Правовое воспитание осужденных
Процесс исправления осужденных немыслим без уяснения требований законов и уважительного отношения, а также неукоснительного их выполнения. Поэтому в качестве самостоятельного направления работы ИУ выделяется правовое воспитание осужденных, под которым следует понимать процесс формирования правосознания.
Правовое воспитание направлено на формирование у осужденных:
- правовых знаний (правовое просвещение);
- уважительного отношения к требованиям закона, представителям органов правопорядка, непримиримости к любым правонарушениям;
- убеждений и привычек правомерного поведения.
Правовое просвещение занимает исходное место в процессе перехода внешней необходимости соблюдать и исполнять закон во внутреннюю осознанную потребность.
Следует отметить основные направления правового просвещения.
Разъяснение требований уголовно-исполнительного и уголовного законодательства направлено на формирование готовности к соблюдению режима отбывания наказания и включает доведение требований правовых норм, касающихся:
- Правового положения осужденных, обязанностей осужденных, запретов, их прав и порядка реализации прав.
- Порядка и условий отбывания наказания.
- Перспектив и оснований улучшения правового положения осужденных, досрочного освобождения, изменения видов режима.
- Разъяснение других требований режима отбывания наказания.
Наряду с доведением правовой информации необходимо разъяснение значения требований режима для обеспечения нормальной жизнедеятельности осужденных, удовлетворения их интересов, обеспечения защищенности, а также для организованности и общего порядка, без чего не может функционировать любой коллектив. Такое разъяснение предполагает аргументацию для чего это необходимо, а также ответ на риторический вопрос: что было бы, если бы не соблюдалось такое-то требование режима в ИУ.
Разъяснение должно также основываться наинформации о том, что большинство осужденных сознательно соблюдают правовые предписания и тем самым обеспечивают себе возможность получения поощрений, спокойное существование, досрочное освобождение. Наряду с этим целесообразно использовать примеры о последствиях для тех осужденных, которые нарушают правовые предписания.
Такая информация должна преподноситься так, чтобы складывалось представление о том, что лиц, нарушающих режим, значительно меньше, что значительная часть бывших нарушителей изменяет свое поведение в положительную сторону.
Информация указанного блока должна включать доведение до осужденных правовых норм о средствах обеспечения правопорядка (меры наказания, уголовной ответственности, основания применения силы, спецсредств, оружия, введения режима особого положения).
Вместе с тем эта информация должна даваться дозировано, в таком объеме, что-бы не вызывать отрицательную реакцию и отношение к администрации как к субъекту угрозы и устрашения.
Следующим важным направлением правового просвещения является разъяснение правовых вопросов, которые могут возникнуть после освобождения, связанные с трудоустройством, жилищными проблемами, бракосочетанием и т. д.
Поэтому важно в правовом просвещении осужденных уделять внимание не только уголовно-исполнительному праву, но и гражданскому, административному, трудовому, семейному. Без знания гражданско-правовых норм немыслимо формирование у осужденных полноценного правосознания и правильного юридического мышления.
В данном случае важно внушать осужденным выгодность соблюдения закона. Говорить о позитивных последствиях соблюдения закона.
Необходимо также избегать сосредоточения внимания осужденных главным образом на запретах и строгих санкциях уголовного и уголовно-исполнительного законодательств. Моделирование негативных правовых последствий должно гармонично сочетаться с конструктивными положительными правовыми последствиями.
Формирование уважительного отношения к требованиям закона, представителям органов правопорядка, непримиримости к любым правонарушениям на основе правовых знаний и убеждений. Указанное достигается путем раскрытия значения права как основного условия существования и важного способа удовлетворения потребностей и интересов осужденного в условиях ИУ. Разъясняя роль права, можно задать осужденным вопрос: что было бы, если бы не было законов; правил дорожного движения; Уголовного кодекса?
Если наказание воспринимается осужденным как незаслуженное, чрезмерно строгое, несправедливое, то это усложняет воспитательный процесс, ослабляет воспитательные усилия, направленные на процесс формирования внутренней потребности осужденного в правомерном поведении.
Необходимо также формировать положительное отношение к сотрудникам органов правопорядка. Начинать нужно с разъяснения роли сотрудников ИУ. Данную информацию нужно доводить мягко, в контексте индивидуальных и коллективных бесед с осужденными на другие темы.
В ходе информирования необходимо подчеркивать:
- положительные цели работы сотрудников (помочь вернуться человеку к нормальной жизни в обществе, обеспечить нормальное существование осужденных в период отбывания наказания, поддерживать человеческие отношения среди них и не допускать притеснения одних другими, привести осужденного к досрочному освобождению);
- стремление сотрудников к формированию гуманных отношений (сотрудники были бы рады, если бы было взаимопонимание с осужденными, если бы никого не надо было наказывать, а только поощрять, они готовы оказать помощь человеку ради его возвращения к законопослушному образу жизни);
- необходимость сотрудникам строго соблюдать требования закона в обеспечении порядка и режима содержания, применении разрешаемых благ для осужденных;
- сложности и напряженности труда сотрудников, необходимости учитывать их человеческие возможности.
Информация должна также быть направлена на разъяснение необходимости культурного и уважительного общения с сотрудниками, пользы в этом для самих осужденных, для конструктивного решения возникающих вопросов и благоприятных взаимоотношений. Им необходимо разъяснять благоприятность вежливых отношений с людьми вообще для решения жизненных вопросов, в частности с сотрудниками.
В таком же русле корректируется и отношение к сотрудникам других правоохранительных органов, судейскому корпусу, прокурорам и т. д.
Также необходимо формирование комплекса поведенческих установок – моделей правового поведения – способов разрешения жизненных проблем в различных сферах правового поведения и психологически сложных ситуациях.
Главное – сформировать у осужденных глубокую убежденность в необходимости выполнения требований действующего законодательства, уважения и строгого соблюдения законов, добиться привычки соблюдать закон.
- Самодеятельные организации как орган самоуправления коллектива осужденных
- Структура самодеятельных организаций осужденных
- Цели и принципы работы самодеятельных организаций осужденных
- Становление и развитие самодеятельных организаций осужденных
- Общественно полезная активность как условие и критерий исправления осужденных
- Организация информационного потока на сознание осужденных
- Методические основы изучения неформальных групп осужденных
- Материальная база воспитательной работы с осужденными
- Воспитательная работа с первичными коллективами осужденных
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу