Особенности условий воспитательной системы исправительного учреждения

Условия отбывания наказания существенно влияют на поведение осужденных, их взгляды, отношение к окружающему миру, психическое состояние. Наиболее сильное влияние оказывает лишение свободы.

Следует отметить основные факторы, влияющие на личность осужденных в период отбывания наказания, которые необходимо учитывать при организации исправительного воздействия.

Частичная или полная изоляция осужденных от общества. Выз­ванная необходимостью социальной защиты общества от преступных элементов изоляция как воспитательное средство весьма противоречива.

С одной стороны, она создает условия, препятствующие продолжению преступной деятельности лица, влиянию на него лиц или групп, способствующих становлению на преступный путь, а также условия для постоянного контроля за поведением, для профилактики употребления алкоголя, наркотических веществ и т. д.

С другой стороны, лишение свободы приводит к депривации основных потребностей осужденных или ограничению возможности их удовлетворения (общение с семьей, друзьями, коллегами по работе; со­циально полезные связи; физическая активность, свобода передвижения; сенсорная, половая потребности, потребность в разнообразии пищи, автономия (желание побыть одному)).

Интересно
Новый круг общения, новая социальная среда. Изоляция осужденных от общества, их длительное принудительное совместное содержание формируют особую социальную среду, отличающуюся специ­фической субкультурой, элементами «двойной жизни», уголовными традициями, представленными асоциальными нормами, ценностями, обычаями.

Иногда эти нормы и традиции носят антиправовой характер, продуцированы криминальной субкультурой. Такая среда влияет на формирование специфической системы межличностных отношений как между субъектом и объектом исправления, так и между отдельными группами осужденных, создает дополнительные трудности в процессе исправления осужденных.

Жесткая правовая регламентация всей жизнедеятельности осужденных в период отбывания наказания. Процесс исправления в ИУ организуется в жестких правовых рамках, что обусловлено специфическим объектом воздействия – осужденными, их правовым статусом. Поэтому в нормах уголовно-исполнительного права закреплены прежде всего права и обязанности осужденных.

Правовая регламентация процесса исправления вызывается необходимостью соблюдения законности при исполнении уголовного наказания

Правовому регулированию подвергаются практически все основные сферы воспитательной системы: производственная, общественная, учебная, бытовая и другие сферы жизни осужденных; служебная деятельность сотрудников, воспитателей; взаимоотношения сотрудников и осужденных: применение основных средств исправления, форм и методов педагогического воздействия.

Строгие правовые рамки несут в себе положительный воспитательный потенциал, так как способствуют выработке соответствующего отношения к закону, требованиям и традициям общества, формируют дисциплинированность и ответственность, умение соотносить свои потребности и возможности с потребностями других людей, групп, коллективов.

Срок лишения свободы. Представления о том, что несколько лет будут проведены в местах лишения свободы, удручающе действуют на осужденного, особенно если это длительный срок наказания (свыше семи лет). Определяя сроки лишения свободы, меру наказания, суд учитывает характер и тяжесть совершенного преступления, степень вины, особенности личности преступника, иные обстоятельства.

При этом могут возникнуть ситуации, когда тяжесть совершенного преступления не адекватна степени криминогенности личности виновного. Например, совершение менее тяжкого преступления рецидивистом – личностью с высокой степенью криминальной зараженности – или, наоборот, совершение тяжкого преступления личностью, не имеющей существенных криминальных склонностей. Это приводит к тому, что для достижения исправления срок наказания, определенный судом, для одних лиц может быть недостаточным, для других – превышает необходимый.

Отсюда объективно складывающиеся противоречия между сроком наказания и временными рамками специально организуемого в условиях исполнения уголовного наказания процесса исправления осужденных. Если в других воспитательных системах временные рамки определяются учебно-воспитательными задачами и практически для всех воспитуемых одинаковы, то в ИУ временные рамки воспитательного воздействия для каждого осужденного различны.

