Исследование и оценка правового качества нормативного правового акта
Существует два основных подхода к пониманию юридической техники: широкий и узкий.
Под юридической техникой в широком аспекте понимается совокупность правил, которые используются при создании и совершенствовании правовых (юридических) документов, а также технические операции и средства материальной техники, сопровождающие юридическуюдея тельность.В узком смысле под юридической техникой подразумевается совокупность определенных правил, используемых для создания (подготовки и оформления) и совершенствования правовых (юридических) документов.
В первом случае в объем понятия юридической техники включаются три компонента:
- Правила, используемые для подготовки (создания, оформления) нормативных, индивидуальных и иных юридических документов; правила по совершенствованию правовых актов (документов) (правила внесения изменений и дополнений в закон, правила систематизации); правила, относящиеся к порядку опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов и других юридических документов (порядок определения периода действия договора).
- Технические операции, относящиеся к реализации юридических норм, процессу применения права и технике судебного, прокурорского и иного делопроизводства (принудительный привод); материально-технические средства юридической деятельности (следственный чемодан, машина криминалистической лаборатории и т. п.).
- Процедурные правила, сопровождающие юридическую деятельность и процесс создания юридических документов.
Однако в юридической науке и на практике термин «юридическая техника» наиболее часто употребляется в узком смысле. При таком понимании юридическую технику образуют нематериальные средства и приемы, используемые для подготовки, оформления, при необходимости – опубликования правовых документов и их совершенствования.
Кроме того, хотелось бы обратить внимание на понимание юридической техники профессором Н. А. Пьяновым. По его мнению, юридическая техника – это совокупность правил, средств и приемов, которые используются при подготовке, оформлении, опубликовании и систематизации правовых актов и иных юридических документов.
Соответственно, правотворческая техника – это совокупность правил, средств и приемов, которые используются при подготовке, оформлении и опубликовании нормативных правовых актов с целью их совершенствования.
Таким образом, можно выделить ряд специфических признаков, которые отличают именно этот вид юридической техники:
- это совокупность правил, в том числе средств и приемов, используемых при разработке текста нормативного правового акта (закона или подзаконного нормативного правового акта);
- это своего рода методика, вырабатываемая наукой и практикой для оптимизации формы и содержания нормативных правовых актов;
- это техника использования таких юридических правил оформления текста акта, которые позволяют установить официальность создания такого акта как нормативного правового;
- данная техника вырабатывает и формирует нормативные правила условий и порядка вступления в юридическую силу нормативных правовых актов всех уровней;
- правотворческая техника имеет своей целью совершенствование в первую очередь законодательных и иных нормативных правовых актов.
Как было отмечено выше, юридическая (правотворческая) техника складывается из правил, приемов и средств, составляющих ее содержание.
Многообразие взглядов на состав содержания юридической техники не позволяет на сегодняшний день сформировать обобщенный учебный подход.
Но с позиции юридической науки и практики нет никакого единообразия. Это связано и с тем, что законодатель в нормативных правовых актах, регулирующих правовую экспертизу, развел требования соответствия нормативного правового акта системе законодательства (что с точки зрения науки представляет содержательные правила юридической техники, т. е. социально-правовой критерий качества) с технико-юридическими требованиями к реквизитам, структуре, юридической терминологии и т. п.
При установлении соответствия проекта нормативного правового акта предъявляемым технико-юридическим требованиям в процессе правовой экспертизы, по мнению Т.Н. Москальковой и В.В. Черникова, следует оценить:
- соответствие оформления проекта избранному виду нормативного правового акта;
- правильность использования деления содержания проекта на главы, разделы, статьи, пункты и подпункты;
- язык проекта (использование нормативного стиля при изложении содержательной части проекта);
- правильность написания названий органов и организаций;
- правильность оформления используемых в проекте ссылок на нормативные правовые акты;
- правильность написания дат в тексте и реквизитах;
- соблюдение в проекте других технико-юридических требований.
В научно-практическом пособии под редакцией Ю.А. Тихомирова показатели качества закона основаны на использовании следующих правил юридической техники:
- строгая структуризация текста проекта; обеспечение правильного понимания нормативных понятий и терминов;
- четкое определение видов правовых предписаний – норм-дефиниций, норм-целей, нормпринципов и т. д.;
- обеспечение правильного соотношения материальных и процессуальных правовых норм;
- обоснование установления объема и характера прав, обязанностей и ответственности субъектов права, их взаимоотношений;
- формулирование верных отсылок и ссылок в правовом акте;
- установление реквизитов правового акта.
Практики, специалисты экспертных организаций с точки зрения юридической техники обращают внимание на выявление в проектах региональных и муниципальных актов следующих соответствий:
- способов изложения, стиля и терминологии – федеральному законодательству;
- рубрикации проекта нормативного правового акта – объему и сложности отрасли (подотрасли, института) права;
- порядка вступления будущего нормативного правового акта в силу – нормам федерального законодательства, устанавливающим порядок обнародования и вступления в силу нормативных правовых актов субъектов РФ.
