Основные формы культурно-просветительной работы с заключенными в 20-х годах 20-го века

Культурно-просветительные комиссии. ИТК БССР открывал более широкие возможности для администрации по введению самоуправления заключенных, предусматривал созда­ние культурно-просветительных комиссий, руководство которыми кодекс возложил на представителей администрации – заведую­щего учебно-воспитательной частью или специально назначаемого лица (например, учителя).

Культурно-просветительная комиссия являлась выборным ор­ганом

На общем собрании заключенных избирались пять ее членов и пять кандидатов (из числа бывших трудящихся) на три месяца. Они утверждались начальником или директором исправительно-трудового учреждения. На очередных выборах предусматривалось обновление состава на 50 %. Как члены комиссии, так и избираемый ими секретарь могли осво­бождаться администрацией от всех работ.

В своей деятельности комиссия опиралась на руководителей кружков из числа осуж­денных и активистов. В крупных местах лишения свободы для достижения согласованности в работе члены и кандидаты культурно-просветительной комиссии распределялись по секциям: школьная, библиотечная, лекционная, художественная и т. д. Для непосредственного руководства ими выделялись учителя-воспита­тели. Комиссия отчитывалась раз в полтора месяца перед общим собранием заключенных.

Следует отметить тот факт, что культурно-просветительные комиссии про­чно вошли в жизнь мест заключения, а их правопреемниками в последующие годы стали советы коллективов осужденных.

Институт камерных и коридорных культурников. Поиск пу­тей перевоспитания заключенных при­водил к выработке новых форм и методов работы. Так возник и получил распространение институт камерных и коридорных культурников, который был нормативно закреплен в 1926 г.

Интересно
Цель данного института – вовлечь в повседнев­ную активную культурно-просветительную работу боль­шее число заключенных в интересах борьбы со старым бытом и его пережитками, а также в целях организации надлежащей педа­гогической среды непосредственно в той обстановке и в тех усло­виях, в которой заключенные живут, т. е. в отдельных камерах и на этажах.

В круг обязанностей культурников входило получение и распространение газет и журналов, обмен книгами между камерами, проведение громких читок журналов, газет, литературно-художес­твенных произведений, биографий выдающихся деятелей, побуждение заключенных к работе в мастерских, обучению в школе и на курсах, вовлечение в подготовку спектаклей и концертов и т. д.

Камерные культурники избирались заключенными соответству­ющих камер из расчета один на 15 осужденных, причем камеры меньшей вместимости при выборах объединялись, а камеры свыше 15 человек имели право выбора двух и более культурников.

Коридорные культурники избирались на три месяца заключенными всех камер каждого этажа по одному на коридор (этаж). Они имели право совещательного го­лоса на заседании культурно-просветительной комиссии. Учебно-вос­питательным частям вменялось в обязанность не менее двух раз в месяц проводить с ними совещания по обмену опытом работы.

Однако опыт повсеместного введения института камерных и коридорных культурников ока­зался не совсем удачным и в дальнейшем не получил развития.

Юридические бюро. Осужденные в силу своего материального положения не всегда имели возможность получать платную юри­дическую помощь. Многие из них не обладали элементарными юридическими познаниями и не могли использовать свои права на кассационное обжалование, досрочное освобождение, устройст­во домашних дел и т. д. Нередко этих знаний не имели и сами сотрудники мест заключения.

Необходимость в получении заклю­ченными юридической помощи становилась очевидной. Для этого по инициативе учебно-воспитательных частей стали создаваться юридические бюро, которые обслуживались либо самими заклю­ченными и воспитателями, либо дежурными членами коллегии адвокатов района, на территории которого находилось место ли­шения свободы.

В состав юридического бюро, работавшего под ру­ководством учебно-воспитательной части, входили, как правило, осужденные, переведенные в средний разряд (исправляющиеся, пользующиеся доверием администрации), имевшие юридические знания и опыт. Членами бюро не могли стать неоднократно суди­мые. Помощь оказывалась бесплатно.

Администрация привлекала членов юридического бюро не толь­ко к оказанию юридической помощи, но и к пропаганде правовых знаний среди всего контингента осужденных. При этом она опира­лась на поддержку территориальных правоохранительных орга­нов. В наиболее крупных местах заключения стали создаваться юридические кружки по изучению советского права и основ рево­люционной законности.

