Особенность экспертизы товаров, бывших в эксплуатации

В последние годы все более распространенными становятся досудебные и судебные экспертизы, проводимые по качеству товаров, уже бывших в эксплуатации. Такие экспертизы чаще всего проводятся в соответствии со ст. 18 Закона “О защите прав потребителей”. При продаже товара потребителю условия договора о качестве товара, как правило, определяются положениями стандартов.

Сообщенные потребителю становятся условиями предполагаемого договора купли продажи. Такие данные содержатся:

  • в техническом паспорте на товар или правилах по его использованию, где указываются основные технические характеристики изделия и стандарты, требованиям которых должно соответствовать качество товара;
  • на маркировке товара — этикетке (или ярлыке), при крепленной к изделию (верхней одежде, трикотажу, чулочно носочным изделиям и т. п.), где указывается стандарт или ТУ, по которым произведено изделие;
  • в рекламе товара (проспектах).

Приобретая товар, потребитель принимает к сведению требования к качеству, указанные перечисленными способами, и потому они становятся условиями договора купли продажи, определяющими качество приобретенного товара.

Так, если на ярлыке трикотажного джемпера указан состав: шерсти – 70%, то именно такого состава и должна быть пряжа, из которой он изготовлен. Если потребитель при носке обнаружит, что продавец нарушил условия договора купли продажи, то в этом случае возникает спорная ситуация, для разрешения которой потребуется экспертиза.

На практике широко распространена продажа по образцам, которые выставляют в витринах, выкладывают на прилавок. В этом случае потребителю должен быть передан товар того же качества, что и товар, выставленный как образец.

При отсутствии в договоре условий о качестве товаров продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется, – обычного качества. Если при заключении договора продавец был постав лен в известность, для какой цели потребитель приобретает то вар, то он должен передать ему товар, который пригоден для использования в соответствии с этими целями.

Под “обычным качеством” товара или “обычно предъявляемыми требованиями” понимается усредненная оценка товара, зависящая от сложившихся в обществе взглядов, отражающих определенный уровень его развития.

В любом обществе есть люди с очень высокими, с более низкими и невысокими требованиями (запросами) к товарам. “Обычное качество” или “обычно предъявляемые требования” – нечто усредненное между различными требованиями и означает “не ниже среднего качества”. Поэтому чем выше уровень развития общества, тем более высокие требования предъявляются к обычному качеству товаров.

Статья 4 Закона “О защите прав потребителей” также определяет, что продавец (производитель) обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору, т.е. информации о товаре, предоставленной продавцом.

В соответствии с ГК РФ и Законом “О защите прав потребителей” продавец несет ответственность за ненадлежащее качество проданного им товара. Если покупатель при эксплуатации (потреблении) товара обнаружит, что проданная ему вещь по своему качеству не отвечает условиям договора, а при отсутствии указаний в договоре – обычно предъявляемым требованиям, и если эти недостатки не были оговорены продавцом, то он может предъявить требования согласно п. 1 ст. 18 Закона “О защите прав потребителей” (замена товара на аналогичный, ремонт и др.).

Наиболее распространенный вариант требований – расторжение договора купли продажи, когда потребитель, имея отрицательный опыт использования данного товара, не хотел бы повторять его с аналогичным товаром.

Продавец (изготовитель) обязан удовлетворить требования потребителя, если не докажет, что недостатки в товаре возник ли вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действия третьих лиц или непреодолимой силы.

Товар на экспертизу в течение его срока годности или гарантийного срока должен представить продавец, он же оплачивает экспертизу (ФЗ). Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара лично или через своего представителя, чтобы была уверенность в том, что на экспертизу не представлен другой товар.

По истечении срока годности товар не принимают на экспертизу, так же как и претензии. По окончании гарантийного срока или в случае, если на товар такой срок не установлен, заказчиком экспертизы является потребитель товара. Продавец в таком случае отвечает за качество товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара потребителю.

В договорах на выполнение работ и оказание услуг потребитель обладает большей свободой в определении качества предмета договора. Например, при пошиве изделий потребитель сам определяет, из какого материала должно изготавливаться изделие, его фасон, отделку и т. п.

