Правовое воспитание осужденных

Процесс исправления осужденных немыслим без уяснения требований законов и уважительного отношения, а также неукоснительного их выполнения. Поэтому в качестве самостоятельного направления работы ИУ выделяется правовое воспитание осужденных, под которым следует понимать процесс формирования правосознания.

Правовое воспитание направлено на формирование у осужденных:

  • правовых знаний (правовое просвещение);
  • уважительного отношения к требованиям закона, представителям органов правопорядка, непримиримости к любым правонарушениям;
  • убеждений и привычек правомерного поведения.

Правовое просвещение занимает исходное место в процессе перехода внешней необходимости соблюдать и исполнять закон во внутреннюю осознанную потребность.

Следует отметить основные направления правового просвещения.

Разъяснение требований уголовно-исполнительного и уголовного законодательства направлено на формирование готовности к соблюдению режима отбывания наказания и включает доведение требований правовых норм, касающихся:

  1. Правового положения осужденных, обязанностей осужденных, запретов, их прав и порядка реализации прав.
  2. Порядка и условий отбывания наказания.
  3. Перспектив и оснований улучшения правового положения осужденных, досрочного освобождения, изменения видов режима.
  4. Разъяснение других требований режима отбывания наказания.

Наряду с доведением правовой информации необходимо разъяснение значения требований режима для обеспечения нормальной жизнедеятельности осужденных, удовлетворения их интересов, обеспечения защищенности, а также для организованности и общего порядка, без чего не может функционировать любой коллектив. Такое разъяснение предполагает аргументацию для чего это необходимо, а также ответ на риторический вопрос: что было бы, если бы не соблюдалось такое-то требование режима в ИУ.

Разъяснение должно также основываться наинформации о том, что большинство осужденных сознательно соблюдают правовые предписания и тем самым обеспечивают себе возможность получения поощрений, спокойное существование, досрочное освобождение. Наряду с этим целесообразно использовать примеры о последствиях для тех осужденных, которые нарушают правовые предписания.

Такая информация должна преподноситься так, чтобы складывалось представление о том, что лиц, нарушающих режим, значительно меньше, что значительная часть бывших нарушителей изменяет свое поведение в положительную сторону.

Особое значение имеет информация, направленная на разъяснение бессмысленности соблюдения так называемых воровских законов, эгоистичности (преследование личных интересов) тех, кто пропагандирует такие законы и стремится их соблюдать.

Информация указанного блока должна включать доведение до осужденных правовых норм о средствах обеспечения правопорядка (меры наказания, уголовной ответственности, основания применения силы, спецсредств, оружия, введения режима особого положения).

Вместе с тем эта информация должна даваться дозировано, в таком объеме, что-бы не вызывать отрицательную реакцию и отношение к администрации как к субъекту угрозы и устрашения.

Следующим важным направлением правового просвещения является разъяснение правовых вопросов, которые могут возникнуть после освобождения, связанные с трудоустройством, жилищными проблемами, бракосочетанием и т. д.

Поэтому важно в правовом просвещении осужденных уделять внимание не только уголовно-исполнительному праву, но и гражданскому, административному, трудовому, семейному. Без знания гражданско-правовых норм немыслимо формирование у осужденных полноценного правосознания и правильного юридического мышления.

В данном случае важно внушать осужденным выгодность соблюдения закона. Говорить о позитивных последствиях соблюдения закона.

Необходимо также избегать сосредоточения внимания осужденных главным образом на запретах и строгих санкциях уголовного и уголовно-исполнительного законодательств. Моделирование негативных правовых последствий должно гармонично сочетаться с конструктивными положительными правовыми последствиями.

Таким образом, правовые знания в качестве важного элемента правового сознания выступают одним из регуляторов поведения осужденных, способствуя повышению их социально-правовой активности.

Формирование уважительного отношения к требованиям закона, представителям органов правопорядка, непримиримости к любым правонарушениям на основе правовых знаний и убеждений. Указанное достигается путем раскрытия значения права как основного условия существования и важного способа удовлетворения потребностей и интересов осужденного в условиях ИУ. Разъясняя роль права, можно задать осужденным вопрос: что было бы, если бы не было законов; правил дорожного движения; Уголовного кодекса?

Важно донести до сознания каждого осужденного степень его вины перед обществом, пострадавшим, справедливость его наказания

Если наказание воспринимается осужденным как незаслуженное, чрезмерно строгое, несправедливое, то это усложняет воспитательный процесс, ослабляет воспитательные усилия, направленные на процесс формирования внутренней потребности осужденного в правомерном поведении.

Необходимо также формировать положительное отношение к сотрудникам органов правопорядка. Начинать нужно с разъяснения роли сотрудников ИУ. Данную информацию нужно доводить мягко, в контексте индивидуальных и коллективных бесед с осужденными на другие темы.

В ходе информирования необходимо подчеркивать:

  • положительные цели работы сотрудников (помочь вернуться человеку к нормальной жизни в обществе, обеспечить нормальное существование осужденных в период отбывания наказания, поддерживать человеческие отношения среди них и не допускать притеснения одних другими, привести осужденного к досрочному освобождению);
  • стремление сотрудников к формированию гуманных отношений (сотрудники были бы рады, если бы было взаимопонимание с осужденными, если бы никого не надо было наказывать, а только поощрять, они готовы оказать помощь человеку ради его возвращения к законопослушному образу жизни);
  • необходимость сотрудникам строго соблюдать требования закона в обеспечении порядка и режима содержания, применении разрешаемых благ для осужденных;
  • сложности и напряженности труда сотрудников, необходимости учитывать их человеческие возможности.

Информация должна также быть направлена на разъяснение необходимости культурного и уважительного общения с сотрудниками, пользы в этом для самих осужденных, для конструктивного решения возникающих вопросов и благоприятных взаимоотношений. Им необходимо разъяснять благоприятность вежливых отношений с людьми вообще для решения жизненных вопросов, в частности с сотрудниками.

В таком же русле корректируется и отношение к сотрудникам других правоохранительных органов, судейскому корпусу, прокурорам и т. д.

Формирование убеждений и привычек правомерного поведения. Это достигается через строгое соблюдение осужденными распорядка дня и закрепление привычки жить по распорядку, подкрепление правопослушного поведения применением мер поощрения, а нарушений режима – мер взыскания.

Также необходимо формирование комплекса поведенческих установок – моделей правового поведения – способов разрешения жизненных проблем в различных сферах правового поведения и психологически сложных ситуациях.

Главное – сформировать у осужденных глубокую убежденность в необходимости выполнения требований действующего законодательства, уважения и строгого соблюдения законов, добиться привычки соблюдать закон.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)