Особенности взглядов на право Аристотеля

Философско-пра­вовые взгляды Аристотеля (384 —322 гг. до н. э.) заметно отли­чаются от взглядов его предшественников. Возникновение и развитие философско-правовых взглядов в античный период при помощи теоретических аргументов, а не мифов. Будучи реалистом, а не утопистом, он, в первую очередь, интересуется есте­ственными и социальными основаниями морали и права.

Таким основанием для Аристотеля выступает сам человек, наделенный особой «политической» природой и рассматривае­мый как «политическое животное» — уникальный субъект, рас­ положенный и к аполлонической, и к дионисийской моделям со­циального поведения. Цель и смысл человеческого бытия не в поисках наслаждений, а в добродетельном и законопослушном существовании.

В рассуждениях Аристотеля тесно переплетены между собой правовая и этическая проблематика. Это обусловлено пониманием того, что благо государства и состояние правопорядка зависят от моральных качеств его граждан. В «Этике» Аристотель исследу­ет, наряду со специфической этической темой, и ряд собственно политико-правовых проблем. Так, соотношение этики, политики и права отчетливо проявляется при рассмотрении проблемы спра­ведливости. Политика, право и законы под справедливостью име­ют в виду всю добродетель, то есть политическую справедливость.

Характеризуя справедливость как некую равномерность, Ари­стотель говорит о «специальной справедливости», различая при этом два вида ее проявления: справедливость распределяющую и справедливость уравнивающую. Эти два понятия очень важны для понимания политических и правовых взглядов философа, так как речь идет по существу об объективном смысле той специаль­ной равномерности (т. е. равенства, меры), которая обязательна для политических отношений и справедливого закона.

Распределяющая справедливость предполагает распределе­ние всего, что можно разделить между членами общества (власть, почести, деньги и др.). Здесь возможно и равное, и не­равное наделение людей соответствующими благами. Уравнивающая справедливость существует в сфере обмена и «проявляется в уравнивании того, что составляет предмет обме­на». Применяется этот вид в области гражданско-правовых сде­лок, возмещения вреда, преступления и наказания.

В самом общем виде равномерность, по Аристотелю, это сере­дина между излишком и недостатком, и в этом смысле справед­ливое — это равномерное. Принципом распределяющей спра­ведливости выступает необходимость деления соответствующих общих для всех граждан благ по достоинству.

Основным выводом этических исследований Аристотеля яв­ляется положение о том, что политическая справедливость воз­можна лишь между свободными и равными людьми, принадле­жащими к одному слою общества. Аристотель трактует полити­ческую справедливость как политическое право. «Искомое нами понятие, — пишет он, — состоит как в справедливости вообще, так и в политической справедливости (праве)… Те люди имеют права, для которых существует закон, определяющий их отноше­ния…».

Право в целом — явление политическое, и он называет его «политическим правом». «Что касается политического права, то оно частично естественное, частично условное. Естественное пра­во то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено (это безразличие прекращается)». Это волеустановленное право.

Аристотель выступает против сведения всего права к праву волеустановленному (условному, установленному людьми). Не­смотря на то, что область права изменчива, понятия о справедливости и праве, согласно Аристотелю, изменчивы только в извест­ной степени.

Естественное право, как часть политического права, естест­венно прежде всего потому, что оно политично, адекватно поли­тической природе человека и выражает вытекающие отсюда требования и представления о политической справедливости в человеческих взаимоотношениях.

В таком понятии права фикси­руется совпадение и единство естественного, политического, этического (волевого), интеллектуального и правового моментов. Политический характер естественного и условного (волеуста­новленного) права предопределяет их принципиальную общность и коренящуюся в ней необходимость соответствия условного права естественному, а также необходимость учета принципов и требований политической справедливости при принятии закона в процессе установления правил условного права.

Под условным (волеустановленным) правом Аристотеля позд­нее начинает обозначаться позитивное (положительное) право. К условному праву он относит установления закона и всеобщих соглашений. При этом он говорит о писаном и неписаном законе.

Неписаный закон (он относится к волеустановленному, то есть позитивному праву) — это правовые обычаи (обычное право). Как право носит политический характер, так и разные формы политического (государственного) устройства носят правовой характер.

Рассматривая проблему государства и права, Аристотель в трактате «Политика» пишет, что общество не может существо­вать без государства, которое является необходимой формой человеческого общежития. И типы государства различаются им в зависимости от количества правящих: один, немногие (группа людей) или все (власть большинства). Каждый из этих видов го­сударства может оказывать как положительное воздействие на жизнь людей, так и разрушительное. В этом случае возникают шесть модификаций государственного устройства: три порочные (неправильные): тирания, олигархия, демократия, и три поло­жительные (правильные) разновидности: монархия, аристокра­тия, полития.

В вопросе о том, какая из трех последних форм государства наилучшая, Аристотель отдает предпочтение монархии, как са­мой божественной по своей сути, ибо на самом Олимпе существу­ет монархия Зевса. Аристократия стоит выше монархии, ибо здесь власть сосре­ доточена в руках немногих лиц, обладающих явными достоинст­ вами и благородством.

Полития предполагает, что у власти находится большинство граждан, обладающих воинскими достоинствами. Эта форма на­родовластия принадлежат тем, кто носит оружие и подчиняется законам. Аристотель также выдвигает принцип наилучшей фор­мы правления. По его мнению, это та, которая объединяет в себе достоинства каждой из трех: монархии, аристократии, политии.

Именно такая идея — идея государства, сочетающего в себе по­ложительные качества разных систем власти, — станет опреде­ляющей для позднеантичных социальных воззрений.

Как видим, Аристотель в своей философско-правовой концеп­ции синтезировал и развил дальше все предшествующие теории. Если софисты интерпретировали положение о человеке как «мере всех вещей», неизбежно приходя к субъективизации и релятиви­зации представлений о справедливости, праве, законе, то Сократ и Платон, отстаивая объективный характер политических и пра­вовых явлений, стали, в противоположность софистам, апеллировать к Богу как мере всех вещей.

У Аристотеля эти две концепции соединяются и синтезируются благодаря представлению о полити­ческой природе человека, трактуемой им в качестве естественно­ человеческого источника, объективного характера меры справед­ливости в политико-правовых явлениях и отношениях.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)