Политико-воспитательная работа с осужденными в 1960-1991 годах

Период 60-х гг. XX в. отличался значительным оживлением опытной, экспериментальной и научно-исследовательской работы. Причиной тому стала в первую очередь гуманизация уголовной и уголовно-исполнительной политики советского государства.

Создание отрядной системы положило начало поиску учеными и практиками наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия на осужденных с целью их возвращения к правопослушной жизни после освобождения.

Наиболее существенную роль в гуманизации процесса исполнения наказания осужденных сыграл также Вологодский эксперимент по формированию воспитывающих коллективов осужденных, в основу которого были положены принципы теории коллектива, разработанные А.С. Макаренко еще в 1930-х гг. Этому немало способствовали проведенные в 1960 г. две всесоюзные методические конференции, посвященные применению идей А.С. Макаренко в воспитательной работе с осужденными. Появились первые работы по исправительной педагогике Б.С. Утевского, В.И. Куфаева, А.Л. Ременсона, В.И. Монахова, В.Ф. Клюкина и т. д.

В 1960/61 учебном году исправительно-трудовая педагогика была впервые включена в учебные планы Высшей школы МВД СССР и средние учебные заведения союзных республик. Начальник кафедры исправительно-трудового права Высшей школы МВД СССР Б.С. Утевский разработал первый тематический план по исправительно-трудовой педагогике и написал по этой дисциплине первые лекции.

В 1966 г. Б.С. Утевским, А.П. Евграфовым и И.В. Шмаровым издается первое учебно-методическое пособие «Исправительно-трудовая педагогика»

Официальное признание в качестве самостоятельной отрасли научного знания исправительно-трудовая педагогика получила в 1963 г.

Академик И.А. Каиров, будучи в то время Президентом Академии педагогических наук СССР, предложил расширить систему педагогических наук, включив в нее исправительно трудовую педагогику.

Педагогические исследования, педагогический опыт 1960-х гг. способствовали педагогизации практики перевоспитания осужденных. Достаточно сказать, что только политотделом ИТУ МВД СССР за период с 1963 по 1971 г. было подготовлено 104 брошюры по исправительной проблематике.

Интересно
Результаты исследований нашли законодательное закрепление в Основах исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик (1969), где цель наказания определена как исправление и перевоспитание осужденных, и в соответствии с ней закреплены основные ее средства и методы.

Курс на исправление и перевоспитание осужденных был законодательно закреплен. Постепенно начинает складываться система психолого-педагогического обеспечения деятельности мест лишения свободы. В целях повышения уровня психолого-педагогических знаний сотрудников ИТУ впервые в 1974 г. была разработана двухгодичная программа по изучению в системе специально организуемых семинаров основ педагогики и психологии.

Основными средствами исправления и перевоспитания осужденных были выделены политико-воспитательная работа, общеобразовательная и профессио­нальная подготовка

Политико-воспитательная работа была направлена на воспитание осужденных в духе честного отношения к труду, точного ис­полнения законов и правил социалистического общежития, береж­ного отношения к социалистической собственности, повышение сознательности и культурного уровня, развитие полезной ини­циативы осужденных. Осужденных не обязывали участвовать в политико-вос­питательных мероприятиях, ограничиваясь общим указанием, что такое участие поощряется при определении степени их исправ­ления и перевоспитания.

Однако в соответствии с Правилами внут­реннего распорядка (ПВР) ИТУ участие осужденных в предусмотренных распорядком дня политико-воспитательных мероприятиях было для них обязательным. Нарушение этой обязанности расценивалось как нарушение режима отбывания наказания.

Организация политико-воспитательной работы возлагалась на администрацию ИТУ. В ней могли участвовать представители общественных, хозяйственных и иных организаций, трудовых кол­лективов.

Практическими вопросами организации и проведения полити­ко-воспитательной работы активно занимался политотдел ИТУ МВД СССР, политотдел УИТУ МВД БССР, на местах эта работа возлагалась на руководство ИТУ – заместителя начальника по политико-воспитательной ра­боте с осужденными.

