Понятие форм воспитательной работы с осужденными

В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. По нашему мнению, следует придерживаться утверждения Е.В. Титовой, которая определяет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы.

Педагогическая форма, по сути, организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания осужденных

Оригинальна предложенная Е.В. Титовой классификация форм воспитательной работы. Автор считает, что существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: целевой направленности, позиции участников воспитательного процесса, объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия – события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Она выделяет характерные признаки такого типа форм. Это прежде всего созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют, то это и есть мероприятие.

Ко второй группе форм воспитательной работы Е.В. Титова относит так называемые дела.

Дела – это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Игры – воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Помимо отмеченной в педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы. Перечислить все формы воспитательной работы невозможно, да и нет такой необходимости.

Каждая форма не повторяет другую, а лишь может быть похожа на нее.

Следует отметить основные, реализуемые в воспитательной работе с осужденными.

По времени проведения все формы можно разделить:

  • на кратковременные – продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов (лекция, викторина и т. д.);
  • продолжительные – продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель (спортивная спартакиада, смотр-конкурс на лучшее спальное помещение и т. д.);
  • повторяющиеся – регулярно повторяющиеся на плановой основе (еженедельные заседания совета отряда осужденных, день отряда и т. д.).

По времени подготовки можно говорить об экспромтных формах, т. е. проводимых с осужденными без включения их в предварительную подготовку, а также о формах, предусматривающих предварительную работу, подготовку осужденных.

Можно различать формы по видам деятельности – формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности; по способу влияния воспитателя – непосредственные и опосредованные.

По субъекту организации различают следующие формы: организаторами осужденных выступают начальники отрядов; деятельность организуется на основе совместной деятельности сотрудников ИУ и осужденных; инициатива и ее реализация принадлежит осужденным.

По количеству участников формы могут быть: индивидуальные (сотрудник – осужденный); групповые (сотрудник – осужденные бригады, отряда, колонии и т. д.).

Интересно
Индивидуальные формы пронизывают весь исправительный процесс, общение сотрудников ИУ и осужденных. Элементы индиви­дуального воздействия проявляются и в групповых и коллективных формах и в конечном итоге определяют успешность всех других форм.

К индивидуальным формам работы относятся: беседа, собеседование, целенаправленное наблюдение за осужденным в сфере режима отбывания наказания, общественно полезного труда, воспитательной работы, учебы в школе и ПТУ; личные поручения осужденному и анализ их выполнения; контроль за выполнением программ и планов самовоспитания; аттестование; консультации; оказание индивидуальной помощи в конкретной работе; совместный поиск решения проблемы, задачи.

Наиболее эффективное применение индивидуальных форм включает в себя:

  1. Изучение личности осужденного, особенностей его развития, специфических личностных свойств и качеств.
  2. Составление на основе свойств личности перспективной программы воспитания (программа максимум) и программы конкретных мероприятий на ближайшее время (программа минимум).
  3. Реализацию намеченных мероприятий.
  4. учет и анализ достигнутых результатов и выдвижение основных воспитательных задач.

К групповым формам работы можно отнести собрания звена, бригады, отряда, класса; заседания советов коллективов и их секций; смотры полезных дел отрядов; подготовка коллективных и индивидуальных трудовых обязательств; конкурсы и слеты передовиков труда и примерного поведения, рационализаторов и изобретателей; выставки самодеятельного искусства; выпуск стенной печати и оформление наглядной агитации; лекции, групповые беседы, викторины, диспуты; спектакли, концерты, спортивные соревнования и т. д.

При организации групповых воздействий усилия воспитателя направлены на:

  • создание благоприятного настроя, положительного взаимоотношения и общение;
  • создание положительного отношения к воспитательным воздействиям;
  • вовлечение личности в групповую общественно полезную деятельность;
  • использование отношения лидерства в воспитательных целях.

Формы организации практической деятельности составляют основу планирования воспитательной работы, в котором отражаются различные мероприятия, направленные на реализацию основных направлений процесса исправления.

В целях трудового воспитания применяются трудовое соревнование, смотры, рейды по организации труда, школы передового опыта и т. д.

Для осуществления нравственно-эстетического воспитания организуются лекции, доклады, беседы, диспуты, вечера на моральные и эстетические темы, конференции, художественные и музыкальные вечера, литературные конкурсы, концерты художественной самодеятельности, выставки самодеятельного искусства, обсуждение нарушителей дисциплины на собрании бригады или отряда, встречи с работниками искусства.

В целях правового воспитания проводятся лекции, беседы, вечера вопросов и ответов на юридические темы, оформляются уголки правовых знаний и наглядная агитация, организуется работа по склонению осужденных к явке с повинной и досрочному погашению исков.

Физическое воспитание осужденных включает в себя пропаганду физкультуры и спорта, оборудование спортивных площадок, проведение спартакиад, шахматно-шашечных турниров, оформление выставок, пропагандирующих физкультуру и спорт.

Выбор форм воспитательной работы с осужденными определяется задачами конкретного момента, содержанием и спецификой исправительного процесса в данном учреждении, индивидуальными особенностями личности воспитателя и воспитуемого.

Эффективная организация педагогического процесса в ИУ предполагает оптимальные соотношения индивидуальных и групповых (коллективных, массовых) форм воспитательных воздействий на осужденных.

Тактика и методика педагогического воздействия обычно определяются с учетом присущих каждой форме преимуществ и недостатков, а также индивидуальных особенностей личности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)