Стиль руководства и эксперимент Курта Левина

В Древней Греции слово “стиль” (stylos) означало заостренный стержень для писания на восковых дощечках.

В дальнейшем понятие “стиль” совпало с термином “почерк”, поскольку в почерке (стиле) проявляется индивидуальность человека.

В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе по менеджменту стиль рассматривается в очень широком диапазоне.

Это:

  • стиль руководителя (менеджера);
  • стиль работы предприятия, организации, учреждения, их подразделений;
  • стиль государственного и муниципального управления;
  • особенности национального стиля управления (американского, итальянского, немецкого, российского, французского, шведского и др.).

Независимо от уровня, на котором велись или ведутся исследования, ключевыми проблемами были и остаются следующие: характерные особенности, черты данного стиля, его эффективность/неэффективность, а также возможности и способы развития.

Таким образом, исторически и ситуационно в стиле сконцентрированы проблемы эффективности (результативности) управления. Это, в свою очередь, обусловливает специфику диагностических (аналитических) методик, теорий, разрабатываемых рекомендаций по совершенствованию стиля.

Рассмотрим, как развивались теории стилей применительно к деятельности руководителей и какие общие рекомендации были адресованы практике социального управления.

Эксперимент Курта Левина

Первые научные исследования в области стилей управления малой группой проведены немецким психологом К. Левиным (1890–1947) во второй половине 1940-х гг. Он создал две экспериментальные группы для выявления факторов, влияющих на групповую деятельность.

Они состояли из детей 10–12 лет, делающих театральные маски. Руководителем в группах был один и тот же экспериментатор, использовавший первоначально два стиля – авторитарный (он самостоятельно принимал решения, приказывал) и демократический (решения принимались совместно с группой, давались объяснения и советы в процессе работы, постоянно осуществлялись контакты с группой).

Выяснилось, что эти стили по-разному оказывали влияние на атмосферу в группах, самочувствие, настроение ребят и результативность их работы.

В дальнейшем руководитель использовал попустительский стиль (lassie-faire), который оказался самым неэффективным.

Эксперимент, проведенный К. Левиным, позволил сделать следующие выводы.

Первый. “Вне руководителя” существует множество возможных методов воздействия на людей. Овладение этим полем – одна из задач профессиональной деятельности руководителя. “Стилевая бедность” – нежелательная болезнь в этой профессии.

Второй. Стиль руководителя складывается с двух сторон – со стороны особенностей личности руководителя и со стороны специфики группы (коллектива). В стиле своеобразно находят отражение потребности управляемого объекта. Поэтому важно “уловить” их в используемых формах и методах.

Третий. Не существует хороших и плохих стилей управления. Каждый стиль применительно к данным условиям, ситуации или объекту имеет свои плюсы и минусы. Соотношение между ними весьма важно для результатов управления.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)