Правовые основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов

Коррупция – это коррозия власти. Как ржавчина разъедает металл, так коррупция разрушает государственный аппарат и разъедает нравственные устои общества.

Уровень коррупции – своеобразный термометр общества, показатель его нравственного состояния и способности государственного аппарата решать задачи не в собственных интересах, а в интересах общества.

Подобно тому, как для металла коррозийная усталость означает понижение предела его выносливости, так для общества усталость от коррупции означает понижение его сопротивляемости.

Специфика правового регулирования профилактики коррупции в целом и такого ее направления, как выявление коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах и их проектах, достаточно сложна и разнообразна.

Целесообразно упомянуть следующие документы международного права по предупреждению коррупции и борьбе с ней:

  1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.
  2. Межамериканская конвенция о борьбе с коррупцией, принятая Организацией американских государств 29 марта 1996 г.
  3. Конвенция о борьбе с коррупцией, затрагивающей должностных лиц Европейских сообществ или должностных лиц государств – членов Европейского союза, принятая Советом Европейского союза 26 мая 1997 г.
  4. Конвенция о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц в международных коммерческих сделках, принятая Организацией экономического сотрудничества и развития 21 ноября 1997 г.
  5. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, принятая Комитетом министров Совета Европы 27 января 1999 г.
  6. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, принятая Комитетом министров Совета Европы 4 ноября 1999 г.
  7. Конвенция Африканского союза о предупреждении коррупции и борьбе с ней, принятая главами государств и правительств Африканского союза 12 июля 2003 г.

Государственно-правовая идеология как элемент правовой системы выступает формой ценностно-нормативного обобщения, определяя особенности права в соответствующем историческом, политическом и культурном контексте, отражая связь между социальной средой и правовой системой посредством содержащейся в праве систематизации представлений об интересах личности, общества и государства на основе официально принятых взглядов об идеале правопорядка и законности, правовых идей и принципов, правовых концепций, теорий и доктрин.

Идея господства права выражается в Конституции РФ в верховенстве Конституции, признающей общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ составной частью ее правовой системы, а нормы, установленные ее международным договором, – обладающими большей юридической силой, нежели установленные законом (ст. 15, 17 и др.).

В том, что государство не создает, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат им не от государства, а от рождения (ч. 2 ст. 17); в том, что оно обязано признавать и соблюдать их, защищать их носителя – человека, его права и свободы как высшую ценность (ст. 2).

Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием (ст. 18).

Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования над обществом в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их правовым контролем.

Первично понятие «противодействие коррупции» сформулировано в Федеральном законе «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ.

Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

  • по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
  • по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
  • по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В числе национальных приоритетов современной России создание целостной и эффективно действующей системы профилактики правонарушений занимает особое место.

В условиях актуализации новых криминальных вызовов и угроз, усложнения оперативной обстановки, повышения общественной опасности преступности пристальное внимание руководства страны к этой проблеме закономерно и соответствует объективным требованиям построения социально-ориентированного государства, обеспечивающего безопасность своих граждан.

Только при условии решения этой проблемы возможна реализация долгосрочных целей развития страны, в том числе определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.

Интересно
Профилактика коррупции – это особый вид социальной практики, обеспечивающий целенаправленное воздействие на общественные отношения с целью предупреждения нравственно-правовой деформации личности коррупционера, формирования нетерпимости к коррупционному поведению, возвеличивания правомерного поведения и ресоциализации лиц, которые уже допустили социально-негативные проявления в поведении.

Профилактика коррупции – это особый вид социальной практики, обеспечивающий целенаправленное воздействие на общественные отношения, с целью предупреждения нравственно-правовой деформации личности коррупционера, формирования нетерпимости к коррупционному поведению, возвеличивания правомерного поведения и ресоциализации лиц, которые уже допустили социально-негативные проявления в поведении.

Существуют разнообразные виды коррупционных правонарушений, регламентированных нормами российской системы права. Одним из наиболее опасных видов коррупции является внедрение коррупциогенных факторов в нормы позитивного права.

В 2004 г. Президент РФ впервые публично признал, что «корни коррупции подпитываются некачественным законодательством».

В том же выступлении В. В. Путина сформулирована и задача по устранению этих корней: «Необходимо наладить постоянную и системную антикоррупционную экспертизу законодательства».

Необходимость «внедрить экспертизу нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность» признана в октябре 2005 г. утвержденной Правительством РФ Концепцией административной реформы в РФ в 2006–2008 гг.

Поэтому антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов должна рассматриваться как одно из приоритетных, стратегических направлений в системе профилактики коррупции в РФ.

С целью правового регулирования, а также организации и осуществления антикоррупционной экспертизы в РФ принят и действует Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее – ФЗ № 172-ФЗ).

В соответствии с этим законом Правительство РФ установило «Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и «Методику проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

В целях реализации подп. 9.1 п. 7 Положения о Министерстве юстиции РФ37 и в соответствии с п. 2 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг принят Приказ Министерства юстиции РФ от 27 июля 2012 г. № 146 «Об утверждении административного регламента Министерства юстиции РФ по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».

Во исполнение п. 7 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов принят Приказ Министерства юстиции РФ от 21 октября 2011 г. № 363 «Об утверждении формы заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы».

Во исполнение ФЗ № 172-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и в соответствии с Положением о Министерстве юстиции РФ был принят Приказ Министерства юстиции РФ от 8 сентября 2011 г. № 310 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов структурными подразделениями Министерства юстиции РФ».

Интересно
В целях реализации полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы, возложенных на органы прокуратуры ФЗ № 172-ФЗ, ст. 9.1 и п. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», был принят Приказ Генерального прокурора РФ от 28 декабря 2009 г. № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов».

Следует также отметить, что аналогичные нормативные акты были приняты всеми основными категориями уполномоченных субъектов (федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)