Подходы к определению структуры процесса обучения

Существует множество подходов к определению структуры процесса обучения. Приведем один из вариантов.

1 этап (компонент) обучения – получение информации, постановка учебной задачи перед учащимися и изложение новых знаний или самостоятельная работа учащихся по их приобретению (40% учебного времени).

2 этап (компонент) – освоение информации, закрепление и применение знаний, умений и навыков на практике (40% учебного времени).

3 этап (компонент) – контроль усвоения информации (5–10% учебного времени).

4 этап – коррекция процесса усвоения знаний и формирования умений применять их на практике (10–15% учебного времени).

В педагогической психологии выделяют следующие факторы, которые влияют на результативность и эффективность обучения, продуктивность познавательной деятельности обучающихся:

  • тип, характер и сложность решаемых задач;
  • психофизиологические и антропометрические характеристики обучающегося;
  • организация рабочего места (учебного места);
  • организация деятельности, то есть наличие алгоритмов и инструкций деятельности, режим функционирования, учет всех факторов и обстоятельств деятельности;
  • санитарно-гигиенические факторы среды обучения;
  • факторы мотивации деятельности;
  • объективные условия и ситуации учебной деятельности.

В современной дидактике высшей школы выделяют следующие методологические подходы к организации профессионально-ориентированного процесса обучения в вузе, ссузе.

Личностно-ориентированный подход (признание уникальности личности каждого студента, создание условий для развития и самораз-вития профессионально-индивидуального и творческого потенциала будущего специалиста), – социокультурный подход (развитие «человека культуры» (М.Библер), формирование основ профессиональной культуры будущего специалиста), – деятельностный подход (формирование основ профессионализма будущего специалиста путем активизации различных видов деятельности студентов: учебно-познавательной, самообразовательной, практической учебно-профессиональной, учебно-исследовательской, научно-исследовательской; формирование и развитие системы умений и навыков по самоорганизации различных видов деятельности), – компетентностный подход (овладение будущим специалистом в период обучения в вузе совокупностью базовых профессионально-личностных компетенций, необходимых и достаточных для достижения цели трудовой деятельности, оптимального уровня функционально-профессиональной грамотности).

Контекстный подход (заключается в осуществлении образовательного процесса вуза в контексте будущей профессиональной деятельности посредством воссоздания в формах и методах учебно-познавательной деятельности реальных связей и отношений, возникающих в трудовой сфере при решении конкретных профессиональных задач).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)