Лидерский континуум Р. Тенненбаума и В. Шмидта и теория эффективного лидерства Ф. Фидлера

В 50-х и 60-х гг. XX в. появилось много исследований по влиянию на людей со стороны лидера – формального и неформального.

Общая модель лидерства включала следующие части:

  • лидер и его характерные черты;
  • лидер и группа;
  • лидер, группа и ситуация;
  • основные функции лидера.

Соответственно, изучение стилей лидеров проводилось и ведется применительно к данной модели, ее составным частям.

В своей концепции лидерского континуума Р. Тенненбаум и В. Шмидт выделили “три силы”, влияющие на стиль руководителя:

  1. Первая заключается в самом руководителе, его ценностях, отношении к подчиненным, поведении в неопределенных ситуациях.
  2. Вторая находится в подчиненных и оказывает определенное влияние на поведение руководителя.
  3. Третья “сила” принадлежит конкретной ситуации, которая требует определенного стиля для ее разрешения.

Исследуя методы руководителей, Р. Тенненбаум и В. Шмидт пришли к выводу, что эффективным можно считать менеджера, способного выбрать такие способы, приемы, которые больше всего соответствуют сложившейся ситуации. По их мнению, деление стилей на авторитарный и демократический – это довольно узкие модели, нс отражающие разнообразия стилей, существующих на практике.

Неправомерно рассматривать, например, авторитарный стиль как неэффективный, а демократический, наоборот, как результативный. Стиль управления – это “открытая система”, в которую входят многие взаимосвязанные факторы, приобретающие определенное значение под влиянием трех вышеназванных сил.

Теория эффективного лидерства Ф. Фидлера

Американский профессор Ф. Фидлер, создавший теорию эффективного лидерства в 1967 г., провел со своими коллегами исследования в разнообразных малых группах.

Ими были выявлены три составляющие, которые влияют на стиль лидера:

  • должность – чем больше полномочий имеет лидер в занимаемой должности, тем увереннее он может повести за собой людей;
  • структура задач – чем более четко сформулированы задачи, тем легче вызвать ответственность у людей и контролировать выполняемые ими задачи;
  • взаимоотношения между лидером и членами группы – чем больше доверия у членов группы к лидеру, тем сильнее их готовность следовать за ним.

В своем исследовании Ф. Фидлер выделил два стиля лидера – жесткий и мягкий. Лидер с жестким стилем ориентирован прежде всего на достижение поставленных целей, задач, выполнение принятых решений. Лидер с мягким стилем отдает предпочтение установлению и поддержанию хороших межличностных отношений и усилению личного положения.

Для практического определения этих стилей Ф. Фидлер использовал тестирование, с помощью которого выявлялись наименее и наиболее предпочитаемые лидером члены группы и устанавливалось сходство между членами группы и лидером, так как человек работает лучше с тем, кого он считает таким же, как он сам.

Как показало тестирование, жесткий стиль присущ лидеру, который делает большое различие между наиболее и наименее предпочитаемыми работниками и отрицательно характеризует наименее предпочитаемого работника. Лидер с этим стилем делает упор на достижение целей, задач, а не на отношения в группе.

Мягкий стиль свойственен лидеру, который не проводит большого различия между наиболее и наименее предпочитаемыми работниками и положительно характеризует наименее предпочитаемого работника. Лидер данного стиля считает хорошие отношения в группе наиболее важным фактором достижения поставленных задач.

В своей теории эффективного лидерства Ф. Фидлер предложил определять “степень благоприятности” ситуации в зависимости от степени признания руководителя как лидера со стороны подчиненных, а также степени структуризации задачи и объема формальной власти.

Ситуация считается благоприятной, если все три показателя оказываются высокими, и, наоборот, неблагоприятной при их низких значениях. Он пришел к выводу, что жесткий стиль эффективен в благоприятной и неблагоприятной ситуациях, а мягкий стиль – в неопределенной обстановке.

Свою теорию Ф. Фидлер связал с вопросами подготовки руководителей, среди которых особого внимания заслуживают два тезиса.

Интересно
Первый тезис. Практически невозможно изменить качества конкретного руководителя, однако можно изменить ситуацию, в которой ему приходится работать. Поэтому следует научить руководителя тому, как завоевать поддержку и доверие со стороны подчиненных; как определять конкретные задачи; как оценивать степень предоставленной власти.

Второй тезис. Подготовка руководителей должна строиться с учетом их личностных характеристик, а не на основе единой программы обучения, которая хороша для одних, но не отвечает потребностям других.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)