Особенности воспитательной работы с осужденными в годы первых пятилеток

Проведенная в конце 20-х гг. XX в. реорганизация системы мест лишения свободы юридически закрепила две самостоятельные системы: исправительно-трудовые лагеря и МЗ Наркомюста союзных республик. Их развитие до октября 1934 г. шло параллельно.

Основная цель воспитательной работы состояла в том, чтобы привить лишенным свободы новое, социалистическое отношение к труду и обществу. На это нацеливалось широкое развертывание массово-политичес­кой работы, социалистическое соревнование и ударничество, об­щеобразовательная подготовка, деятельность клубов, красных угол­ков, библиотек, стенная и многотиражная печать и т. д.

Перевод основной массы осужденных на бескамерное содержа­ние, решение проблемы трудовой занятости осужденных в местах лишения свободы создавали необходимые предпосылки для при­менения новых и обновления сложившихся ранее мер воспитательного воздействия.

Интересно
С начала 30-х гг. XX в. в ИТУ системы Наркомюста политико-воспита­тельные аппараты сосредоточили свое внимание на организации социалистического соревнования и ударничества, культурно-мас­совой работе, общем и профессионально-техническом образовании.

Социалистическое соревнование и ударничество. Руководство Главного управления исправительно-трудовых учреждений (ГУИТУ) Наркомюста высоко оценило огромные возможности со­циалистического соревнования и ударничества для перевоспита­ния осужденных. К началу 1933 г. ударничеством удалось охватить от 30 до 75 % всех работающих осужденных, а к 1 июля 1934 г. в соревновании участвовало уже до 90 %, причем 70 % из них были ударниками.

Наряду с индивидуальными получают развитие соревнования между бригадами и звеньями. В каждой бригаде, звене создавались производственные тройки, которые оценивали результаты трудовой деятельности осужденных, имевшие решающее значение при выдаче специальных удостоверений ударников. Широкое развитие получили штабы ударных бригад. В них входили лучшие ударники. Работали штабы под руководством политико-воспитательного аппарата.

В целях активизации соревнования широко использовались мате­риаль­ные и моральные стимулы. Практиковалось премирова­ние вещами, деньгами, отпусками в город и к месту постоянного жительства, досрочное освобождение, занесение на Красную доску и т. д. Например, за первое полугодие 1934 г. число премированных составило около 10 % всех осужденных.

Культурно-воспитательная работа.

В некоторых исправительно-трудовых колониях (ИТК) она до­стигла широкого размаха, однако оказывала недостаточное влияние на результаты производственно-хозяйственной, а в конечном счете и всей воспитательной деятельности.

Использовались клу­бы, красные уголки, театр, кино, радио, но этого было недо­статочно. Требовалось дойти до каждого осужденного, оказать на него целенаправленное и систематическое воздействие. В связи с этим администрация отдельных ИТУ центр тяжести в воспитательной работе стала переносить в камеры, бараки, прогулочные дворы, мастерские и цеха фаб­рично-заводских предприятий. В результате процесс воздействия на заключенных становился более целенаправленным.

В то же время перестройка способствовала появлению института культорганизаторов, которые в последующем частично стали выполнять функ­ции воспитателей. Они подбирались из числа грамотных и актив­ных осужденных. Основными формами их работы были проведе­ние бесед на различные темы, организация коллективного чтения и обсуждение прочитанных книг и газетных статей.

Интересно
Общее образование. Его организация определялась специальным циркуляром Совнаркома о ликви­дации неграмотности и малограмотности, который предписывал адми­нистрации при обучении осужденных опираться на помощь об­щественности и самих заключенных. Как показали отчетные дан­ные за 1929/30 учебный год, примерно 35 % осужденных не были охвачены обучением.

Профессионально-техническое обучение. Данному участку воспитательной деятельности в 1929–1930 гг. в ИТУ уделялось мало внимания. В некоторых областях профессиональное обу­чение заключенных вообще не было организовано, а в других ве­лось недостаточными темпами. В 1933 г. на него ассигнуется 1760 тыс. рублей, а на овладение предварительной квалификацией до­полнительно выделяется 150 тыс. рублей.