Основными формами полити­ко-воспитательной работы с осужденными стали:

  • трудовое соревнование (введенное в 1961 г. вместо социалисти­ческого соревнования);
  • разъяснение советского законодательства;
  • агитационная и пропагандистская работа;
  • культурно-массовая и физкультурно-спортивная работа;
  • индивидуальная работа, проводимая на основе изучения лич­ности каждого осужденного, с учетом совершенного им преступле­ния, возраста, образования, профессии и других особенностей осуж­денного.

В рассматривае­мый период наука и практика все чаще обращались к педагогичес­кому наследию А.С. Макаренко, других выдающихся педагогов. Широкие законодательные рамки оставляли поле для экспери­ментов. Так, в 1977–1979 гг. в ряде учреждений проводился экспе­римент по применению телевидения в воспитательной работе.

В 1980 г. МВД СССР разрешило использование телевидения в ИТК-поселениях, ИТК общего, усиленного и строгого режимов. Вырабатывались принцип предъ­явления к каждому правонарушителю единых режимно-педагоги­ческих требований, практика регулярных аттестаций.

Положение об ИТК и тюрьмах 1961 г. предусматривало созда­ние в колониях редколле­гий стенных газет, самодеятельных организаций осужденных (сове­тов коллективов колоний, отрядов с секциями при них).

В ИТК БССР (принят в 1971 г., вступил в силу 1 января 1972 г.) указывалось, что самодеятельные организации осужденных создаются в целях развития навыков коллективизма у осужденных, отбывающих на­казание в местах лишения свободы, и поощрения их полезной ини­циативы, а также использования влияния коллективов на исправ­ление и перевоспитание осужденных. Самодеятельные организа­ции должны были работать под руководством администрации ИТУ.

В развитие законодательных норм МВД СССР, дважды (в 1972 и 1980 г.) утверждались положения о самодеятельных организациях осужденных, в которых более детально закреплялись конкретные виды таких организаций, порядок их формирования и деятельности.

Важной составляющей воспитательного процесса в ИТУ в рассматриваемый период стало общее образование осужденных. Оно регулировалось нормами исправительно-трудового законодатель­ства в пределах, необходимых для его правиль­ной организации в местах лишения свободы.

Устанавливалось, что в ИТУ прово­дится обязательное общеобразовательное восьмилетнее обучение осужденных. Осужденные, имеющие восьмилетнее образование, при наличии в ИТУ средней школы могут продолжать свое обучение. Осужденные старше сорока лет и инвалиды первой и второй групп к общеобразовательному обу­чению привлекаются по их желанию.

Интересно
В связи с принятием Конституции СССР, закрепившей обяза­тельность получения среднего образования гражданами молодеж­ного возраста, в ИТУ осуществляется всеобщее обязательное среднее образова­ние осужденных из числа молодежи и обязательное общеобразо­вательное восьмилетнее обучение осужденных, не достигших со­рокалетнего возраста.

Основными организационными формами обучения в ИТУ стали вечерние (сменные) школы или учебно-консультационные пункты, находившиеся в ведении городских (районных) отделов народного об­разования. В ИТК-поселениях осужденные могли также обучаться в вечерних (сменных) школах, находящихся вне колонии.

Общее руководство организацией общеобразовательного обу­чения осужденных осуществляли политорганы ИТУ

Как и общеобразовательное обучение, профессионально-тех­ни­чес­кое образование осужденных выдвигалось в число основных средств исправления и перевоспитания осужденных. На практике же оно использовалось для решения текущих производственных задач ИТУ. Организовано два вида профессиональной подготовки осужденных: профессионально-техническое образование и профессио­нальное обуче­ние на производстве.

Указанные виды профессио­нальной подготовки осуществлялись в нескольких организацион­ных формах: профессионально-технические учи-лища (с отрывом или без отрыва от производства), а также индивидуальное, бри­гадное, курсовое обучение непосредственно на производстве.

