Особенности коммуникации со старшеклассниками 16-18 лет

Старшеклассники в своем психологическом развитии характеризуются прежде всего необходимостью и стремлением решить стоящую перед ними задачу жизненного самоопределения. Информационные запросы старшеклассников к взрослым становятся адресными, связанными с будущей профессией. Возрастает роль мудрого взрослого советчика, поскольку ощущается потребность в появлении фигуры значимого взрослого.

Интересно
В системе коммуникации на первый план выступают люди образцы, знаковые события. На этом фоне эффект коммуникативной привязанности к любимому учителю оставляет отпечаток на всю последующую жизнь. От педагога в первую очередь требуется умение выслушать, принять, внутренне откликнуться на проблемы юности, оказать поддержку. В то же время иногда педагогу приходится дистанцироваться.

В юношеский период, в «годы странствий» начинается и поиск будущей профессии. В это время в системе педагогической коммуникации становится очень важным духовное и профессиональное наставничество, передача профессионально значимой информации и ценностных ориентиров. В системе профессионального обучения коммуникация постепенно приобретает «взрослый» характер.

Как участник образовательной коммуникации, взрослый человек отличается высокой степенью субъектности. В аудитории взрослых учащихся каждый обладает определенным опытом познавательной деятельности, уровнем образованности и информированности, определяющим профессиональные и личностные предпочтения; стремлением проявить свое личное мнение, позицию или взгляды.

Интересно
Педагогическая задача состоит в понимании информационных запросов аудитории. Индивидуальные особенности и потребности участников педагогического взаимодействия требуют реализации принципа адресности коммуникации на уровне дифференциации смыслов и характера сообщений, уровня сложности содержания.

В этой связи И.А. Колесникова обращает внимание на обратно пропорциональную зависимость значимости смысла речи и величины аудитории. Она апеллирует к В.В. Розанову, некогда заметившему: чем более глубока, значима, специфична в смысловом отношении информация, которую необходимо передать, тем более узкий круг людей может ее адекватно воспринять.

«…Воспитывающий… никогда не должен обращаться с чем-нибудь значительным к толпе, но всегда только к лицу. Когда он по каким-то причинам не может это сделать, ему лучше довольствоваться лишь незначительным. При усиленном внушении определенных интересов и склонностей педагогом они как раз и не прививаются. И, напротив, один уединенный разговор… часто становится поворотным пунктом во внутреннем развитии».

Существование подобной закономерности затрудняет работу педагога с большой аудиторией в том случае, если речь должна пойти о серьезных и сложных вещах. Если упрощать информацию, часть присутствующих, причем внутренне наиболее важная для автора коммуникации, заведомо не будет удовлетворена примитивным уровнем подачи материала. Если ориентироваться на наиболее подготовленных людей, остальные быстро окажутся выключенными из системы коммуникации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)