Ответственность как качество социального работника

Этот ценностный принцип состоит в ответственности клиента за самого себя. Ответственность клиента за свои действия является одной из важнейших ценностей помогающего процесса. Социальные теории выдвигают разные версии относительно того, что в обществе действуют разного рода социальные, политические, экономические и идеологические силы, которые ограничивают способность людей к ответственности за самих себя, свои поступки и дела.

Специалисты по социальной работе иногда вынуждены оказывать помощь своим клиентам в формировании чувства ответственности в условиях, которые непосредственным образом препятствуют этому процессу.

Конечно, весьма непросто работать с клиентом, у которого отсутствует мотивация к ответственным поступкам. Довольно часто клиенты являются лютыми врагами самим себе, пренебрегая или растрачивая попусту свои силы и ресурсы, которыми реально обладают.

Специалисту необходимо знать в этой связи некоторые правила, которыми можно и нужно пользоваться в процессе оказания помощи своим клиентам:

  1. Начни работу с установки – клиент может изменить свою ситуацию, если он выберет правильный путь. Социальная работа часто имеет дело с людьми, жизненная ситуация которых, на первый взгляд, не имеет шансов на улучшение. Весьма трудно говорить об ответственности за самих себя, например, когда речь идет о детях, подвергающихся насилию со стороны родителей. Тем нс менее, даже в тех случаях, когда обстоятельства резко сужают пространство для свободы действий клиента, специалист должен действовать исходя из концепции свободы личности, хотя ее в ряде случаев может явно недоставать. Это правило применимо к клиентам даже с очень серьезными проблемами. Для любого клиента может быть открыт путь к лучшей жизни.
  2. Помоги клиенту осознать помощь как труд. Процесс оказания помощи не заключается в исследовании жизненных тайн. Помощь – это процесс изменений, направленный на то, чтобы поднять дух клиента, изменить его ценностные ориентации, представления о самозащите, социальных нормах, а на основе новых взглядов на себя, на окружающую жизнь сформировать и новые поведенческие самозащитные навыки. Таким образом, непосредственная контактная работа связана с тем, чтобы исследовать необходимость изменений, начать как бы “пилотный проект” изменений, а также научиться иметь дело с разного рода препятствиями, мешающими изменениям к лучшему. Все это – груз, иногда тяжкий, иногда даже невыносимый, но в определенных ситуациях могущий стать интересным, иногда даже забавным. Помогать клиентам всегда трудно и одновременно интересно, поскольку эта деятельность развивает и самого специалиста.
  3. Помоги клиенту раскрыть необходимые ресурсы и воспользоваться ими. Жизненная практика показывает, что клиенты располагают гораздо большим числом ресурсов для решения своих проблем и развития возможностей, чем они сами себе представляют, впрочем, как и специалисты, к которым они обращаются за помощью. Специалист должен иметь изначальную установку, что у клиента есть необходимые ресурсы, чтобы активно сотрудничать в процессе работы с ним, чтобы сделать свою жизнь более конструктивной, чем она была раньше. Эти ресурсы могут быть кем-то по каким-либо причинам заблокированы или просто нс использоваться самим клиентом. Работа специалиста состоит в том, чтобы помочь клиенту высвободить “из плена” и развить свои собственные психические и социальные ресурсы. Кроме того, он должен помочь клиенту трезво оценить их с тем, чтобы желания нс обгоняли реальные возможности.
  4. Не бойся недооценить психологическую выносливость клиента. Специалист не должен ни баловать, ни проявлять жестокость по отношению к клиенту. Но он обязан знать, что психика клиента, даже в состоянии стрессовой ситуации, не так хрупка, как может казаться на первый взгляд. Специалист, который постоянно работает с установкой на психологическую хрупкость клиента, излишне щадит клиента. В этом случае, скорее всего, он защищает себя, а не клиента от психической травмы. Специалист, конечно, не должен быть ни безжалостным, ни индифферентным по отношению к своему клиенту. Лучшим типом отношения к клиенту может быть так называемая “строгая любовь”. А степень ее проявления зависит от каждого конкретного случая. Практика социальной работы показывает, что чаще всего клиент долго нс решается активно действовать по причине робости, причем как робости самого специалиста, так и клиента. Очень многие специалисты долго топчутся на месте, боясь совершить непоправимую ошибку, дать неправильный совет. Они считают, что чем больше времени они затратят на анализ проблемы, ситуации клиента, тем меньше вероятности совершить ошибку. Конечно, неоправданная поспешность – не лучший вариант действий специалиста, но и излишняя перестраховка тоже может нанести вред. Умелый специалист с самого начала действует активно, поскольку большинству клиентов импонирует динамизм человека, который приходит к ним на помощь в трудные минуты их жизни.
  5. Помоги клиенту справиться с разочарованием и поверни его в конструктивное русло. В процессе работы с клиентом у последнего может наступить разочарование или недовольство самим собой. Это вполне естественно. Конечно, с разочарованным клиентом работать весьма трудно, но и в этом случае разочарование должно быть развернуто в позитивное русло. Преодоление разочарования – довольно частая практика в работе специалиста. Когда разочарование не имеет под собой реальной основы, оно превращается в новую проблему для клиента, которую необходимо решать, и часто незамедлительно. В любом случае моральный дух клиента должен быть на высоте, чтобы соответствовать задачам процесса социальной работы.
  6. Проблема самоопределения клиента. Человек, обращающийся к социальному работнику за помощью, испытывает на себе влияние многих факторов – политических, экономических, идеологических, социальных, влияние людей, которые его окружают, и т.д. В социальной истории помощь как таковая окружена ореолом таинственности, часто связанной с религиозным сознанием. В обыденном сознании процесс оказания помощи – однонаправленный процесс: от того, кто оказывает помощь, к тому, кто ее принимает. В сознании или даже в подсознании клиента человек, оказывающий помощь, всегда наделен авторитетом, знаниями, властью, силой. Опытный специалист всегда отдает себе отчет о таком представлении, сложившемся исторически в сознании людей, и относится с глубоким уважением к этим чувствам, одновременно используя в процессе своей работы эти скрытые от глаз позитивные факторы общественного сознания.

