Понятие педагогика
Педагогика – наука о воспитании человека.
Основными категориями педагогики являются развитие, воспитание, образование, обучение, социализация.
Развитие человека – процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
Воспитание – целенаправленный процесс управления развитием личности.
При этом традиционно, начиная с Ю.К. Бабанского, различают несколько его смыслов:
- в широком социальном смысле, когда речь идет о воздействии на человека всей окружающей действительности;
- в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленная деятельность, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс;
- в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа, например, направленная на формирование правопослушного поведения человека;
- в более узком значении, когда имеется в виду решение определенной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание), правовых представлений (правовое воспитание), эстетических вкусов (эстетическое воспитание).
В данном случае термин обозначает участок приложения воспитательных усилий.
Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т. е. приобретение системы знаний самостоятельно.
Обучение – целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся – учением. Таким образом, обучение можно определить, как преподавание и учение, взятые в единстве.
Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, предполагающий систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений.
Объектом педагогики являются воспитательные системы, оказывающие формирующее, развивающее воздействие на человека во всех сферах его жизнедеятельности.
Под воспитательной системой понимается устойчивая педагогическая структура, включающая в себя:
- цели и задачи системы;
- содержание воспитания;
- формы, методы и направления воспитательных воздействий;
- субъект и объект воспитания;
- условия, в которых возникают и протекают психолого-педагогические отношения;
- управление, обеспечивающее существование и развитие системы.
Петербургские исследователи Е.Н. Барышников и И.А. Колесникова считают, что воспитательная система отражает специфический способ организации воспитательного процесса на уровне конкретного учреждения.
Предмет педагогики – целенаправленный процесс развития и формирования личности в процессе воспитания, обучения и образования.
- Самодеятельные организации как орган самоуправления коллектива осужденных
- Структура самодеятельных организаций осужденных
- Цели и принципы работы самодеятельных организаций осужденных
- Становление и развитие самодеятельных организаций осужденных
- Общественно полезная активность как условие и критерий исправления осужденных
- Организация информационного потока на сознание осужденных
- Методические основы изучения неформальных групп осужденных
- Материальная база воспитательной работы с осужденными
- Воспитательная работа с первичными коллективами осужденных
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу