Особенности внешней среды организации

Внешняя среда организации – набор реально существующих явлений и процессов, прямо или косвенно влияющих на деятельность организации, на уровень неопределенностей и рисков при разработке и реализации управленческих решений.

Факторы прямого воздействия (или ближнее окружение организации):

  • конкуренты (добросовестные, агрессивные, выжидающие);
  • клиенты (прямые, косвенные, потенциальные);
  • поставщики;
  • контролирующая организация (инспекция, комиссия, фонды);
  • партнеры по бизнесу (кредиторы, заемщики, поставщики);
  • заинтересованные физические лица (семьи работников, пенсионеры, мелкие акционеры);
  • заинтересованные юридические лица (крупные акционеры, вышестоящие компании);
  • финансово-кредитное учреждение (банки, фонды);
  • общественность (партии, профсоюзы, общество);
  • государство.

Факторы косвенного воздействия (дальнее окружение):

  • система ценностей и их приоритеты в обществе;
  • обычаи местного и международно-делового оборота;
  • политическая обстановка в стране и мире;
  • экономическая обстановка в отрасли, стране, мире;
  • социальная и экономическая ответственность;
  • налоговая система;
  • институциональная структура (страховые компании, суды, охрана);
  • природные катаклизмы;
  • народные волнения;
  • криминализация внешних связей.

При разработке стратегии и разработке управленческих решений необходимо учитывать различные показатели:

  • экономические: темп инфляции, процентная ставка, норма налогообложения, положение на рынке ресурсов (объем добычи, тенденция изменения цен и спроса), доходы населения, конкуренция и т. д.;
  • правовое регулирование: изменение в законодательстве, указы президента, постановления правительства, юридические возможности отстаивания своей позиции, действенная правовая система;
  • политические: соотношение политических сил, влияние партий, приоритеты развития общества;
  • социальные: уровень жизни, образование, степень занятости, уровень социальной напряженности, степень удовлетворенности населения различными показателями;
  • технологические (прогресс технологии): использование новых материалов, послепродажное обслуживание, информационные технологии, внедрение «ноу-хау».

Учитываемые параметры элементов ближнего окружения:

  • клиенты (количество, объем продаж, удовлетворенность уровнем обслуживания, уровень платежеспособности, перспективы);
  • партнеры по бизнесу (уровень соблюдения договорных обязательств по оплате и производству продукции, уровень организации связей организации партнеров, уровень организации финансовых связей, платежеспособность, количество, контролируемые территории, условия работы, перспективы);
  • конкуренты (количество и характеристики, характер текущего спроса, уровень льгот, методы работы, цены и т. д.);
  • контролирующая организация (уровень их информационной и правовой поддержки, уровень административной поддержки);
  • финансово-кредитное учреждение (уровень надежности, объем услуг, объем обслуживания, банковские резервы);
  • общественность (цели и задачи профсоюзов, платформы партий, отношение общественности к качеству продукции, влияние общественного движения на сознании населения);
  • заинтересованные лица (традиции, помощь социально-незащищенным слоям населения, рынок ценных бумаг, тенденция благосостояния населения);
  • законодательная база (частота изменений законодательной базы, уровень доступности законодательной базы для пользователя, объем контроля за соблюдением законодательной базы т. д.).

Для анализа внешней среды применяют следующие методы:

  • факторный анализ;
  • метод экспертного анализа;
  • метод прогнозирования – предположение динамики развития ситуации в будущем;
  • корреляционный анализ – определение тесноты связи между изучаемым признаком и внешними факторами;
  • ситуационный анализ.

Свойства внешней среды.

Объемность – определяется числом элементов внешней среды, которые надо учитывать при разработке управленческих решений.

Бывает:

  • большая – 7–10 элементов;
  • средняя – 4–6 элементов;
  • малая – 1–3 элемента.

Сложность – определяется трудозатратами материальных и интеллектуальных ресурсов на обработку требуемого количества элементов внешней среды.

Уровень сложности – субъективный показатель, так как зависит от профессионализма работников и существующих ресурсов.

Подвижность внешней среды – определяется скоростью изменения или обновления значимых параметров ее элементов.

Неопределенность – характеризуется неполнотой, неточностью информации в текущем и перспективном состоянии внешней среды.

Коммуникабельность – характеризуется уровнем отношений между фирмой и внешней средой (полное взаимодействие).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)