К этическим дилеммам социальной работы относится проблема примирения ответственности клиента за самого себя и влияния социальной среды, препятствующей самоопределению человека.

Противоречие практической социальной работы и в том, что, с одной стороны, советы, которые дает специалист своему клиенту, могут не приниматься во внимание, поскольку специалист оставляет за клиентом право самостоятельно принимать решения и действовать так, как тот считает для себя необходимым. С другой стороны, специалист должен контролировать развитие событий вокруг клиента и в случае необходимости предпринять решительные действия, чтобы клиент сгоряча “нс прыгнул с моста в реку”.

Контроль этот весьма относителен, поскольку специалист должен уважать решение клиента прервать процесс работы с ним, даже когда тот, по мнению специалиста, еще нс готов к разумным самостоятельным действиям себе во благо. Тем не менее, влияние специалиста на клиента, вмешательство в его жизнь всегда имеют место в социальной работе и являются, по сути дела, нравственной проблемой социальной работы.

Рассмотрим некоторые принципы в действиях специалиста, направленные на то, чтобы сберечь, сохранить право клиента на самоопределение.

Используй методику участия вместо директивных методов работы. Оказание помощи – это процесс, в котором активно участвуют обе стороны: как специалист, так и клиент вносят свой вклад в решение проблемы. Вклад клиента состоит в том, что он постоянно ищет варианты своих самостоятельных действий, а специалист оказывает ему поддержку в этом поиске. Это и есть содействие в повышении степени его самоопределения.

Самое главное для специалиста – стремиться нс превратить процесс оказания помощи в еще один вид притеснения человека, уже страдающего от гнета государственных структур. Клиенту необходимо помочь найти, взять и использовать свои собственные властные полномочия в организации своей жизни.