Конкретные же операции по раскрою и пошиву исполнитель должен выполнить в соответствии с нормативными документами, которые устанавливают требования к качеству пошива.

Таким образом, заказывая выполнение работы, потребитель, с одной стороны, соглашается с требованиями к качеству, установленными документами по стандартизации заказчика, а с другой — может определить свои. Все эти требования в заключенном договоре становятся условиями договора о качестве работы (услуги).

Чаще всего необходимость проведения экспертизы товаров, бывших в эксплуатации, возникает в следующих случаях:

  • при наличии разногласий по недостатку товара между потребителями и предприятием изготовителем, мастерской гарантийного ремонта, магазином;
  • при возникновении споров по качеству изделий между потребителем и предприятиями бытового обслуживания (ателье по пошиву и ремонту изделий, фабриками химчистки, прачечными и т. п.);
  • при возникновении повреждений и порчи продукции и товаров в ломбардах и других организациях в результате нарушений условий хранения, пожаров, аварий, бедствий и других обстоятельств, приведших к снижению качества продукции и товаров, принадлежащих как предприятиям (организациям), так и отдельным гражданам.

Это достаточно сложные экспертизы вследствие особенностей при исследовании объектов экспертизы, которые уже были в употреблении, а также из-за недостаточно разработанной методической базы проведения таких экспертиз.

Особенность их заключается в том, что в предъявленном на экспертизу товаре устанавливают наличие не только явных и скрытых дефектов производственного характера, но и дефектов, возникших вследствие механических и других повреждений, появившихся при химической чистке, применении различных средств по уходу за изделием, глажении и т. п. Следовательно, идентификационная часть исследования должна содержать подробное описание и разделение дефектов с учетом их происхождения.

Одним из препятствий в практике проведения товароведных экспертиз в настоящее время является отсутствие разработанных и общепризнанных методик. Особенно важным в методическом обеспечении является градация дефектов однородных групп товаров по степени их влияния на снижение качества и выделение существенных дефектов. В системе

Торгово промышленной палаты имеются методики определения снижения цены на ряд новых товаров, имеющих дефекты. Но в практике товароведных экспертиз эти методики используются редко, потому что в случае спора между продавцом и потребителем последние чаще всего требуют расторжения договора куп ли продажи, а не снижения цены товара.

Интересно
В Законе “О защите прав потребителей” введено понятие “существенный недостаток товара” – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен безнесо-размерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Потребитель имеет право предъявить требования изготовителю после окончания гарантийного срока или его отсутствия только в случае выявления существенных недостатков товара (ФЗ).

Поэтому при назначении экспертиз или заявках на их проведение почти всегда ставится вопрос об оценке дефектов как существенных (критических, значительных, незначительных). Так, например, разрушение места крепления обхватывающего ремня видеокамеры (причина – использование для изготовления замка хрупкого полимера) является существенным недостатком, так как производить съемку без крепления камеры на руке крайне затруднительно.

Однако раз рушение механизма крепления шторки кассетоприемника видеомагнитофона (по той же причине) не является существенным недостатком товара, так как использование видеомагнитофона в соответствии с его целевым назначением возможно без шторки, которая выполняет функцию защиты механизма от пыли.

Однако часто оценка значимости дефекта одним экспертом без использования методик может быть не признана в судебном порядке из-за ее субъективности. Поэтому одной из-за дач в товароведной экспертизе является разработка методики и градации недостатков товаров экспертным методом: например, таким методом определены критические пороки обуви, бывшей в эксплуатации.

Одним из ответственных моментов в проведении экспертизы товаров, бывших в эксплуатации (носке), является установление степени снижения качества изделия. Для этого эксперт устанавливает наличие не только скрытых дефектов (недостатков) производственного характера, но и дефектов, возникших вследствие механических и других повреждений (воздействий) или ненадлежащего ухода за товаром, т. е. зависящих от его владельца. Это обстоятельство осложняет экспертизу качества то варов и иногда приводит к неправильному заключению.

