Основные признаки понятия антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов представляет собой деятельность.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов – это поведение, форма сознательных, инициативных, активных действий государства, его органов (должностных лиц), а также органов местного самоуправления (их должностных лиц), связанная с созданием норм позитивного права и направленная на упорядочивание общественных отношений.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов – это вид правовой правомерной деятельности.

Правовое поведение можно определить как предусмотренное нормами позитивного права и подконтрольное государству сознательно-волевое социально значимое поведение людей, которое, как правило, влечет или способно повлечь определенные юридические последствия.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов – это поведение, предусмотренное нормами права РФ и получившее с их стороны социально полезную юридическую оценку.

Антикоррупционная экспертиза – это юридически значимое поведение.

Правовое поведение не следует отождествлять с юридически значимым поведением, поскольку юридически значимым может быть поведение, не урегулированное нормами права, но находящееся в сфере правового регулирования.

Антикоррупционная экспертиза может рассматриваться не только как деятельность по выявлению коррупциогенных факторов, но и как источник информации о коррупционных правонарушениях, эмпирическая база для правового мониторинга и условие совершенствования национальной системы права.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов – это поведение, подконтрольное государству.

Все субъекты антикоррупционной экспертизы, будь то органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностные лица или институты гражданского общества, действуют в так называемой системе сдержек и противовесов.

Например, любой нормативный правовой акт может быть подвержен как государственной, так и независимой экспертизе, или любой проект нормативного правового акта органа местного самоуправления в обязательном порядке проходит антикоррупционную экспертизу в органах прокуратуры РФ.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов – это целенаправленная деятельность.

Целенаправленность антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов выражается в идейной целеустремленности поведения ее участников.

Особенно это касается институтов гражданского общества и отдельных активных граждан, чьи побудительные мотивы вытекают из главных, руководящих идей, положенных в основу законодательства о противодействии коррупции, и которые становятся значимой целью жизни общества.

К разряду целей можно отнести следующие:

  1. Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.
  2. Повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.
  3. Ликвидация последствий коррупционных правонарушений.

Главными средствами воспитания идейной целеустремленности являются:

  • правильно поставленное правовое образование;
  • использование в целях воспитания ярких положительных примеров;
    вовлечение в непосредственную практическую антикоррупционную деятельность, связанную с проведением в жизнь этих высоких принципов, максимально широкого круга участников.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов – это систематическая деятельность.

С одной стороны, деятельность по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов означает совокупность поведенческих актов, т. е. регулярный, постоянный поведенческий процесс, который все время повторяется, причем частота повторения значения не имеет.

С другой стороны, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов представляет собой систему действий, скоординированную и взаимосвязанную совокупность последовательных мероприятий, которые обеспечивают продвижение к намеченным целям.

К таким мероприятиям можно отнести различные организационные действия, направленные на реализацию полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Например, предварительная правовая регламентация должностных инструкций и функциональных обязанностей конкретных специалистов; издание необходимых организационно-распорядительных документов; проведение межведомственных совещаний с руководителями федеральных органов исполнительной власти и организаций федерального уровня, обладающих правом нормотворчества, – Центрального банка РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и т. п.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов предполагает процессуальный характер деятельности.

Интересно
С одной стороны, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов представляет собой запрограммированный нормами позитивного права юридический процесс – совокупность последовательных действий, обусловленных общим целеполаганием.

С другой стороны, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов – это своего рода технологический процесс – упорядоченная последовательность взаимосвязанных действий, выполняющихся с момента возникновения исходных данных до получения требуемого результата.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов – это часть более сложного процесса, процесса противодействия коррупции, которая представляет собой совокупность менее сложных самостоятельных процессов.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов – это профессиональная деятельность.

Само слово «экспертиза» предполагает высокий профессионализм в сфере правотворческой и правоприменительной деятельности, который, в свою очередь, предполагает особое свойство исполнителей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную, основанную на высоком уровне юридических знаний и навыков специализированную деятельность по проверке нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов на предмет их коррупционности в самых разнообразных условиях.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов рассматривается как внесудебная экспертиза, не связанная с судопроизводством.

Однако она может являться основанием для судебного разбирательства или возбуждения уголовного дела, если в ходе ее проведения будут установлены достаточные для этого факты.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов – это деятельность, связанная с толкованием права.

Под толкованием права следует понимать деятельность по установлению и объяснению подлинного смысла правовых норм с целью обеспечения их надлежащей реализации и дальнейшего совершенствования.

Поскольку толкование права – это деятельность как по установлению, так и по объяснению подлинного смысла правовых норм, в его структуре можно четко выделить два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных элемента: уяснение права и разъяснение права.

Уяснение смысла норм правил, норм целей, норм задач, норм дефиниций в процессе антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов представляет собой деятельность по установлению подлинного предназначения правовых норм.

Она протекает как внутренний мыслительный процесс, происходящий в сознании субъекта, толкующего право, и связана с познанием, выяснением заложенного в нормах права смысла.

Субъекты, проводящие антикоррупционную экспертизу, обязаны оформлять заключения по ее результатам, которые по существу являются актами разъяснения права, иными словами, результатами деятельности, связанной с объяснением подлинного смысла правовых норм, подлинного их содержания.

Оформление заключения по результатам антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов должно быть объективировано, т. е. выражено вовне в форме письменного документа.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов – это криминологическая деятельность.

Криминологическая специфика антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проявляется в следующем:

  1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится с целью выявления коррупционных, по сути преступных замыслов, поэтому вынуждена сопоставлять нормы права с возможными формами правонарушений и связанных с ними явлениями как социально-правовую реальность.
  2. Специфика криминологического познания состоит и в том, что в нем делается выраженный акцент на причинном объяснении изучаемых этой наукой социально-правовых явлений и процессов.
  3. Во главу криминологических исследований ставится задача предупреждения преступности.
  4. Криминология принимает участие в разработке не только правовых, но и иных по содержанию средств борьбы с преступностью, ее предупреждения (социально-экономических, культурно-воспитательных и т. д.).

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов – это средство борьбы с коррупцией.

Борьба с коррупцией должна начинаться с восстановления уважения и доверия к государственным структурам и чиновникам. Для увеличения доверия населения все решения, принятые по коррупционным правонарушениям должностных лиц, должны стать достоянием широкой общественности, а коррупционеры должны понести адекватное содеянному наказание.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов – это средство обеспечения ценности права.

Острая необходимость исследования обеспечения социальной ценности права находит свое подтверждение как в практических примерах, связанных со слабостью научно-исследовательской базы при формировании права, с имеющей место политической тенденциозностью законодательства, с некритическим восприятием западных правовых институтов без должного учета собственного исторического опыта, так и в появлении теоретических публикаций о «востребованности» и возможности существования теневых правовых предписаний.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)