Предпринят первый практический шаг в создании психологической службы в системе мест лишения свободы. В 1986 г. МВД СССР издается приказ № 86, который предусматривал введение в штаты ИТУ должностей психологов.

В целом в 70–80-х гг. ХХ в. сформировалась система воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, которая основывалась на единой политике ИТУ МВД СССР, комплексе законодательных актов и методических разработках, регулирующих данную деятельность.

Для этого периода характерным стало повсеместное проведение в ИТК опытной и экспериментальной работы. Результаты экспериментов, наиболее сложные проблемы, связанные с совершенствованием деятельности ИТУ, выносились на обсуждение научно-практических конференций и семинаров, и получали официальное признание на коллегиях МВД СССР.

В результате достоянием всей системы ИТУ стали:

  1. Опыт ИТК-17 УВД Вологодского облисполкомов по формированию направленно-воспитывающих коллективов осужденных и использования его помощи в исправлении и перевоспитании осужденных (1972).
  2. Опыт шефской работы Горьковского автомобильного завода над Арзамасской ВТК (1973).
  3. Опыт ИТУ МВД БСССР по организации индивидуальной воспитательной работы с осужденными, и в частности, шефства над осужденными, трудно поддающимися воспитательному воздействию. Коллегия МВД СССР этот опыт одобрила в 1975 г., а в 1976 г. в Минске состоялась конференция, на которой разносторонне был исследован так называемый «Белорусский опыт».
  4. Опыт трудового воспитания в ИТК-2 УВД Саратовского облисполкома по внедрению внутризаводского хозрасчета, введение в цехах лицевых счетов (1977).
  5. Опыт ЛТП-1 ИТУ МВД Литовской ССР и ЛТП-1 МВД Татарской АССР по организации лечебного процесса и обеспечению преемственности в деятельности лечебно-трудовых профилакториев, территориальных органов внутренних дел и наркологических учреждений органов здравоохранения (1978).
  6. Опыт ИТК-5 УВД Кировского облисполкома по обеспечению правопорядка среди осужденных посредством комплексного использования наличных сил начсостава, инженерно-технических работников, личного состава воинского подразделения, актива осужденных с широким применением технических средств (1979).
  7. Опыт ИТУ УВД Харьковского облисполкома по привлечению общественности к воспитательной работе с осужденными, организации шефства над ИТУ, оказанию помощи в трудовом и бытовом устройстве, освобождаемым из ИТУ (1981).
  8. Опыт ВТК УВД Рязанского облисполкома по повышению эффективности воспитательной работы с лицами молодежного возраста (1983).

В 1975–1979 гг. на базе передовых ИТК было создано 30 штатных методических кабинетов, занимавшихся научными исследованиями наиболее актуальных проблем деятельности ИТУ, обобщением положительной практики организации воспитательной работы с осужденными и разработкой методических рекомендаций. В период с 1980–1985 гг. штатные кабинеты проводили исследования по 32 темам.

Вслед за практикой наибольшего развития в 70–80-х гг. ХХ в. достигла и пенитенциарная наука. Подготовлены первые учебники «Испра­ви­тельно-трудовая педагогика» под редакцией заместителя министра МВД СССР И.Т. Богатырева (М., 1978), «Организация исправления и перевоспитания осужденных» под редакцией А.И. Зубкова, М.П. Стуровой (М., 1985) для слушателей Академии МВД СССР. В Москве и на местах проводились научно-методические конференции, посвященные проблемам исправления и перевоспитания осужденных.

После 1985 г. исправительно-трудовая система СССР вступила в новую фазу своего развития, характеризующуюся усилением гуманистических тенденций. Различные научные группы во ВНИИ МВД, Институте повышения квалификации работников ИТУ, Академии и других подразделениях МВД СССР разрабатывали концепции функционирования исправительно-трудовой системы в новых условиях с учетом веяний времени.