Библиотечная работа. Библиотечный фонд в местах лишения свободы после революции приходилось фактически создавать за­ново. С этой целью при Наркомюсте РСФСР в 1918 г. был организован книж­ный склад.

Интересно
К концу 1919 г. согласно отчету Центрального карательного отдела Наркомюста РСФСР VII Всероссийскому съезду Сове­тов удалось разослать около 30 000 томов. О наличии библиотек почти во всех местах заключения отмечалось как в протоколе I Всероссийского съезда заведующих губернскими карательными отделами в 1920 г., так и в отчете Наркомюста VIII Всероссийскому съезду Советов.

Конкретные требования по организации библиотечной работы нашли отражение в Положении об общих местах заключения РСФСР (1920 г.). Каждое место лишения свободы должно было иметь библиотеку с книгами научного и художественного содержания. В обязанность библиотекаря (вольнонаемного сотрудника или учите­ля) входила забота о пополнении библиотеки. Ему предписывалось систематически представлять в коллегию места лишения свободы список книг, которые целесообразно приобрести.

Организации чтения уделялось большое внимание, о чем свидетельствуют учеты прочитанных книг. В особый журнал заноси­лись сведения о том, какие книги и кем прочитаны. Это позволяло педагогическому персоналу знать, какая именно литература инте­ресует осужденных.

Наблюдать за чтением книг осужденными и давать советы относительно выбора входило также в функцио­нальные обязанности руководителей внешкольных занятий, кото­рые в ходе бесед о прочитанном выясняли уровень его усвоения.

ИТК БССР организацию чтения вслух газет, журналов, книг по определенной программе, наблюдение за выбо­ром литературы и беседы о содержании прочитанного определил как минимум внешкольной работы.

При комплектовании библио­тек первостепенное значение придавалось политико-просветитель­ной и образовательно-воспитательной литературе

Однако все тре­бования ИТК БССР трудно было реализовать. Далеко не все МЗ имели свои библиотеки. Большинство МЗ обслуживалось библиотечным передвижным фондом Главного политико-просветитель­ного комитета (Главполитпросвета). Однако и такие библиотечки-передвижки, на­считывающие от 25 до 100 наименований, были не в состоянии удовлетворить запросы МЗ. Из-за недо­статка средств слабо пополнялись и собственные библиотеки МЗ.

В конце 20-х гг. в рамках проводившейся в стране культур­ной революции Наркомпрос совместно с ВЦСПС и другими организациями и добровольными обществами объявили библио­течный поход. Он имел своей целью превратить каждую библио­течку в очаг просветительской деятельности среди трудящихся масс. Не остались в стороне от этого начинания и места лишения свободы.

НКВД совместно с Главполитпросветом поставили перед админист­рацией задачу придать библиотечной работе такое же значение и общественный размах, как это делалось в отношении ликвидации безграмотности.

При этом указывалось, на какие силы следует опереться при решении по­ставленной задачи: местные штабы культпохода, профсо­юзные и комсомольские организации, общества «Долой неграмот­ность», секции по народному образованию местных Советов, чита­тельский актив осужденных из числа трудящихся и т. д.

Указывались пути и формы массовой библиотечной работы, среди которых выделялись диспуты, литературные суды над авторами книг и персонажами, вечера книги с инсценировками, товарищеские суды над нерадивыми читателями, над вредите­лями книги, конкурсы на лучшего читателя и т. д. Обращалось внимание на систематическое пополнение книжного фонда за счет производственно-технической, агрономической литературы, книг и брошюр, освещающих процесс коллективизации сельского хо­зяйства.

Использование радио в воспитательных целях. Радиовещание для ши­роких слоев населения в нашей стране нача­лось с конца 1924 г. ГУМЗ НКВД с самого начала правильно оцени­ло его значение для исправительно-трудовых учреждений (ИТУ) как одну из форм культурно-просвети­тельной работы.

Уже в декабре 1924 г. специальной телефонограм­мой в адрес начальников московских мест заключения ГУМЗ реко­мендовало при клубах исправдомов устроить радиоприемники для принятия радиопередач от станций «Коминтерн» и «Сокольники». К середине 1926 г. радиоприемники стали устанавливать в других исправдомах.

Интересно
Начавшаяся радиофикация мест заключения поставила на по­вестку дня необходимость более широкой пропаганды идей радио­вещания, популяризации радиотехнических знаний среди заклю­ченных. Требовалось объединить зародившееся среди них радио­любительское движение.