Промышленные предприятия стали организовывать в ИТУ крат­косрочные курсы, на которых училось значительное число осужденных. Результат не замедлил сказать­ся: наметилась тенденция подготовки квалифицированных рабочих уже не только для ИТУ, но и для других предприятий.

За первое полугодие 1934 г., по неполным дан­ным, целевыми профессионально техническими курсами и круж­ками политехнического типа удалось охватить 15 % осужденных в ИТК

Многотиражная и стенная печать. Продолжала играть важ­ную роль в жизни ИТУ, воспитании актива, развитии сознания осужденных и литературных способностей у отдельных из них, укреплении связи осужденных с жизнью общества и т. д. В начале 30-х гг. XX в. меняется характер публикаций и названия газет.

Если в 20-х гг. XX в. названия отражали изменения, происшедшие в условиях исполнения наказания (например, «Стены заговорили», «Цепи разорваны», «Мысль заключенного», «Из мрака луч»), то в 30-х гг. XX в. они свидетельствовали о новых переменах в жизни ИТУ («За темпы», «Перековка», «Штурм», «За коллективный труд», «За тру­довое воспитание»). Росло число газет: в 1931 г. в СССР издавалось 8 мно­готиражек и 400 стенных, а в конце 1932 г. выходило уже 4 респуб­ликанских, в том числе в БССР, 3 областных, 28 многотиражных и 695 стенных газет.

Республиканские и местные газеты ИТУ провели ряд массо­вых кампаний, имевших политическое и хозяйственное значение. Ими организовывался сбор средств на строительство боевых само­летов, проведение субботников с целью обновления библиотечного фонда, по наведению чистоты в колониях и т. д.

Библиотечная работа. По оценке НКВД, в 1930 г. на одного осужденного в среднем приходилось 1,8 книги и брошюры из биб­лиотечных фондов ИТУ. Однако многие книги и брошюры к тому времени морально устарели, физически износились. Имелись и такие МЗ, где библиотек и вовсе не было. Массовая работа библиотек ослабла.

Усиление внимания к укреплению материальной базы библио­тек со стороны администрации ИТУ и актива осужденных приве­ло к тому, что часть средств, заработанных на субботниках, стала перечисляться по постановлению собраний на пополнение библиотечного фонда. Резолюции таких собраний печатались на страни­цах изданий осужденных.

В худшем положении оказались ИТУ, не имевшие собствен­ного производства, и следовательно, финансового источника для пополнения библиотек. Путь решения проблемы подсказали сами осужденные, предложившие провести Всероссийский субботник книги, используя в организационных целях газету «К трудовому общежитию».

К этому времени встал вопрос о необходимости упорядочения библиотечного дела. Следовало обобщить практику руководства библиотечной работой в МЗ различных типов и наиболее приемлемую, отвечающую духу времени, закрепить в нормативном акте. В июле 1930 г. была издана Инструкция по биб­лиотечному делу в ИТУ.

Предусматривалось в каждом ИТУ с числом штатных мест от 200 обязательное устройство биб­лиотеки. Общее руководство библиотечной работой возлагалось на учебно-воспитательную часть. Штатная должность библиотекаря вводилась при наличии в фонде не менее 3000 книг. Данная норма преследовала цель активизировать деятельность ад­министрации по созданию книжного фонда. Подбор книг ставился в зависимость от уровня общеобразовательной подготовки осуж­денных. Фонд художественной литературы составлял 40 % общего книжного фонда. При библиотеках избирался совет в количестве 5–9 человек.

Интересно
Товарищеские суды среди осужденных. Первое упоминание о товарищеских судах в местах лишения свободы встречается в от­чете Центрального карательного отдела VII Всероссийскому съез­ду Советов. В нем указывалось, что в некоторых колониях введен товарищеский суд колонистов за нарушение трудовой дисциплины и распорядка колонии. Уже в середине 20-х гг. XX в. такие суды получи­ли распространение в Украине и Беларуси.

Правовой статус товарищеских судов оформлен в 1929 г. Положением о товарищеских судах, которое в 1931–1932 гг. под­верглось серьезной переработке. С начала 30-х гг. XX в. деятельность товарищеских судов ИТУ сосредоточивается на выполнении производственных планов, от­ветственности за сохранность оборудования и материалов, качест­ве выпускаемой продукции.