К ошибкам таких экспертиз относят то, что некоторые эксперты в своих заключениях не дают дифференциальных данных о снижении качества товара в связи со скрытыми дефектами (недостатками) производственного характера и в связи с дефектами, которые образовались в результате обычной эксплуатации или стали результатом случайных повреждений (порчи), небрежной эксплуатации или неправильного пользования и т. п. В экспертном заключении следует указать название дефектов, их характер, размеры, место расположения и причины их происхождения.

Следовательно, при экспертизе необходимо, во-первых, выявить показатели, по которым отмечено снижение качества, и, во вторых, установить снижение значений показателей в процентах. При этом оценку снижения качества, как показано выше, проводят отдельно по дефектам производственного характера и по дефектам, которые возникли в процессе эксплуатации (носки) и не являются производственными дефектами. Кроме того, устанавливая степень износа товара за время эксплуатации, эксперт указывает, является ли износ незначительным или значительным. Для обоснования этого необходимо привести доказательства.

Следовательно, дефекты, которые можно выявить при экспертизе товаров, бывших в эксплуатации, эксперты подразделяют на три группы:

  • видимые производственные дефекты, которые были на момент продажи;
  • скрытые производственные дефекты, проявившиеся при эксплуатации;
  • эксплуатационные дефекты.

Первая группа дефектов обычно описана в стандартах (на пример, по одежде, обуви и т. п.), и о них продавец должен предупредить покупателя и, возможно, снизить цену на товар.

Споры возникают чаще всего по классификации и установлению причин возникновения двух других групп дефектов. Например, отрыв каблука обуви может быть как скрытым производственным (неправильное крепление), так и эксплуатационным дефектом. Только в результате экспертного исследования возможно получить ответ на этот вопрос.

При этом эксперт не может направить на испытания определения прочности крепления каблука стандартным методом на второй полупаре вследствие ряда причин:

  • нормы прочности определены для новой обуви, при носке прочность снижается;
  • испытания на одной полупаре не являются представительными (выборка – 3 пары);
  • каблук может быть плохо прикреплен только на одной полупаре.

В этом случае эксперту сложно обосновать заключение, так как объект не может быть подвергнут лабораторному исследованию измерительными методами. Поэтому эксперт должен особенно тщательно провести собственные исследования. Его ссылка на неизвестные ему условия эксплуатации или хранения то вара является неосновательной.

Однако можно привести другой пример, когда эксперт должен был провести не только собственные исследования, но и испытания в лаборатории. Так, при экспертизе пальто демисезонного, бывшего в эксплуатации согласно товарному чеку около двух месяцев, эксперт установил потертости низа, карманов, низа рукавов и бортов в результате эксплуатации, отметив, что ткань дефектов не имеет.

При этом была указана потеря качества – 35%. Это значительно превышает среднегодовую норму износа (10%). И только при повторной экспертизе была установлена причина сильного износа – неустойчивость ткани к истиранию, определенная стандартным методом.

Следовательно, повышенная истираемость ткани являлась скрытым производственным дефектом, проявившимся при эксплуатации. Следует отметить, что испытания одежды, бывшей в эксплуатации, на устойчивость к истиранию, устойчивость окраски к трению и другим воздействиям должны про водиться на закрытых участках, которые не подвергались при носке какому либо воздействию (например, подворотник, отвороты манжет и т. д.).

Кроме того, следует учитывать, что при проведении таких экспертиз не всегда можно руководствоваться нормами, установленными в стандартах, технических условиях, договорах, а также других нормативных документах. Как правило, показатели нормируются для новых товаров, а не для бывших в употреблении.

Например, нельзя проверять микробиологическую загрязненность крема, которым пользовались, или усадку ткани изделия, прошедшего стирку (например, портьер). Ряд нормируемых показателей, применяемых для новых изделий, не может быть использован для экспертизы одежных товаров, бывших в эксплуатации.