Воспринимай помощь как естественный двунаправленный процесс. Помощь – это улица с двусторонним движением. Клиент и специалист в процессе взаимодействия взаимно влияют друг на друга. Влияние клиента на специалиста проявляется по-разному.

С другой стороны, клиент может быть привлекательным или непривлекательным, и чувственное восприятие клиента социальным работником тоже может быть разным – от самых приятных ощущений до полного неприятия. Хотя и специалист обязан владеть собой, своими эмоциями, но чувства остаются чувствами, и скрыть их подчас очень трудно. В этой связи специалисту приходится сознательно контролировать свое поведение.

Если он себя не контролирует, то подсознательно по отношению к привлекательному клиенту он может быть менее требователен, чем это положено, а в отношении непривлекательного клиента он может непроизвольно нс обратить внимания на что-то важное, о чем говорит клиент.

С другой стороны, и впечатления клиента от специалиста могут повлиять позитивно или негативно на сам процесс оказания помощи. Эти ощущения могут не совпадать с действительным положением дел. Молодая девушка, у которой сложные отношения с матерью, может иметь предубеждение против пожилой женщины – социального работника. Неопытный специалист легко может попасться на крючок своих собственных предубеждений или поддаться игре клиента. Опытный специалист знает об этих “ловушках” подсознания и умеет их преодолевать.

Стань советником для клиента. Специалист по социальной работе может воспринимать себя в качестве советника, которого нанял клиент, чтобы тот помог ему выйти из проблемной ситуации и сделать так, чтобы его жизнь стала более гармоничной.

Консультанты или советники в сфере бизнеса выполняют множество ролей. Они выслушивают, наблюдают, собирают данные, сообщают результаты своих наблюдений, обучают, проводят тренинги, оказывают поддержку и помощь, критикуют, советуют, высказывают свои предложения, иногда даже выступают в роли адвокатов. Но при этом вся ответственность за то, как идут дела на предприятии или в фирме, лежит на тех, кто нанял консультанта.

Интересно
Даже в отношении некоторых действий консультанта, которые могут казаться вполне директивными, решение принимает менеджер или предприниматель. Консультирование представляет собой процесс, подверженный влиянию социума, однако это – процесс сотрудничества, при котором консультант не отнимает право у менеджера принимать собственное решение в отношении проблем, которыми они совместно занимаются. В этом отношении оказание помощи в социальной работе схоже с консультированием в сфере бизнеса. Хороший клиент, как и хороший менеджер, учится, как использовать то ценное, что ему предлагает консультант.

Сделай так, чтобы клиент почувствовал себя равноправным партнером. В процессе оказания помощи трудно избежать того, что мы называем социальным влиянием. Если в процессе оказания помощи специалист делает все возможное, чтобы склонить клиента принять свою точку зрения, он неизбежно понуждает его мыслить и действовать вполне определенным образом. А принуждение неизбежно имеет свое обратное действие: на принуждение клиент должен реагировать сопротивлением, которое может быть активным или пассивным.

Более того, бывают случаи, когда клиент под влиянием специалиста может невольно принять решение, которое не отвечает его интересам. В идеале влияние в процессе социальной работы должно означать, что клиент должен выслушивать, взвешивать то, что говорит ему специалист, и в зависимости от того, насколько эти советы помогут ему наладить его жизнь, самому решать, принять или не принять совет специалиста.

Результативность социальной работы определяется тем, в какой степени клиент самостоятельно использует процесс социального влияния своего окружения, общества, да и социального работника, чтобы контролировать свою ситуацию и разрешать проблемы в своей повседневной жизни.

Ценности, с которыми работает специалист, – это не просто взгляды кого-то на процесс социальной работы. Это весьма практичные инструменты для специалиста, которые используются для того, чтобы правильно выстраивать поведение и принимать решения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)