Гуманизация деятельности ИТУ проявилась прежде всего по отношению к несовершеннолетним и женщинам, что позволило приблизить их жизнь и деятельность к условиям нормального человеческого общежития (питание, одежда, переписка, свидание с родными и близкими и т. д.) и тем самым сделать более успешным процесс их ресоциализации.

Активизация научно-исследовательской и опытно-эксперименталь­ной работы по педагогике значительно повысили потенциал сотрудников исправительно-трудовой системы. На период 80–90-х гг. приходится пик защиты кандидатских диссертаций (Т.С. Петров, Р.Г. Га­ликеев, Н.Л. Филиппов, Ю.В. Чакубаш, В.И. Силенков, С.Н. Емельянов, А.Н. Пас­тушеня, В.Б. Шабанов и др.) и докторских (М.П. Стурова, Н.А. Тю­гаев, А.В. Пищелко).

Рязанская высшая школа МВД СССР стала осуществлять специализированную подготовку сотрудников для учреждений, исполняющих наказания. Кадровый состав воспитательных служб ИТУ отличался достаточно высоким профессионализмом.

Однако начавшийся во второй половине 80-х гг. XX в. системный социально-экономический и политический кризис в СССР, а затем и распад Советского государства прямо отразился и на состоянии уголовно-исполнительной системы, в частности на организации воспитательной работы с осужденными.

В середине 80-х гг. XX в. в воспитательной работе с осужденными стали проявляться формализм, показуха, бессистемность в работе. Индивидуальная работа с осужденными проводилась формально, разъяснительная работа стала подменяться принуждением, использованием только карательных мер. Выполнение производственных заданий декларируется как главная задача деятельности ИТУ.

Интересно
Со второй половины 80-х гг. ХХ в. в связи с расширением мер наказания, не связанных с лишением свободы, проведенной амнистией и значительным изменением законодательства, ограничивающего условное и условно-досрочное освобождение, в местах лишения свободы Беларуси начал сосредотачиваться весьма сложный в криминогенном отношении, трудно поддающийся исправлению и перевоспитанию «спецконтингент».

В 1987 г. из-за угроз срыва производственных планов в ИТУ республики было ввезено тысячи осужденных из различных регионов СССР, многие из которых являлись злостными нарушителями режима, поддерживали воровские традиции. В результате амнистии освободилась значительная часть актива осужденных положительной направленности. В этих условиях наметилась тенденция роста группировок осужденных отрицательной направленности, использовавших любые промахи администрации для дестабилизации обстановки в ИТУ.

Так, в ИТК-10 Новополоцка «краснодарскими» осужденными была создана группа «смотрящих», которые находились в каждом отряде. В их обязанности входило:

  • помогать продуктами питания, сигаретами и деньгами наказанным и водворенным в штрафной изолятор (ШИЗО) и переведенным в помещения камерного типа (ПКТ);
  • преследовать общественность, понуждать ее идти на поводу «отрицаловки»;
  • собирать в «общак» деньги, продукты питания, ширпотреб;
  • организовывать доставку в ИТК запрещенных предметов (деньги, водка, чай, сахар и т. д.).

Были попытки создать группировки отрицательной направленности и в других ИТК БССР. Подобная группировка из осужденных, переведенных из ИТК РСФСР, была создана в ИТК-7 Минска, которая еще в 70-х гг. – первой половине 80-х гг. ХХ в. славилась на весь Советский Союз своим передовым опытом в организации воспитательной работы с осужденными.

После смены руководства колонии (начальника И.К. Куценкова и его заместителя по политико-воспитательной работе подполковника Б.А. Гурского) бездумная политика нового руководства, направленная на выполнение производственного плана любой ценой, замена воспитательной работы карательными мерами привели в 1987 г. к массовым беспорядкам в ИТК-7 и ликвидации данного учреждения. Немногим позже по аналогичным причинам массовые беспорядки произошли в ИТК-15 Могилева.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)