При эксплуатации изделий снижаются прочностные свойства материалов, и нормы прочности уже не могут быть использованы при оценке соответствия. Некорректными будут испытания на устойчивость окраски к сухому и мок рому трению после стирки одежды и т. п. Эту особенность при проведении ТЭ эксперты учитывают не всегда. Так, чаще всего при экспертизе обуви, бывшей в носке, эксперты указывают, что обувь не соответствует стандарту на определение сортности обуви, который распространяется на новую обувь.

Кроме самого товара эксперту могут понадобиться документы, связанные с его покупкой и последующей эксплуатацией: договоры, чеки, гарантийные талоны, квитанции, инструкции по эксплуатации и т. п. При необходимости на экспертизу могут быть представлены рекламные материалы на товар. Это особенно важно, если решается вопрос о соответствии потребительских свойств купленного товара той информации, которая была доведена до потребителя продавцом и определила его выбор при покупке.

Если решаются вопросы, связанные с установлением условий транспортировки, эксплуатации и хранения товара, то эксперту могут понадобиться упаковка, тара или их фотографии. Иногда требуется информация об условиях хранения потребителем того или иного товара, например меха. При определении причин порчи продовольственных товаров необходимо указывать место, где они хранились (например, холодильник), температурный режим и срок хранения.

В случаях, если товар был изготовлен из сырья или полуфабрикатов, представленных потребителем предприятию изготовителю (например, пошив одежды, изготовление обуви и т. п.), могут понадобиться остатки материалов. Это особенно важно, если заказчик считает, что заказ выполнен из другого материала (меха, кожи).

В таких товарах, как одежные и обувные, часто встречаются дефекты, причины которых заключаются в несоответствующем уходе за изделием или дефектах, возникших вследствие несоответствующих правил по уходу за изделиями, которые до ведены до потребителя. Так, изготовители одежных товаров должны в информации о товаре указывать символы по уходу за изделиями, сопровождая их пояснительным текстом на русском языке.

Однако они часто указывают их неправильно или применяют символы, которые не соответствуют сырьевому составу изделия. Особенно это относится к изделиям, выполненным из ткани, состоящей из двух или более компонентов. Например, хлопчато-бумажные или льняные ткани, декоративная отделка которых выполнена из полиамидных волокон, менее стойки к воздействию высокой температуры.

Для таких изделий необходимо указывать символ по уходу за изделием (глажение) с учетом не только сырьевого состава основной ткани, но и состава ткани отделки. Если это не учитывать, то участки с полиамидными волокнами оплавляются, нарушая структуру ткани, что приводит к образованию дефекта. Хотя такой дефект образован в процессе эксплуатации одежды при уходе, но фактически его эксплуатационным назвать нельзя, так как причиной возникновения является несоответствующая информация по способу ухода за товарами.

Так, при определении причины разрушения целостности ткани женских брюк было установлено, что произошло расплавление уточных полиамидных нитей (изучение места расплавления под микроскопом). В качестве нитей основы ткани использована хлопчатобумажная пряжа, и символы по уходу были приведены с учетом только одного компонента ткани.

В маркировке дано указание в виде символа “утюг с двумя точками” (означает глажение при температуре +150 о С), сопровождаемое текстом: “глажение при температуре 240 о С”. При этом по требованиям ГОСТ 9377.7–83 “Устойчивость окраски к глажению. Метод определения”, изделия из полиамидных нитей гладят при температуре не выше 110 о С. Таким образом, неправильная информация, представленная на маркировке изделия, по служила причиной разрушения ткани при глажении.

Большая доля экспертиз по одежным товарам связана с такими дефектами, как появление пятен неизвестного происхождения. Наиболее часто причиной появления пятен является стирка неправильно подобранным синтетическим моющим средством (СМС). Известно, что в состав большинства средств входят химические отбеливатели или энзимы.

Поэтому применение СМС требует большой осторожности, так как в местах попадания на изделия нерастворенных частиц моющего средства изменяется цвет (ткань обесцвечивается). После сушки потребитель отмечает белесые пятна на одежде, предполагая, что данный дефект имеет производственный характер, который проявился после стирки.