Налагались следующие взыскания: предупреждение, постановка на вид, выговор, ходатайство перед наблюдательной комиссией о незачете рабочих дней, непримене­нии условно-досрочного освобождения, лишении зачета рабочих дней, переводе в другие места заключения с более строгим ре­жимом, изоляция в отдельную камеру, лишение свиданий и пере­дач, возмещение причиненного ущерба и др.

Участие общественности в деятельности ИТУ.

В конце 20-х гг. XX в. в деятельности наблюда­тельных комиссий появился ряд недостатков, на что указывалось в ведомственной печати:

  • основной состав комиссий начал форми­роваться из представителей правоохранительных органов;
  • не со­блюдалось требование об утверждении их состава местными ис­полкомами;
  • за редким исключением народные судьи, как правило, самоустранились от руководства комиссиями;
  • выделяемые в со­став комиссии представители общественности часто не отвечали предъявляемым к ним требованиям и т. д.

Все это побудило Пре­зидиум ВЦИК 20 ноября 1931 г. и Коллегию Наркомюста 10 февраля 1933 г. принять решения, в которых не только констатировались недоче­ты в работе наблюдательных комиссий, но и намечались конкрет­ные меры по их устранению. Несмотря на предпринятые шаги по укреплению комиссий и оживлению их работы участие общест­венности в деятельности ИТУ оценивалось как совершенно недос­таточное.

К воспитательной работе с осужденными ГУИТУ Наркомюста стре­милось на общественных началах привлекать местные театры. В начале 1934 г. состоялось совещание по художественно-массовой работе, на котором обсуждался вопрос об установлении Всесоюзным театральным обществом шефства над системой ИТУ. Было принято решение о создании при ГУИТУ художественно-полити­ческого совета, введя в его состав представителей ряда общественных организаций и учреждений.

В соответствии с этим решением Управление театрами Наркомпроса в июле 1934 г. дало руководителям всех театров указание о содействии политико-вос­питательной работе среди осужденных, проводимой ИТУ.

В октябре 1934 г. МЗ системы Наркомюста перешли в ведение НКВД СССР, упор был сделан на трудовое использование осужденных как основную форму перевоспитания.

В исправительно-трудовых лагерях (ИТЛ) получили распространение два вида трудовых объединений – тру­довые коллективы и трудовые артели

Трудовые коллективы впервые зародились в Соловецком лагере. Обобщенный опыт их функцио­нирования нашел отражение в Примерном уставе трудовых про­изводственных коллективов (1931 г.).

В нем подчеркивалось, что трудовые производственные коллективы могут быть организованы во всех лагерях, отделениях и отдельных командировках при на­личии не менее 25 заключенных, желающих вступить в трудовой производственный коллектив.

Для административного руководства трудовым коллективом по рекомендации начальника лагеря или его помощника по воспита­тельной работе выбирался председатель (из числа ударников или воспитателей), который фактически отвечал за проведение мероп­риятий, возложенных на коллектив уставом. В помощь председа­телю на общем собрании членов коллектива избирался совет с шестимесячным сроком полномочий.

Количество членов совета за­висело от численности трудового коллектива, а их выборы прово­дились из расчета один человек от 25–30 осужденных, т. е. факти­чески от каждой бригады.

В трудовые коллективы не принимали осужденных за политические преступления.

Трудовые артели, имея те же цели, задачи и тот же устав, что и трудовые коллективы, отличались своим составом: в них принимали всех осужденных, не вошедших в трудовые коллективы, но перевыполняющие нормы выработки на 10 %. В артели не принимались только священнослужители.

Интересно
Для членов трудовых коллективов и артелей создавались улуч­шенные бытовые условия. Они проживали в отдельных жилых помещениях. За нарушение установленного порядка и невыполне­ние трудовых норм общее собрание могло исключить отдельных осужденных из трудового объединения на три месяца или совсем. Предусматривались и иные меры по поддержанию порядка.

