Особенности маркетинговой информационной системы

Несмотря на мощный информационный поток, циркулирующий вокруг организации, бывают ситуации, что маркетологи отмечают недостаток данных для анализа. Важно внутри компании разработать единую систему – маркетинговую информационную систему (МИС) – которая бы предоставляла менеджменту информацию, необходимую именно для конкретной организации, в определенной форме, в определенное время и которая может быть использована для создания ценности и дальнейшего формирования устойчивых взаимоотношений с потребителем.

Например, многие компании поняли, что из клиентской базы надо извлекать выгоду. И это не просто адрес и возраст, но и, например, предпочтения в приобретении товаров (для собственного использования, в подарок и т. д.), покупательское поведение (ходит за покупками один, семьей), стиль жизни и т. д. Все это важные параметры сегментации.

Таким образом, важно создать единую систему, которая будет хранить все данные предприятия. Создавая ценность для клиента, маркетологи нуждаются в огромном количестве информации. И серьезной задачей для организации является, во-первых, сбор информации, и во вторых ее анализ. Этап анализа информации может стать сложной задачей. Связано это с тем, что имея огромные информационные базы, сотрудники не понимают, как их использовать.

Маркетинговая информационная система – это система, состоящая из людей, оборудования и процедур для сбора, сортировки, анализа информации и своевременного ее предоставления в организации для принятия решений.

Рассмотрим основные составляющие маркетинговой информационной системы, структура которой схематично представлена на рис. 4.1.1.

Особенности маркетинговой информационной системы

Маркетинговая информационная система включает в себя две основные составляющие – это пользователи информации и источники информации. Понимание пользователей (это могут быть менеджеры предприятия, внешние партнеры, например, поставщики, посредники, агенты) определяет потребность в информации, т. е. что именно необходимо собирать с рынка и с какой периодичностью.

Поняв, кто будет пользователем информации, компания может определить:

  • какая информация должна быть собрана с рынка (цены конкурентов, уровень лояльности потребителей, объемы продаж продукта компании и т. д.);
  • в каком виде информация должна быть собрана (в штуках, долях, процентах, рублях и т. д.);
  • периодичность сбора информации (раз в день, раз в неделю, раз в месяц…);
  • методы сбора информации. Важно, что еще на этапе оценки потребности в информации должно быть четко определено, какими методами данные будут собраны и какие статистические методы будут использованы для анализа данных.

Информация на предприятии может быть получена из трех источников Источники внутренней информации. Базы данных внутренней информации формируются из источников, находящихся внутри предприятия.

Например:

  • в отделе по обслуживанию клиентов маркетолог может найти данные об удовлетворенности клиентов, возможных жалобах, проблемах;
  • в отделе продаж аккумулируется информация о динамике объемов продаж, ценах, скидках и т. д.;
  • в отделе финансов – данные о прибыли, себестоимости и т. д.

В качестве примера рассмотрим, какая внутренняя информация может быть интересна для руководства кафе. Это частота посещений кафе одним и тем же человеком, проведенное в кафе время, пол, возраст, интересы, средний чек, наиболее часто покупаемые напитки, салаты, доля лояльных посетителей, доля случайных посетителей, какой процент людей из проходящих мимо заходит в кафе, какой процент из зашедших остается и т. д.

Современные цифровые технологии позволяют получать информацию о клиентах в считанные секунды, обобщать эту информацию, интегрировать в единую базу предприятия, сегментировать, выделять лояльных, случайных, вовлеченных и невовлеченных посетителей, создавать индивидуальную стратегию общения с клиентом. Эти данные могут быть использованы, например, для персонализированной коммуникации с посетителями через отправку коммуникационных сообщений на их мобильные устройства и дальнейшего роста продаж.

Систематический сбор доступной информации о конкурентах, поведении потребителей вне стен организации, тенденциях развития рынка формирует базу данных внешней информации. Информация о конкурентах может быть получена из различных источников, как, например, интернет, выставки, специализированные газеты, журналы.

Рассмотрим наш пример с кафе. Руководству кроме данных, собранных внутри кафе, интересна будет информация о поведении потребителей вне его стен. Например, какой процент потребителей из видевших рекламу в определенной географической зоне пришел в кафе, предпочитаемые потребителями магазины для посещения, бренды, наиболее частые географические маршруты в городе, пересечения (кто из наших потребителей посещает, к примеру, магазин IKEA) и т.д. Используя такие внешние данные мы можем целенаправленно тагетировать коммуникацию с целевым рынком, рационально использовать рекламный бюджет и повышать эффективность рекламных кампаний.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)