Подход со стороны классической школы управления

Представители: А. Файоль, Л. Гулик, Л. Ф. Урвик и Р. С. Дейвис, Джеймс Муни, Макс Вебер.

А. Файоль и большинство представителей административной школы управления имели непосредственный опыт работы руководителями высшего звена управления в большом бизнесе. Концепция этой школы была направлена на разработку общих проблем и принципов управления организации в целом.

Целью классической школы было создание универсальных принципов управления.

Основной вклад представителей школы:

  • систематизированный подход к управлению всей организацией;
  • развитие принципов управления;
  • описание функций управления;
  • они рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления;
  • сформулировали систематизированную теорию управления всей организацией, при этом управление выделили как особый вид деятельности;
  • разработка рациональной системы управления организацией;
  • построение структуры организации и управления ее работниками.

А. Файоль выделил пять основных функций руководителя: планирование, организация, руководство, координация, контроль.

А. Файоль считал, что на предприятии выполняется шесть основных групп операций (функций):

  • административные – предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль;
  • коммерческие – покупка, продажа, обмен;
  • технические – производство, выделка и обработка;
  • финансовые – привлечение средств и распоряжение ими;
  • учетные – бухгалтерия, калькуляция, учет и статистика;
  • страховые – страхование и охрана имущества и лиц.

Он впервые обозначил качества, которыми должен обладать персонал предприятия для выполнения вышеназванных функций:

  • умственные качества: понятливость, легкое усвоение, рассудительность, сила и гибкость ума;
  • нравственные качества: энергия, стойкость, сознание ответственности, инициатива, чувство долга, такт, чувство достоинства;
  • физические качества: здоровье, сила, ловкость;
  • специальные знания: относящиеся исключительно к какой-либо одной функции;
  • общее развитие: запас различных понятий, не относящихся исключительно к области выполняемых функций;
  • опыт: знания, вытекающие из практики.

Другой представитель этой школы Линделл Ф. Урвик (1891–1983) был сторонником тейлоризма, являлся консультантом по управлению, разработал принцип диапазона контроля. Он разработал систему эффективного управления персоналом и выступал за строгое соблюдение верхнего предела числа подчиненных у одного руководителя.

Ученый утверждал, что «идеальное число подчиненных у всех высших руководителей… должно быть равно четырем…», но «на самом нижнем уровне организации, на который делегируется ответственность за выполнение конкретных задач, а не за руководство, это число может составить восемь или двенадцать».

Л. Гулик и Л. Урвик сформулировали следующие принципы административного управления:

  • планирование – постановка подлежащих выполнению задач и указание способов их решения для достижения целей предприятия;
  • организация – создание формальной структуры для разделения управленческих работ между подразделениями, определения функций и координации их деятельности по достижению конкретной цели;
  • комплектование штата – подбор и подготовка кадров, создание необходимых условий для трудовой деятельности;
  • руководство – постоянная функция принятия решения и их оформление;
  • составление бюджета – составление финансовых планов и контроль финансовой деятельности;
  • координация – обеспечение согласованности в работе всех подразделений предприятия, образующих единое целое.

Также сюда относится отчетность – обеспечение информацией вышестоящих инстанций и собственной администрации о ходе работы посредством докладов и проверок.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)