Лидерский континуум Р. Тенненбаума и В. Шмидта и теория эффективного лидерства Ф. Фидлера
В 50-х и 60-х гг. XX в. появилось много исследований по влиянию на людей со стороны лидера – формального и неформального.
Общая модель лидерства включала следующие части:
- лидер и его характерные черты;
- лидер и группа;
- лидер, группа и ситуация;
- основные функции лидера.
Соответственно, изучение стилей лидеров проводилось и ведется применительно к данной модели, ее составным частям.
В своей концепции лидерского континуума Р. Тенненбаум и В. Шмидт выделили “три силы”, влияющие на стиль руководителя:
- Первая заключается в самом руководителе, его ценностях, отношении к подчиненным, поведении в неопределенных ситуациях.
- Вторая находится в подчиненных и оказывает определенное влияние на поведение руководителя.
- Третья “сила” принадлежит конкретной ситуации, которая требует определенного стиля для ее разрешения.
Исследуя методы руководителей, Р. Тенненбаум и В. Шмидт пришли к выводу, что эффективным можно считать менеджера, способного выбрать такие способы, приемы, которые больше всего соответствуют сложившейся ситуации. По их мнению, деление стилей на авторитарный и демократический – это довольно узкие модели, нс отражающие разнообразия стилей, существующих на практике.
Теория эффективного лидерства Ф. Фидлера
Американский профессор Ф. Фидлер, создавший теорию эффективного лидерства в 1967 г., провел со своими коллегами исследования в разнообразных малых группах.
Ими были выявлены три составляющие, которые влияют на стиль лидера:
- должность – чем больше полномочий имеет лидер в занимаемой должности, тем увереннее он может повести за собой людей;
- структура задач – чем более четко сформулированы задачи, тем легче вызвать ответственность у людей и контролировать выполняемые ими задачи;
- взаимоотношения между лидером и членами группы – чем больше доверия у членов группы к лидеру, тем сильнее их готовность следовать за ним.
В своем исследовании Ф. Фидлер выделил два стиля лидера – жесткий и мягкий. Лидер с жестким стилем ориентирован прежде всего на достижение поставленных целей, задач, выполнение принятых решений. Лидер с мягким стилем отдает предпочтение установлению и поддержанию хороших межличностных отношений и усилению личного положения.
Как показало тестирование, жесткий стиль присущ лидеру, который делает большое различие между наиболее и наименее предпочитаемыми работниками и отрицательно характеризует наименее предпочитаемого работника. Лидер с этим стилем делает упор на достижение целей, задач, а не на отношения в группе.
Мягкий стиль свойственен лидеру, который не проводит большого различия между наиболее и наименее предпочитаемыми работниками и положительно характеризует наименее предпочитаемого работника. Лидер данного стиля считает хорошие отношения в группе наиболее важным фактором достижения поставленных задач.
Ситуация считается благоприятной, если все три показателя оказываются высокими, и, наоборот, неблагоприятной при их низких значениях. Он пришел к выводу, что жесткий стиль эффективен в благоприятной и неблагоприятной ситуациях, а мягкий стиль – в неопределенной обстановке.
Свою теорию Ф. Фидлер связал с вопросами подготовки руководителей, среди которых особого внимания заслуживают два тезиса.
Второй тезис. Подготовка руководителей должна строиться с учетом их личностных характеристик, а не на основе единой программы обучения, которая хороша для одних, но не отвечает потребностям других.
- Особенности исследования ролей в организации
- Ролевая концепция Г. Минцберга
- Стиль руководства и эксперимент Курта Левина
- Содержание беседы и условия ее эффективности
- Зарубежные методики стимулирования персонала социальных учреждений
- Измерение как альфа и омега управления
- Форматы измерений
- Измерение мотивации и стимулирования персонала
- Проблема коммуникации в конфликтных ситуациях
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу