов:

  • через критерии качества нормативного правового акта (соответствие, непротиворечие действующим нормативным правовым актам; соответствие формы (вида) нормативного правового акта компетенции субъекта, правилам юридической техники и т. д.). В том числе М. А. Мушинский предлагает рассматривать категорию «качество нормативного правового акта» посредством дискачества, т. е. «диагностики правотворческих дефектов»;
  • через определение содержания предмета нормативного правового акта, формируемого кругом вопросов, подлежащих выяснению при проведении правовой экспертизы (анализ предмета правового регулирования, анализ соблюдения принципа разграничения предметов ведения и компетенции, анализ соблюдения требований юридической техники и т. д.).

Определение предмета экспертизы не следует смешивать с объектом, что тоже можно встретить в литературе по данной проблематике.

Под объектом правовой экспертизы нормативного правового акта (в единстве формы и содержания, т. е. как юридического документа), скорее всего, нужно понимать сам проект нормативного правового акта, подлежащий или прошедший такую экспертизу.

Некоторые специалисты включают в объект правовой экспертизы законопроекта и сопроводительные документы: пояснительную записку, финансово-экономическое обоснование, прилагаемый перечень нормативных правовых актов, требующих отмены, изменения или принятия и др.

Субъектами правовой экспертизы нормативных правовых актов являются организации и лица, осуществляющие экспертное исследование и дающие оценку правового качества нормативного правового акта. Субъектов правовой экспертизы можно классифицировать по нескольким критериям.

По категории субъектов: индивидуальные (отдельные специалисты, должностные лица) и коллективные (организации).

К первой категории относятся специалисты, лица, как правило, имеющие научные степени и ученые звания (профессор, доктор юридических наук, доцент, кандидат юридических наук и т. п.), ко второй – органы государства, государственные и негосударственные учреждения (научные, учебные).

По наличию полномочий у субъектов выделяют компетенционных и независимых экспертов, а экспертизу подразделяют на служебную и независимую.

Компетенционные субъекты (государственные органы и специалисты) обладают служебными полномочиями, а независимые (негосударственные организации и специалисты) не имеют служебно-функциональной связи с правотворческими органами.

Например, Закон Иркутской области «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» от 12 января 2010 г. в ст. 38 предусматривает, что служебная экспертиза проектов правовых актов области проводится специалистами, замещающими государственные должности области или должности государственной гражданской службы в государственных органах области в ходе исполнения ими своих должностных (служебных) обязанностей.

В качестве независимых экспертов оправдано привлекать научных работников, зарекомендовавших себя как крупных специалистов, имеющих навыки в теории и практике юриспруденции.

В учебной литературе можно встретить и другие способы классификации. Так, выделяют официальную и неофициальную экспертизу законопроектов в зависимости от субъекта экспертизы и от статуса нормативного правового акта.

Официальная проводится по проектам, зарегистрированным в Государственной Думе, на основании обращения в экспертную организацию уполномоченных структур.

Интересно
Неофициальная – по инициативе неуполномоченных парламентом органов и лиц, а равно в отношении не зарегистрированных в Государственной Думе проектов, т. е. не получивших официального признания10. Данный подход в целом поддерживается и в учебнометодическом пособии «Нормография» под редакцией Ю. Г. Арзамасова.

Ю. Г. Арзамасов связывает официальный и неофициальный характер проведения научно-правовой экспертизы со статусом законопроекта, утверждая, что придание проекту закона статуса законопроекта – это неотъемлемое право самого законодательного органа, призванного предварительно удостовериться в том, отвечает ли он всем предъявляемым к законопроекту требованиям.

В качестве субъектов правовой экспертизы выступают юридические службы государственных органов, специальные государственные органы, специалисты в отдельных отраслях юридических наук.

Самостоятельными государственными субъектами проведения официальной экспертизы в России являются:

  1. Правовое управление Аппарата Государственной Думы РФ – в отношении федеральных законопроектов;
  2. Министерство юстиции РФ – в отношении:
    • проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти;
    • подзаконных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти при проведении государственной регистрации.

Так, согласно «Методическим рекомендациям по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации», разработанным и утвержденным Приказом Министерства юстиции РФ от 31 мая 2012 г. № 8711, юридическую экспертизу проводят следующие органы.

Департамент законопроектной деятельности и мониторинга правоприменения Министерства юстиции РФ. Так, в положении об этом органе названы следующие его экспертные полномочия:

  • проводит правовую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
  • проводит правовую экспертизу проектов нормативных правовых актов Министерства юстиции РФ по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.

Территориальные органы, которые проводят правовую экспертизу правовых актов, поступивших в порядке, установленном п. 2 Указа Президента РФ от 10 августа 2000 г. № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» и п. 7 Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. № 904.

А также проводят повторную правовую экспертизу по поручениям Министерства юстиции РФ, запросам аппарата полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе, органов государственной власти субъектов РФ или по собственной инициативе, а управления Министерства юстиции РФ по субъектам РФ также по поручению Главного управления Министерства юстиции РФ по субъектам РФ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)