Основные характеристики понятия антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов как элемент национальной системы права РФ.

С учетом особенностей массива правового регулирования, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения одного вида.

В современной юридической доктрине отсутствует полемика в отношении того, к какой из отраслей права следует отнести нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся по поводу организации и проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Возьмем на себя смелость предположить, что это сфера правового регулирования отрасли конституционного права, так как затрагивает вопросы компетенции органов государственной власти, органов местного самоуправления, а самое главное, расширяет основные возможности граждан в сфере управления делами государства.

На этом основании можно попытаться сформулировать определение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов как института конституционного права РФ.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов как институт конституционного права РФ – это система юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере правотворчества с целью выявления и профилактики коррупциогенных факторов и коррупционных правонарушений.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов как элемент правовой политики государства.

В объективном смысле правовая политика рассматривается как сфера общественных отношений, не зависящих от воли конкретного субъекта.

В субъективном смысле правовая политика представляет собой совокупность волевых установок и поведенческих факторов, обусловливающих направленность и результативность деятельности конкретных субъектов политико-правовых отношений власти и подчинения.

Правовая политика – это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов по совершенствованию эффективного механизма правового регулирования, цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры общества и личности.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов является одним из приоритетных направлений внутренней политики российского государства, которое регламентировано в ряде указов Президента РФ.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов как функция государства и гражданского общества.

Государство и гражданское общество осуществляют управление обществом, в том числе, в форме антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Интересно
Антикоррупционная экспертиза – это не просто направление деятельности, а направление определенного свойства, имеющее объективное предназначение (установление справедливого, демократического правового порядка, воспитание уважения к позитивному праву, возвышение его ценности и др.).

В данной функции проявляет себя сущность правового, демократического государства, она выражает назначение государства и его роль в общественной жизни, устанавливает совокупность прямых и обратных связей с институтами общественной жизни, пропагандирует активную гражданскую позицию в сфере управления делами государства.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов как юридическая обязанность специально уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов представляет собой регламентированную нормами ФЗ № 172-ФЗ необходимость совершения предписанных действий специально уполномоченными на то органами государственной власти, а также органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов как субъективное право граждан РФ Федеральный закон № 172-ФЗ оперирует понятием «гражданское общество» и устанавливает, что институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами РФ, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов.

К сожалению, в действующем законодательстве отсутствует характеристика понятия гражданского общества и его институтов.

Можно лишь предполагать, что это неопределенный круг заинтересованных субъектов, которые для реализации собственных интересов в сфере управления государственными делами вправе совершать действия по проведению антикоррупционной экспертизы.

С целью упорядочения рассматриваемых отношений и обеспечения права граждан на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов был принят Приказ Министерства юстиции РФ от 27 июля 2012 г. № 146 «Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции РФ по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».

Данный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) при аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством РФ, порядок отказа в аккредитации, приостановления аккредитации и аннулирования аккредитации, а также определяет условия аккредитации и порядок взаимодействия между структурными подразделениями Министерства юстиции РФ, его должностными лицами, взаимодействия Министерства юстиции РФ с заявителями при предоставлении государственной услуги.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов как элемент процесса правотворчества.

Правотворчество можно определить как осуществляемую уполномоченными на то субъектами или народом деятельность по установлению, изменению или отмене норм позитивного права, а также санкционированию неюридических норм в качестве юридических.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится в связи с установлением, изменением или отменой норм позитивного права в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Правотворчество, в какой бы форме оно не осуществлялось, всегда протекает как процесс, который в своем развитии проходит ряд стадий.

Вопрос о том, что представляет собой правотворческий процесс и какие стадии в своем развитии он проходит, в отечественной теории государства и права не имеет однозначного решения.

Обусловлено это, по всей видимости, тем, что правотворчество осуществляется различными субъектами, на самых разных уровнях и имеет самые разнообразные формы.

В этой связи правотворческий процесс у разных субъектов правотворчества протекает по-разному, а значит, единой, универсальной для всех форм правотворчества модели правотворческого процесса практически не существует.

Вследствие этого в научной и учебной литературе предлагаются самые разные варианты правотворческого процесса, но чаще всего многие авторы за основу берут законотворческий процесс в РФ (процесс принятия федеральных законов) и на его примере рассматривают правотворческий процесс и его стадии.

Подобный подход позволяет охарактеризовать основные стадии процесса принятия нормативного правового акта (закона), но не раскрывает процесс правотворчества во всей его полноте, поскольку за рамками правотворчества остается деятельность, связанная с подготовкой проекта нормативного правового акта (закона).

Между тем в содержание правотворчества входят не только действия, связанные с принятием нормативного правового акта, но и действия по подготовке его проекта.

Интересно
В рассматриваемом случае антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится на нескольких стадиях правотворческого процесса и процесса систематизации российского законодательства.

В частности, речь идет о процессе подготовки нормативного правового акта и стадии приостановления действия нормативного правового акта в случае официального признания обнаружения в нем коррупциогенных факторов.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов как элемент механизма правового регулирования.

Правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения в целях их упорядочения.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в свою очередь, должна рассматриваться в качестве одного из необходимых средств воздействия на общественные отношения, имеющих окончательную цель упорядочить общественные отношения и обеспечить действие режима законности.

Основываясь на рассмотренных характеристиках понятия «антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», можно попытаться выделить его основные характерные признаки.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)