Исследование и оценка социально-правового качества нормативного правового акта

Как уже указывалось, предметом экспертизы нормативных правовых актов выступает их правовое качество. В содержание предмета включаются вопросы, подлежащие правовой оценке при проведении юридической экспертизы нормативного правового акта.

По мнению В. В. Игнатенко, предмет правовой экспертизы составляют социально-правовые и технико-юридические качественные характеристики закона.

А. В. Журкина включает в содержание правовой экспертизы анализ нормативного правового акта в контексте действующего законодательства и оценку внутренней согласованности и непротиворечивости норм правового акта.

Т. Н. Москалькова считает, что в ходе данной работы осуществляется исследование текста проекта на предмет законности и обоснованности содержащихся в нем нормативных правовых предписаний.

Однако изучение предлагаемого материала сводится в основном к тому, что в учебной и научной литературе, а также и у самого законодателя чаще всего очерчивается круг вопросов или задач, стоящих перед экспертом при проведении правовой экспертизы.

В «Методических рекомендациях по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» указывается на необходимость правовой оценки:

  • формы акта;
  • целей и задач;
  • предмета правового регулирования;
  • компетенции органа, принявшего акт;
  • содержащихся в нем норм на предмет соответствия требованиям Конституции РФ и федерального законодательства;
  • порядка принятия и обнародования (опубликования).

Определяя качественный уровень проектов нормативных правовых актов, Министерство юстиции Республики Беларусь разработало в 2002 г. «Методические правила подготовки заключений по проектам нормативных правовых актов», определяющие основные критерии, по сути, не отличающиеся от установленных в России.

Довольно структурированно и последовательно данный вопрос изложен в диссертации А. В. Журкиной.

  • Автор предлагает при проведении правовой экспертизы на предмет соответствия нормативного правового акта
    системе законодательства подвергать анализу следующие вопросы:

    • предмет правового регулирования;
    • принципы разграничения предметов ведения и компетенции;
    • соответствие Конституции РФ;
    • рассмотрение нормативного правового акта с позиции единства и согласованности законодательства в целом.

Ценным предложением в выработке единообразных подходов к подготовке экспертных заключений является включение в круг ориентируемых вопросов соответствия законопроектов общепризнанным принципам международного права и международным договорам РФ.

В целом, резюмируя содержание предмета правовой экспертизы, можно сосредоточить внимание на обобщающем подходе, который позволит установить ряд необходимых и принципиальных позиций, требующих оценки при проведении юридической экспертизы и составлении мотивированного заключения.

При исследовании предмета правового регулирования эксперт оценивает необходимость, допустимость, пределы и полноту правового регулирования в принципе.

Эксперт должен соотнести предмет и метод правового регулирования с учетом особенностей публичных и частных, материальных или процессуальных отношений.

Кроме того, эксперту требуется определить состояние действующего правового регулирования по предмету проекта нормативного правового акта. Для этого следует провести мониторинг действующего законодательства, регулирующего данную либо схожую сферу общественных отношений.

Предмет правового регулирования определяется, исходя из конституционного разграничения предметов ведения в РФ (ст. 71, 72, 73, 76).

При необходимости в зависимости от важности и первичности правового регулирования могут быть исследованы нормы и принципы международного права, международные договоры, ратифицированные РФ, и правовые позиции Конституционного Суда РФ.

Оценивая компетенцию государственного органа на принятие нормативного правового акта, следует учитывать его полномочия как на возможность принятия правового акта по данному предмету правового регулирования, так и на обоснованность выбора вида (формы) принимаемого (издаваемого) нормативного правового акта.

При выяснении соответствия содержания акта объему полномочий субъекта не допускается необоснованное расширение правотворческой компетенции.

  • Рассмотрение нормативного правового акта с позиции единства и согласованности законодательства в целом предусматривает:
    • абсолютное верховенство Конституции РФ, приоритет основных прав и свобод человека и гражданина, норм и принципов международного права;
    • приоритет федерального законодательства;
    • приоритет закона над подзаконным актом;
    • доминирование специальной нормы перед общим правилом;
    • системность принятия и действия нормативного правового акта, отсутствие коллизий.

Также следует руководствоваться «Методическими рекомендациями по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ».

Для детализации экспертных вопросов в ходе исследовательской деятельности целесообразно обращаться к научно-практическим пособиям, методическим рекомендациям и специальным нормативным правовым актам.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)