Экспертиза качества новых товаров

При росте конкуренции на российском рынке выпуск новых товаров является условием успешного развития. Эксперты отмечают, что срок жизни большинства товаров на рынке сокращается, в связи с чем число новинок увеличивается и составляет сейчас в ассортименте фирм изготовителей и продавцов достаточно большую долю. Создание новых продуктов сопровождается особыми условиями их выведения на рынок и про движения на нем.

Исследования показывают, что уровень не удачных представлений новых продуктов достигает в среднем 30%. Чаще всего двумя первыми причинами провала являются неполный анализ рынка и недостатки нового продукта. Не касаясь вопросов маркетинговых исследований рынка, остановимся на второй причине, устранить которую можно только при объективной и надежной оценке качественных характеристик новых товаров.

Следует отметить, что новые товары, как правило, оценивают специалисты, разрабатывающие их, при этом исследования ограничиваются техническими характеристиками. Иногда для подтверждения новых потребительских свойств их оценку проводят независимые эксперты.

Экспертиза качества новых товаров — оценка качества товаров по номенклатуре показателей, характеризующих степень новизны товаров, возможность и целесообразность их производства и реализации.

Экспертизу качества новых товаров проводят с целью определения их соответствия техническому заданию на разработку, степени новизны и преимуществ по сравнению с аналогичными товарами, в том числе по конкурентоспособности. Особенность такой экспертизы заключается в том, что новые товары часто имеют не только улучшенные, но и новые потребительские свойства. Поэтому при оценке важное значение имеет раз работка номенклатуры оцениваемых свойств и методов их определения.

Анализ показал, что новую продукцию, предлагаемую на российском рынке, по степени новизны можно подразделить на три группы: товары аналоги, модифицированные и новые то вары. Товары аналоги имеют минимальную степень новизны, ограниченную незначительными отличиями в рецептуре, новым названием, маркой (серией). С производства такой продукции начинают работу практически все вновь созданные в России предприятия.

Разработка модифицированных товаров включает изменение (улучшение) потребительских свойств, придание дополни тельных свойств за счет улучшения рецептур, отделок, новых материалов. Принципиально новый товар обладает новыми свойствами, назначением, повышенной эффективностью и комфортностью.

Практический опыт оценки новых товаров позволил выделить ряд проблемных вопросов, возникающих при экспертизе таких товаров. К ним можно отнести следующие:

  • установление объективной номенклатуры оцениваемых показателей качества;
  • введение новых показателей для подтверждения эффективности действия продуктов или нового потребительского свойства;
  • разработка методов определения новых показателей;
  • сравнительная оценка потребительской ценности и конкурентоспособности нового товара.

Обоснованно определить необходимость модификации и оптимальную степень новизны товара можно только в результате проведения экспертных исследований, так как риск при производстве новых товаров повышается с увеличением степе ни их новизны. Поэтому проектирование, производство и потребление принципиально новых товаров в большей степени требует проведения экспертных исследований, так как это позволит снизить степень риска.

Экспертиза качества новых товаров включает ряд процедур и этапов, конечным результатом которых является экспертное заключение:

  1. Постановка целей экспертизы определяет дальнейшие этапы и процедуру выбора критериев, необходимых и достаточных для проведения оценки качества новых товаров эксперта ми. Целью экспертизы может быть оценка всей номенклатуры показателей качества или только их части: например, степени новизны.
  2. Выбор показателей качества определяется необходимостью соблюдения обязательных требований (безопасности) и введением в номенклатуру таких показателей, которые определяют новые свойства, в том числе назначения, а также установления степени новизны. В зависимости от целей экспертизы эксперт или заказчик может выбрать всю номенклатуру потребительских показателей или ограничиться лишь частью показателей.
  3. Изучение (определение) показателей качества нового то вара производится путем определения показателей функционального и/или социального назначения, а также эргономических и других свойств. При этом могут использоваться органолептические, измерительные, социологические, практические и экспертные методы определения значений показателей. Однако ведущими остаются экспертные методы.

Для непродовольственных товаров, таких как одежда и обувь, наиболее актуальна оценка уровня эстетических свойств, анализ которых у новых товаров осуществляется с помощью экспертных методов, а в качестве дополнительного используется органолептический.

Интересно
Оценка эстетических свойств должна проводиться экспертом с позиций потребителя, поэтому на ее результаты не должны влиять личные вкусы и привычки экс перта.
Конечным этапом изучения товара является определение условий его потребления (эксплуатации). Потребление может проверяться как однократное или многократное использование товара.

Эксперты оценивают результаты испытаний при эксплуатации товаров в производственных или реальных условиях, определяют сроки эксплуатации, вносят соответствующие коррективы. Целью этой операции является обеспечение сохранности качества у товара потребителя, что способствует созданию положительного послереализационного отношения к нему потребителя.

Поэтому правильность определения экспертами условий потребления новых товаров имеет большое значение для потребителя и предопределяет жизненный цикл товара. 4. Результат экспертизы выражается в виде качественной и/или количественной оценки потребительских свойств товаров.

Результаты основываются на обобщенном мнении экспертов, которое принимается способом обсуждения, голосования или усреднения количественных показателей (баллов, % и т. п.). Часто результат оценки представляется как сравнение (сопоставление) показателей качества с показателями качества аналогичных товаров.

Проводится такая экспертиза для следующих целей:

  • оценки конкурентоспособности производимых или реализуемых товаров;
  • оценки качества ряда аналогичных товаров для информирования потребителей;
  • выбора оптимального варианта при закупке товаров или запуске в производство.

Этот вариант качественной экспертизы в настоящее время находится на стадии становления, несмотря на насыщение рынка товарами. В будущем такой вид экспертных услуг будет, несомненно, расширяться.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)