Помимо этих общественных формирований органами самодея­тельности осужденных являлись производственно-бытовые комис­сии на лагерных пунктах и в общежитиях. Их деятельность регла­ментировалась отдельным положением о производственно-бытовых комиссиях, а в качестве основной цели выдвигалось оказание помощи администрации в налаживании бы­тового обслуживания лагерников. Комиссии создавались на всех лагерных пунктах и во всех общежитиях и работали под руковод­ством культурно-воспитательных частей и воспитателей.

Хозяйственно-бытовые комиссии занимались бытовым обслу­жи­ванием осужденных, не входивших в состав трудовых коллективов и артелей

По действовавшему Положению о хозяйственно-бытовых комиссиях они осуществля­ли руководство аналогичными комиссиями в бараках, оказывали им помощь в контроле за работой хлеборезок, каптерок, ларьков, кухонь и т. д.

Однако рассмотренная структура трудовых объединений имела изъян, так как значительная часть осуж­денных, не принадлежавших к выходцам из рабочих и крестьян, фактически оказывалась вне сферы воспитательного воздействия. Трудовые объединения, сыграв положительную роль, должны были уступить свое место новой, более прогрессивной организационной структуре. В качестве таковой выступили строительные отряды и трудовые колонны.

Положение о строительных отрядах было утверждено Главным управлением лагерей (ГУЛАГ) Объединенного государственного политического управления (ОГПУ) 15 февраля 1934 г. Строительные отряды являлись той организационной формой, которая позволяла объединить в коллективы всех осуж­денных вне зависимости от социального положения и состава пре­ступления. В соответствии с положением отряд состоял из бригад и в зависимости от характера производства, объема работ, нали­чия жилой площади включал в себя от 300 до 600 человек.

При организации отрядов большое значение придавалось под­держанию стабильности их состава. Так, в отряд не могли входить осуж­денные, не связанные с ним производственным планом. Боль­ные, выбывшие из отряда, после выздоровления возвращались в свои отряды. Осужденные, недобросовестно относившиеся к труду, постоянно нарушавшие дисциплину, выделялись в особые бригады. В состав отрядов они не входили.

Начальник отряда назначался из состава самого отряда и в случае освобождения имел право оставаться на этой должности по вольному найму. Он осуществлял административное руководство. Ему помогали назначенные из осужденных помощник начальника отряда по быту (завхоз), два воспитателя (при численности свыше 400 человек – старший вос­питатель и воспитатель) и нарядчик (в его непосредственном подчинении находились брига­диры).

Культурно-воспитательной работой в отряде с помощью актива руководили стар­ший воспитатель и воспитатель. Им помогали инженерно-технические и административно-хозяйственные работ­ники, входившие в состав отряда.

В Положении о строительных отрядах определен и минимум культурно-просветительных мероп­риятий: функционирование красного уголка с библиотекой, обуче­ние всех неграмотных, чтение газет, выпуск трех стен­ных газет в месяц, организация работы хорового, музыкального, лектор­ского кружков и занятий по текущей политике.

В отрядах широко внедрялся хозрасчет. Хозрасчет приучал к экономии, способствовал укреплению трудовой дисциплины, повышению качества труда и на этой основе – перевоспитанию осужденных. В целях дальнейшего внедрения хозрасчета в штаты культурно-воспитательных отде­лов (КВО) была введена должность заместителя начальника по хозрасчету.

Интересно
Еще одной формой трудового объединения осужденных были трудовые колонны, получившие широкое распространение в лагерях железнодорожного и шоссейного строительства. Положение о трудо­вых колоннах утверждено ГУЛАГ ОГПУ 16 февраля 1934 г. Оно во многом совпадало с Положением о строительных отрядах, но в то же время имело и некоторые специфические особенности.

Например, трудовые колонны включали в себя трудовые коллективы, трудовые артели и отдельные бригады, число осужденных в них в зависимос­ти от объема работы составляло 300–600 человек (в строительных отрядах существование трудовых коллективов и артелей допуска­лось лишь как исключение). В отличие от строительных отрядов при начальниках трудовых колонн в качестве общественного органа уч­реждались штабы.

В их состав входили помощник начальника, пред­седатели трудовых коллективов и артелей и 4–5 ударников. Воспи­татель выполнял обязанности секретаря штаба.

