Понятие педагогика

Педагогика – наука о воспитании человека.

Педагогика раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, а также процессы образования и обучения человека на всех возрастных этапах его развития.

Основными категориями педагогики являются развитие, воспитание, образование, обучение, социализация.

Развитие человека – процесс становления его личности под влия­нием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Воспитание – целенаправленный процесс управления развитием личности.

При этом традиционно, начиная с Ю.К. Бабанского, различают несколько его смыслов:

  • в широком социальном смысле, когда речь идет о воздействии на человека всей окружающей действительности;
  • в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленная деятельность, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс;
  • в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа, например, направленная на формирование правопослушного поведения человека;
  • в более узком значении, когда имеется в виду решение определенной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание), правовых представлений (правовое воспитание), эстетических вкусов (эстетическое воспитание).

В данном случае термин обозначает участок приложения воспитательных усилий.

Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов.

Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т. е. приобретение системы знаний самостоятельно.

Обучение – целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся – учением. Таким образом, обучение можно определить, как преподавание и учение, взятые в единстве.

Теорию обучения и образования разрабатывает отдельная отрасль педагогики – дидактика

Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, предполагающий систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений.

Объектом педагогики являются воспитательные системы, оказывающие формирующее, развивающее воздействие на человека во всех сферах его жизнедеятельности.

Под воспитательной системой понимается устойчивая педагогическая структура, включающая в себя:

  • цели и задачи системы;
  • содержание воспитания;
  • формы, методы и направления воспитательных воздействий;
  • субъект и объект воспитания;
  • условия, в которых возникают и протекают психолого-педагоги­ческие отношения;
  • управление, обеспечивающее существование и развитие системы.

Петербургские исследователи Е.Н. Барышников и И.А. Колесникова считают, что воспитательная система отражает специфический способ организации воспитательного процесса на уровне конкретного учреждения.

Соответственно можно выделить воспитательную систему школы, промышленного предприятия, воинского подразделения, исправительного учреждения, других социальных институтов.

Предмет педагогики – целенаправленный процесс развития и формирования личности в процессе воспитания, обучения и образования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)