Именно эту цель преследовала Инструк­ция по работе радиолюбительских кружков в местах заключения (1927), которая разрешала создание во всех местах заключения радиолюбительских кружков, определяла их задачи, основные направления работы и характер взаимоотношений с Об­ществом друзей радио СССР.

Первые успехи радиофикации, активное участие в этом самих заключенных повлияли на решение ГУМЗ наметить план радио­фикации всех мест заключения к 10-й годовщине революции. Од­нако средств на одновременную полную радиофикацию не име­лось, а поэтому радиофикация проводилась поэтапно.

В первую очередь радиофицировались ИТУ общегосударственного, краевого, областного и губернского значения, содержащие не менее 500 осуж­денных и имеющие радиолюбительские кружки, способные обес­печить уход за аппаратурой и трансляционной сетью. К середине 1928 г. удалось радиофицировать 123 места заключения, т. е. фак­тически все первой и часть второй очереди. Затем очередь дошла и до небольших домов заключения. На это в 1929 г. было отпущено 18 688 рублей.

Прослушивание радиопередач проходило организованно под контро­лем администрации или ответственного дежурного. Благо­даря этому исключались нежелательные с идеологической точки зрения передачи на политические темы с терри­торий сопредельных государств.

Многотиражная и стенная печать.

Появление печатных изда­ний в МЗ было обусловлено значением, кото­рое придавалось им как важному оружию агитации и пропа­ганды. Отдельные места заключения имели в своем распоряжении оставшиеся от царских времен типографии.

К наиболее ранним изданиям следует отнести выпускавшийся в Иркутской губернии в 1921 г. силами осужденных журнал «Мысль за решеткой». Его тираж составлял всего 15 экземпляров объемом 6–7 печатных листов. Удалось выпустить четыре номера, а затем в связи с амнистией редколлегия распалась и журнал прекратил существование.

Поскольку на предприятиях, в учреждениях страны все боль­шее значение приобретали настенные газеты как форма проявления активности трудящихся, они появились и в местах лишения сво­боды.

Зарождавшаяся печать не только способствовала выявлению литературного дарования осужденных, но и помогала решению воспитательных задач, укреплению новых начал в быту лишенных свободы. В ряде случаев она освещала опыт воспитательной работы, способствовала его осмыслению, обобщению и закреплению в ведом­ственных распоряжениях.

Интересно
В своей работе редколлегии газет опира­лись на литературные кружки, камерных корреспондентов (камкоров). К голосу своей газеты осужденные прислушивались, чутко реагируя на помещенные статьи и заметки.

Участие советской общественности в воспитательном процес­се в местах лишения свободы. Помощь администра­ции МЗ оказывала обществен­ность, ее участие – один из принципов развития исправдомов. Это учас­тие могло проявляться в многообразных формах, среди них осо­бое место занимали наблюдательные комиссии.

Первые наблюдательные комиссии возникли в начале 20-х гг. XX в.

Еще ранее появились распределительные комиссии, сущес­твовавшие с момента их юридического закрепления во Временной инструкции о лишении свободы как о мере наказания и о порядке отбывания такового (1918 г.).

ИТК БССР предоставил широкие возможности обществен­ности для непосредственного участия в воспитательном процессе, предусмотрев создание при каждом месте лишения свободы на­блюдательных комиссий, и закрепил их правовое положение. Од­новременно закреплялись и существовавшие распределительные комиссии. Их компетенции были разграничены. Параллельное су­ществование этих органов объясняется поисками форм участия общественности в деятельности ИТУ.

В дальнейшем распределитель­ные комиссии при инспекциях МЗ были упразднены.

Таким образом, в процессе реализации требований исправительно-трудового законодательства к концу 20-х гг. XX в. содержание деятельности мест лишения свободы коренным образом изменилось, особенно в области воспитательной работы. Однако многогранное вос­питательное воздействие на осужденных оказывалось только в наиболее крупных МЗ, что вполне объяснимо. Такие учреждения располагали собственной производственной базой, кадрами воспитателей, средствами на культурно-просветительную работу и находились, как правило, в промышленных центрах.

В целом же на уровне культурно-просветительной работы отрицательно сказывались такие факторы, как нехватка средств, хроническое перенаполнение МЗ, невысокий уровень квалификации кадров, а также недостаточно активное участие об­щественности в процессе воспитания осужденных. Все эти пробле­мы предстояло решать в последующие годы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)