Следует отметить, что трудовые коллективы осужденных на определен­ном этапе развития ИТЛ сыграли положительную роль. Однако в условиях усиления карательной политики они исчерпа­ли себя и были ликвидированы.

Политическое воспитание осужденных. В ИТЛ ему придава­лось большое значение. В лагерных пунктах вво­дились обязательные политические занятия (политчас), которые проходили в выходные дни с 10 до 11 ч утра. Методика их проведения предусматривала вступительное слово руководителя группы, собеседование и заключение политгрупповода по теме.

Руководителями групп назначались в первую очередь лица, рекомендуемые партийными ячейками и профсоюзными органи­зациями отделений, а при необходимости – наиболее подготов­ленные воспитатели, способные выполнять эту работу. Перед изу­чением очередной темы культурно-воспитательные части отделе­ний инструктировали политгрупповодов по методике проведения занятия. За проведением политической учебы устанавливался кон­троль со стороны культурно-воспитательных частей.

В систему политвоспитания входили и ежедневное чтение газет в часы отдыха, собеседование с осужденными по существу прочитанного

Чтецами назначались заслуживающие доверия ад­министрации осужденные из числа бывших членов ВКП(б), ВЛКСМ, командиров и политработников Красной Армии.

Если политзанятия и чтение газет были обязательны для осуж­денных, то в политкружки, работавшие раз в неделю, слушатели привлекались по желанию. Они преследовали цель углуб­ленного изучения марксизма-ленинизма. К руководству политкруж­ками привлекались режимные и инженерно-технические работни­ки, политработники охраны, сотрудники воспитательных аппара­тов. При необходимости привлекались также наиболее подготов­ленные осужденные.

Важной формой развития самодеятельности были агитбрига­ды. Во всех лагерях при культурно-воспитательных отделах име­лись центральные агитбригады в количестве 20–30 человек из наиболее талантливых осужденных. Эти лица освобождались от работы на производстве, за исключением тех, кто не имел специальности: ее приобретение не заменялось никакой другой деятель­ностью.

При центральных клубах лагерей в обязательном порядке создавались театральные труппы, духовые оркестры. Руководство этими труппами, оркестрами и агитбригадами осуществлял аппа­рат культурно-воспитательных отделов.

Использовались и другие формы работы с заключенными: выставки произведений искусства заключенных, музыкальные конкурсы, спортивные соревнования по футболу, волейболу, городкам и т. д. Практиковалось проведение общелагерных слетов ударни­ков и стахановцев.

В то же время в целом к середине 30-х гг. XX в. состояние куль­турно-воспитательной работы в местах лишения свободы оценива­лось руководством ГУЛАГа как неудовлетворительное, недоста­точно способствующее решению производственно-хозяйственных задач, так как указанными формами воспи­тательной деятельности охватывалась незначительная часть осуж­денных, сосредоточенных главным образом на центральных лагер­ных пунктах и, как правило, занятых не на основных работах.

В разработанном комплексе мероприятий по совершенствованию работы ИТЛ и колоний ставились следующие задачи:

  • решительно улучшить культурно-воспитательную работу, поставив ее целиком на службу задачам производства;
  • внедрить в сознание каждого вос­питателя, что культурно-воспитательная работа тогда достигает своей цели, когда она приводит к повышению производительности труда, правильной организации работ и прояснению политического созна­ния заключенных.

Тем самым руководству ИТЛ и колоний указыва­лось на то, что качество и эффективность культурно-воспитатель­ной работы следует оценивать по результатам производства.

В рассматриваемый период активизация тех или иных форм культурно-воспитательной работы в ИТЛ определялась конкрет­ными задачами, которые ставились партией в области воспита­тельной работы с населением страны. В основном она проводилась с осужденными за уголовные преступления и отнесенными к соци­ально вредным элементам по решению Особого совещания. Ее ха­рактер и объем во многом определялись инициативой, настойчивостью культурно-воспитательного аппарата, отношением руководителей ИТЛ и колоний к этому участку работы.

В местах лишения свободы, где содержались осужденные по составу контрреволюционных преступлений, культурно-воспита­тельная и культурно-массовая работа практически не велась.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)