Практика показала, что длительные сроки лишения свободы в воспитательном отношении малоэффективны. Поэтому законодатель предус­матривает возможность варьирования сроками уже в период отбывания уголовного наказания в сторону их уменьшения (условно-досрочное, условное освобождение, помилование, амнистия).

Сокращение сроков наказания лицам, твердо ставшим на путь исправления или доказавшим его, позволяет избежать отрицательные последствия длительных сроков наказания, соответствует принципу гуманности исправительной политики, стимулирует работу личности над собой, позволяет в воспитательной работе использовать принцип перспективных линий.

Восприятие осужденными исполнения наказания как кары, которая выражается в социальной стигмации (клеймении). Поскольку процесс исправления организуется в условиях исполнения уголовного наказания, то субъективно он воспринимается осужденными через призму кары.

Интересно
Отрицательное отношение к каре переносится и на другие воспитательные воздействия. К тому же и осуществление кары, и организация других воздействий возлагается на одних и тех же лиц. Все это влияет на формирование отношений между администрацией и осужденными и часто вызывает внутреннее сопротивление даже тем воспитательным воздействиям, которые не несут в себе элементов кары.

Возникновение у осужденных отрицательных психических состояний, которые необходимо учитывать при организации воспитательного воздействия. Для осужденных к лишению свободы в большей мере характерны состояние ожидания (этапирования в ИУ; перевода из карантина ИУ в отряд; как устроятся отношения с другими осужденными, сотрудниками ИУ; досрочного освобождения и т. д.), боязни возможных страданий, тревоги, когда неизвестен исход интересующих челове­ка событий. В состоянии ожидания человек может испытывать и нетерпе­ние. Оно охватывает осужденного накануне события, которое по исходу своему для него известно, но очень волнует (например, накануне освобождения или же незадолго до него).

В состоянии ожидания у человека появляется повышенная, иногда неравномерная напряженность, обостряются психические и физиологические функции. Нередко осужденные испытывают безнадежность и обреченность. Они или вовсе не реагируют на внешние воздействия, или, напротив, бурно, болезненно реагируют на них и способны со- вершить самые тяжкие преступления в коло­нии.

Типическим состоянием осужденного является тоска. Тоска по дому, свободе, родным, друзьям с особой силой действует на осужденного, у него появляется оцепенелость в чертах лица, повышенная возбудимость и раздражительность.

Скука – состояние, при котором понижается внимание и интерес к окружающей действительности

Она вызывается как внешними причинами (однообразие жизни в ИУ, отсутст­вие свежих впечатлений, сенсорный голод и т. д.), так и субъ­ективными особенностями личности (бедность духовной жиз­ни, узость интересов, ограниченность кругозора).

К типическим психическим состояниям осужденных относится апатия – со­стояние равнодушия. В таком состоянии осуж­денные становятся безразличными к своей судьбе, не хотят учить­ся в школе, трудиться, участвовать в коллективной жизни ко­лонии.

Одним из сложных, комплексных психических состояний лиц, лишенных свободы, является фрустрация – состояние человека, выражающееся в субъективном восприятии проблемы как объективно непреодолимой.

В состоянии ожидания искажает­ся восприятие времени: лицам, лишенным свободы, кажется, что оно движется очень медленно, тянется. Поэтому нередко они пытаются убить время, ускорить его течение. Под влиянием апатии, скуки существенно притупляется память, проявляется вялость мысли, навязчивость воображе­ния, неспособность сосредоточить внимание на какой-либо дея­тельности. Томительные ожидания вызывают чувства раздражения и от­чаяния, особенно когда надежда на условно-досрочное освобожде­ние от наказания или замену наказания более мягким не оправ­далась.

При организации исправительного процесса необходимо учитывать отмеченные факторы, их влияние на личность осужденного, какие психические состояния они продуцируют, в зависимости от этого и формулировать специфические воспитательные задачи.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)