Для установления характера происхождения такого рода пятен требуется применение экспертного метода. Еще одной причиной возникновения пятен может служить длительное замачивание изделий перед стиркой. В настоящее время в соответствии с тенденциями моды выпускаются изделия из тканей в комбинации двух цветов, резко отличающихся не только по составу, но и по цвету.

Выявление причины происхождения пятен такого рода осложняется тем, что при исследовании стандартным методом, т. е. в соответствии с требованиями ГОСТ 9733.4–83 “Устойчивость окраски к стирке. Методы определения”, закрашивание смежной ткани часто составляет 4 балла по шкале серых эталонов. Это соответствует нормам стандарта для обыкновенной прочности окраски. Появление пятен происходит только в процессе длительного воздействия на изделие влаги и соприкосновения при этом тканей двух цветов.

Отсутствие в нормативных документах определяющих сим волов по уходу за изделием, символа “избегать замачивания” создает определенные трудности по уходу и приводит к образованию пятен такого рода. В некоторых случаях составители текстов указывают, что замачивание не рекомендуется.

В практике экспертиз был случай, когда такой текст остался не переведенным на русский язык, и, следовательно, информация не была до ведена до потребителя. Это привело к появлению пятен после стирки. Таким образом, неверные сведения о волокнистом составе одежных товаров и неправильные указания по уходу за товаром в маркировке (символы по уходу за изделием) могут привести к проявлению дефектов на одежде при уходе за ней.

Иногда на экспертизу ставят вопрос о том, был ли товар в эксплуатации (потреблении), и если был, то какое время. Такие вопросы могут возникнуть при замене новых товаров, не имеющих недостатков, на товар аналогичной марки (модели, артикула). Это достаточно сложный вопрос, на который ответить может только опытный эксперт, так как необходимо исследовать те участки изделия, которые подвергаются наибольшему механическому воздействию при носке или использовании то вара.

Загрязнения на товаре не всегда свидетельствуют о его использовании, так как они могли появиться при хранении и транспортировании товара, в том числе непосредственно после покупки. В этом случае эксперт исследует наличие возможных следов эксплуатации (носки) и делает заключение по постав ленным вопросам.

Так как интенсивность эксплуатации (носки) товаров разными потребителями значительно различается, то косвенным подтверждением продолжительности эксплуатации может быть товарный чек. Если внешний вид товара свидетельствует об интенсивной эксплуатации, то эксперт должен отразить это в заключении.

Иногда скрытые дефекты производственного характера, обнаруженные покупателем в процессе эксплуатации (носки), эксперты относят к дефектам, возникающим вследствие нарушений правил эксплуатации, носки, ухода и т. п.

Например, покупатель предъявил претензию: купленный костюм деформировался после того, как он попал под дождь. Осмотрев костюм, эксперт сделал заключение: “Деформация верха пальто образовалась вследствие усадки подкладки, которая произошла из-за нарушения покупателем правил носки.

Дефект непроизводственного характера”. С этим заключением эксперта нельзя согласиться, так как чрезмерная усадка подкладки костюма при намокании — это дефект производственный, возникший по причине того, что при подборе материалов для изготовления костюма не были учтены свойства верха и подкладки изделия.

Следует обратить внимание на то, что товар в процессе эксплуатации может подвергаться ремонту, после которого качество товаров может быть оценено в соответствии со стандарта ми на услуги. Сейчас разработан ряд стандартов на услуги по ремонту обуви, одежды, холодильников и других не продовольственных товаров. Раздел технических требований в таких стандартах содержит иные требования, чем такой же раздел в стандарте технических условий (требований) на новый товар.

Следовательно, если на экспертизу представлен товар, бывший в эксплуатации и прошедший ремонт, то при классификации дефектов к вышеуказанным трем группам добавляют дефекты ремонта товара. Это же относится к товарам, поступившим на экспертизу после химчистки.

Такие экспертизы являются еще более сложными и их рекомендуется проводить как комплексные, с привлечением экспертов других областей знаний, а при их отсутствии – специалистов (по ремонту, химчистке и т. п.).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)