Измерение мотивации и стимулирования персонала

Понятие “измерение” принято считать не столько теоретическим, сколько практическим, поскольку позволяет получать измерительную информацию, обладающую определенной степенью точности.

Измерение – это нахождение и использование измерительных инструментов для получения более определенных характеристик различных систем, объектов, событий и процессов.

Данное определение содержит основную проблематику, связанную с измерениями:

  1. Нахождение измерительных инструментов.
  2. Использование (применение) этих инструментов.
  3. Объяснение (интерпретация) результатов измерений.

Кратко рассмотрим эти принципиальные проблемы.

Нахождение измерительных инструментов

В своей истории человечество создало два универсальных измерительных инструмента – слова и числа. Все остальные являются их комбинацией.

Особое место среди этих инструментов принадлежит методикам, в которых описывается порядок измерения или последовательность получения результатов измерения, а также шкалам, с помощью которых производятся те или иные измерения.

Использование измерительных инструментов

В данном отношении важными являются:

  • оценочные процедуры или порядок измерения;
  • условия, в которых оно происходит;
  • факторы, оказывающие влияние на процесс измерения;
  • методы обработки полученной информации.

Объяснение (интерпретация) результатов измерений
Ведущим здесь считается так называемый “человеческий фактор” – индивидуальное, групповое и коллективное восприятие результатов измерений, т.е. как человек их понимает, объясняет и в дальнейшем применяет для решения конкретных задач.

Пользователя-практика (специалиста, руководителя) прежде всего интересуют методики измерения мотивации и стимулирования или как (каким образом) можно получить измерительную информацию по этим ведущим составляющим в труде “человека работающего”.

Интересно
Следует подчеркнуть, что авторы известных теорий мотивации и стимулирования не дают каких-либо рекомендаций по измерению “мотивационно-стимулирующей материи”. По умолчанию они как бы советуют любопытному пользователю самому быть изобретательным и сообразно теоретическим особенностям создавать необходимую измерительную методику. Если специалист в области мотивации и стимулирования хорошо чувствует ту или иную проблему, измерительная методика появится как закономерное следствие этого процесса.

Любая методика – это довольно дорогой по стоимости инструмент, поскольку содержит описание порядка или последовательности получения измерительных результатов.

Целый ряд методик можно отнести к разряду изобретений или открытий. Поэтому “просто так” методику не дают, и ее, в случае необходимости, приходится покупать как дорогой продукт интеллектуального труда.

Вместе с тем измерительные методики имеют так называемый “авторский налет”: применяя какую-то известную методику, вы можете нс иметь “блеска” тех результатов, которые обеспечивает сам автор. Это объясняется тем, что именно неповторимая индивидуальность автора и его “ощущение проблематики” волей-неволей находят отражение в особенностях применяемой методики.

Необходимо учесть, что встречаются противники измерения мотивации и стимулирования, суть аргументов которых сводится к следующему:

  1. Не надо лезть в душу “человеку работающему”, поскольку мотивационно-стимулирующие процессы во многом происходят “сами по себе, внутри самих себя” и на них невозможно конструктивно повлиять.
  2. Измерение мотивов и стимулов не может дать требуемую отдачу, поскольку возможности руководителей в любой системе социального управления ограничены как их личными качествами, так и набором используемых ресурсов, прежде всего – финансовых.
  3. Опыт передовых организаций (предприятий, учреждений) показывает, что хорошее знание мотивационно-стимулирующих проблем через их измерение не гарантирует защиту от ошибок в этой деликатной и чувствительной области.

Следует внимательно относиться к этим аргументам, поскольку они содержат важные напоминания применительно к получению и использованию измерительной информации по мотивации и стимулированию персонала.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)