Отрицательная мотивация

Мотивация учения обычно связана с возможностью получения награды или избегания наказания. И поощрение, и наказание получают самые разнообразные конкретные формы и фиксируются в основном в отметках.

Часто в учении ведущим мотивом является мотив необходимости

Скука в школе происходит главным образом от пассивности: слушать скучное объяснение учителя и неудачные ответы учеников.

Интересно
Если ученик знает материал, ему очень хочется ответить. Л.Н. Толстому удавалось дать высказаться каждому ученику, поочередно они были то слушателями, то рассказчиками. Поэтому в современной школе невозможность ученика ответить, когда он выучил, становится одной из причин нежелания учиться.

Учителю часто не хватает терпения выслушать ученика, он начинает подсказывать или перебивать. Ученик пассивен, когда плетется за учебным ритмом в классе, если его «темп думания» отстает от фронтального опроса.

Интерес пропадает, если урок перегружен новыми сведениями или страдает от «информационного голода» (особенно русский язык, на котором вся новая информация может свестись к «жи, ши пишутся через и»).

Если ребенок прекращает получать удовольствие от вида деятельности, то это выражается в виде боязни перед неудачей, желания скорее переключиться на другую деятельность и т. д.

Обученная беспомощность — это состояние человека, когда он не может решить задачу в силу предыдущих неудач.

Такая позиция приводит к отставанию по различным дисциплина и к неспособности преодолевать жизненные трудности (учитель еще добавляет: «Ты все равно никогда больше «двойки» («тройки») иметь не будешь»).

Негативные тенденции, способствующие угасанию познавательного интереса:

  1. Бедность сообщаемого материала.
  2. Несоответствие содержания обучения опыту учащихся.
  3. Слабость познавательной нагрузки.
  4. Слабая организация самостоятельной работы учащихся.
  5. Отрицательный эмоциональный фон.
  6. «Смысловой барьер» между учителем и учениками.

«Смысловой барьер» — ученик не выполняет требования учителя, поскольку они противоречат его направленности личности.

Причины возникновения «смыслового барьера»:

  1. Неумение учителя выявить истинные мотивы поведения ученика, неверное реагирование учителя на эти поступки.
  2. Постоянное применение учителем одних и тех же приемов в учебной работе, особенно если эти приемы не дают положительного эффекта (нотации, выговоры, «двойки»).
  3. Отрицательное эмоциональное переживание ученика вследствие незаслуженного (с его точки зрения) наказания или несправедливости.
  4. Сложившееся мнение об учителе в окружающей среде.
  5. Противоречие требований со стороны семьи и школы.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)