Кроме того, О. Н. Шишпаренок отмечает, что на практике существуют различные подходы к порядку проведения правовой экспертизы и имеют место заключения, где оценка соответствия проекта правилам законодательной техники не является обязательной.
Однако, обобщив учебную, научную литературу, законодательство и практический материал, представляется обоснованным в предмет правовой экспертизы нормативных правовых актов с точки зрения юридической техники включить исследование и оценку следующих вопросов.
Выявление несоответствий реквизитным правилам, т. е. правилам внешнего оформления нормативного правового акта.
В настоящее время выработаны общие и единые требования ко всем типам юридических документов как в науке, так и на практике.
Более того, применительно к нормативным правовым актам разрабатываются специальные рекомендации (например, Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, соответствующими органами на региональном уровне), а также субъектами РФ принимаются законодательные акты, содержащие нормативно-технические правила оформления законов и подзаконных правовых актов.
К числу таких правил оформления относят:
- название вида нормативного правового акта;
- название органа, его издавшего;
- наименование нормативного правового акта;
- номер нормативного акта;
- дату принятия;
- место принятия;
- дату подписания и подпись с указанием должности, инициалов и фамилии.
Экспертами Управления Министерства юстиции РФ по субъектам в аналитических отчетах названы случаи неверно либо не в полном объеме указанных реквизитов принимаемых нормативных правовых актов.
Специалистами территориального органа Министерства юстиции Чувашской Республики выявлены нарушения юридической техники:
- при использовании заголовков частей нормативных правовых актов, не соответствующих содержанию актов;
- при указании наименований, дат принятия и иных реквизитов.
Например, главный специалист отдела юридической экспертизы и федерального регистра Управления Министерства юстиции РФ по Томской области констатирует, что в ходе анализа и обобщения результатов юридических экспертиз за 2000–2004 гг. наиболее типичным нарушением стала ссылка на органы исполнительной власти области, названия которых изменены.
На научно-практической конференции «Качество закона и юридическая техника» в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ в докладе Л. Ф. Апт указывалось на следующее:
- большинство ошибок на этапе экспертизы законопроектов в Совете Федерации Федерального Собрания РФ касается неправильного указания источников официального опубликования нормативных правовых актов при внесении изменений в законодательные акты;
- существует проблема правильного наименования законов и отражения в них предмета регулирования.
Выявление несоответствия в структуре нормативного правового акта.
Распределение и расположение нормативного материала в определенном порядке, его структурирование составляют его внутреннюю форму, которая подчинена логическим способам построения материала.
Разбивка нормативного правового акта на системно-структурные составляющие значительно облегчает пользование им. Рубрикация нормативного акта упрощает его систематизацию.Выявление несоответствия нормативного правового акта средствам, приемам и способам юридической техники.
Правила, используемые для изложения содержания нормативных актов, включают:
- средства изложения (терминология, юридические и текстовые конструкции);
- приемы (фикции и презумпции) и способы изложения.
Такое разделение правил довольно условно и не находит общей поддержки среди ученых, поэтому не будет ошибкой, если студент обобщит средства, приемы и способы с помощью понятия «правила изложения».
Вопрос о способах изложения норм права в нормативных правовых актах больших дискуссий уже не вызывает. Как правило, в учебной и научной литературе рассматриваются общепринятые приемы, которые сориентированы на связь нормы права и статьи нормативного акта.
По степени обобщенности нормативного материала выделяют абстрактный и казуистический способы. По форме изложения нормативного материала выделяют нормативный и повествовательный способы.
Например, специалисты территориальных органов Министерства юстиции по Тюменской области в ходе юридической экспертизы областных актов выявили несоответствие понятий, используемых в региональных нормативных правовых актах, понятиям, закрепленным в федеральном законодательстве.
Подобные нарушения отмечены и в нормативных правовых актах в целом по Сибирскому федеральному округу.
Выявление несоответствия правилам опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов.
Подобные правила юридической техники предусматриваются в нормах федерального законодательства и специальных нормативных правовых актах.
Согласно правилам юридической техники существует несколько способов определения вступления в силу нормативных правовых актов:
- установление даты или порядка вступления нормативного правового акта в самом акте (специальные условия);
- применение к нормативному правовому акту общего порядка вступления в силу, в зависимости от его юридической силы и предмета регулирования, закрепленного в нормах права (общие правила);
- введение в действие посредством специального акта либо с момента получения соответствующими органами и организациями, либо с момента подписания (исключительные условия).
Нормативный правовой акт также должен содержать порядок и официальный источник его опубликования. Так, Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»31 в ч. 2 ст. 9 установил требование о том, что при публикации федерального конституционного закона и федерального закона указываются наименование, дата принятия и подписания, подписавшее должностное лицо, место (Москва, Кремль) и регистрационный номер.
- Предмет исследования и способы выявления коррупциогенных факторов
- Принципы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов
- Основные признаки понятия антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов
- Завершающий этап правовой экспертизы нормативных правовых актов
- Основные характеристики понятия антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов
- Понятие антикоррупционной правовой экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
- Правовые основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов
- Исследование и оценка социально-правового качества нормативного правового акта
- Правовое регулирование порядка проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов в РФ
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу