Качественная экспертиза партий товара

Причинами для проведения экспертизы при приемке товара по качеству являются:

  • сдача и приемка после длительного хранения или при обнаружении скрытых производственных дефектов в процессе хранения;
  • разногласия между поставщиком и получателем по результатам приемочного контроля, проведенного получателем в отсутствие поставщика и в случае его неявки на повторную приемку;
  • предполагаемое или обнаруженное при поступлении не соответствие фактического качества товара указанному в документах;
  • обнаружение нарушений упаковки (поломка, деформация, раздавливание, бой);
  • наличие значительных качественных потерь в процессе транспортирования или хранения;
  • обнаружение контролирующими органами некачественных и опасных товаров.

Особенностью экспертизы партий товара является то, что ее результат чаще всего оформляют не заключением эксперта, а актом экспертизы, как правило, установленной формы. Приемка проводится в соответствии с условиями договора (контракта) и нормативными документами на конкретные товары (стандартами, ТУ и др.).

Если порядок приемки в них не установлен, то она осуществляется в соответствии с общими документами. При этом сопроводительные документы, удостоверяющие качество и комплектность полученной продукции (технический паспорт, сертификат (паспорт) качества, маркировка, аннотация и др.), должны соответствовать условиям договоров, положениям стандартов, ТУ.

Если при проведении экспертизы обнаружится отсутствие части сопроводительных документов, то это не может служить основанием для ее прекращения. В таких случаях должен быть составлен акт об отсутствии указанных документов в момент приемки, но экспертиза не может проводиться, если отсутствуют маркировка и товаросопроводительные документы (накладные, счет фактура, инвойс и др.), т. е. когда неизвестны изготовитель и владелец товара.

Проверку качества и комплектности рекомендуется проводить на всей партии товара. Однако это не всегда возможно, особенно при больших партиях товара, поэтому если стандартами, ТУ или договорами предусмотрена выборочная проверка, то ее нужно провести и распространить результаты на всю партию, из которой отобраны образцы.

Так, приемка по качеству швейных изделий в соответствии с ГОСТ 23948–80 может проводиться методом сплошного контроля или по ряду показателей выборочно. Проверка качества тканей по внешнему виду проводится на всей партии, т. е. выборка из партии не предусмотрена.

Безосновательный перенос результатов выборочной проверки на всю партию является грубой профессиональной ошибкой эксперта, из-за которой результаты экспертизы будут признаны недействительными.

При неоднородности товарной партии, содержащей товары разных градаций качества (товар стандартный, нестандартный, высшего, первого или других сортов, брак и т. п.), эксперт должен выявить долю каждой группы.

Если товары разных градаций качества упакованы в разную тару и есть соответствующая маркировка, то необходимо предварительно, до проведения основных исследований, распределить партию по этим градациям. В этом случае эксперт отбирает пробы по каждой градации и оценивает их качество отдельно.

При обнаружении дефектных товаров при выборочной проверке качества эксперт должен отобрать образцы товаров с наиболее характерными дефектами и установить причины их возникновения.

Отсутствие указаний на характерные виды дефектов или неправильное определение их вида, причин возникновения дефектов может послужить основанием для отклонения акта экспертизы. Поэтому если визуально это определить сложно, то целесообразно направить образцы дефектной продукции в испытательную лабораторию.

Для этого эксперт должен отобрать образцы, снабдить их соответствующими этикетками, опечатать и с актом отбора проб и направлением, в котором указывают необходимые для определения показатели, направить на испытания.

При экспертизе качества таких товаров, как одежда, обувь и др., по которым проводится сплошная проверка, эксперт обязан дифференцированно перечислить все имеющиеся дефекты. При необходимости, по просьбе заказчика, эксперт может дать рекомендации по использованию или уничтожению дефектной продукции.

При установлении причин несоответствия качества партии товаров эксперт должен отразить в заключении состояние тары и упаковочных материалов (их целостность, достаточность и надежность). Приемочную экспертизу товарной партии проводить нельзя, если нарушена ее целостность (например, часть товара реализована). Однако если подана заявка на проведение экспертизы какого либо количества товара от поставленной партии, экспертизу качества проводят по фактически предъявленному товару (части партии) и это указывают в акте экспертизы.

Интересно
Особенно важна объективность результатов экспертизы по качеству, если возникшие разногласия между поставщиком и получателем разрешаются в арбитражном суде, т. е. при судебной экспертизе. Экспертиза качества, проведенная с отступлениями от правил, или неправильно оформленный акт могут явиться основанием для отвода акта экспертизы.

Одной из разновидностей качественной экспертизы является экспертиза товаров по комплектности, так как целостность товара или его комплектность — одна из характеристик качества.

Основанием для ее проведения служат особенности принимаемых товаров, целостность которых обеспечивается наличием всех необходимых элементов в комплекте. Кроме того, комплектность влияет на функциональное, социальное назначение товара, его долговечность, ремонтопригодность, эргономические и эстетические свойства.

Все комплектующие элементы подразделяют на две группы:

  • обеспечивающие функциональное назначение товара, его эстетические и эргономические свойства;
  • предназначенные для ремонта товара в процессе эксплуатации (запасные детали, узлы и т. п.).

К комплектующим элементам первой группы относят со ставные части самого товара, без которых утрачивается его целостность. Например, болты, шурупы, стекла, отдельные панели, фурнитура для сборной мебели, электрические шнуры в электробытовых товарах и т. п.

К нарушениям комплектности относится отсутствие от дельных предметов или несоответствие единому стилю комплекта. Так, мебельный гарнитур, в котором платяной шкаф отличается отделочным материалом по цвету и фактуре, является примером нарушения комплектности, в частности по отделке. К нарушению комплектности относят отсутствие части пуговиц на одежде, шнурков на обуви, мерного стакана для хлебопечки и т. п.

Вторая группа комплектующих изделий представлена запасными деталями, узлами, обеспечивающими ремонтопригодность товаров при эксплуатации. В качестве примера могут служить запасные пуговицы, набойки, лоскуты тканей, прилагаемые или пришиваемые с изнаночной стороны одежды. В комплект автомобиля могут входить запасные колеса, автомобильная аптечка, приспособления для мелкого ремонта и др.

Выделяют группу комплектующих элементов, предназначенных для обеспечения сохраняемости товаров на разных эта пах товародвижения. К ним относится упаковка, которая может включать транспортную и/или потребительскую тару, упаковочные и перевязочные материалы, средства крепления и т. п. Однако упаковка сейчас не рассматривается как элемент комплектации товара, и поэтому не требуется ее возврат продавцу товара потребителем при обнаружении недостатка товара.

Экспертиза товаров по комплектности применяется в основном для непродовольственных товаров. Для продовольственных товаров эта разновидность экспертизы используется лишь при продаже набора продуктов (например, подарочные наборы, при доставке продуктов на дом, при торговле по комплексным заказам).

Одной из наиболее сложных экспертиз является экспертиза продукции и товаров, поврежденных при их транспортировке или хранении. Поэтому эксперт, которому поручена такая экспертиза, должен хорошо знать не только продукцию и то вар, но и требования к таре, упаковке и маркировке, правила хранения, укладки груза в транспортное средство, способы его крепления. Такие знания позволят правильно определить не только степень повреждения (порчи), но и причины повреждения товара.

Кроме того, иногда требуется установить возможность использования по прямому назначению поврежденного или испорченного груза, так как повреждение (порча, утрата) какой либо части (детали, узла) делает невозможным использование данного товара без проведения ремонта или замены поврежденной (испорченной, утраченной) части.

Для этого экс перт должен быть осведомлен во всех вопросах, связанных с возможностью проведения восстановительных (ремонтных) работ и затратами, необходимыми для их осуществления. При отсутствии таких знаний целесообразно привлечь для консультации по таким вопросам специалиста.

При производстве экспертизы и составлении акта на товар, поврежденный во время транспортировки, эксперт должен прежде всего определить причину повреждений (порчи) и чет ко отразить ее в акте. Именно в этих вопросах часто допускаются ошибки, порождающие необоснованные заключения.

Эксперт должен хорошо знать основные причины повреждения (порчи) перевозимых грузов:

  • состояние продукции и то варов, при котором транспортировка приведет к их поврежднию или порче;
  • неудачный подбор вида транспорта, а также его техническая неисправность, неправильная укладка груза в транспортное средство;
  • нарушение правил погрузо-загрузочных работ;
  • несоответствие тары и упаковки требованиям стандарта, технических условий;
  • тсутствие достаточных креплений, прокладок, перестилочного материала; отсутствие
  • предупредительной (предостерегающей) маркировки и т. д.

В актах экспертов встречаются бездоказательные формулировки о том, что причиной повреждения (порчи) является “небрежное обращение при погрузочно разгрузочных работах”, “причина боя бутылей — механические удары”.

Основными повреждениями при транспортировке и пере возках потребительских товаров являются:

  • потертость различной степени — от поверхностной, слабо заметной до дыр. Обычно она возникает из за неправильной укладки кип в вагоны либо из за ненадлежащей упаковки то варов в кипах или ящиках, в частности в результате применения жесткого прокладочного материала. Поэтому при экспертизе поврежденного товара эксперт должен тщательно осмотреть тару и упаковку и указать в акте причины возникновения потертости;
  • рвань и пробоины в отдельных изделиях, образующиеся в основном от незагнутых внутрь ящика гвоздей, вследствие зацепки кип (а также пачек, рулонов) крючками или в результате других механических воздействий острыми предметами;
  • подмочка как результат проникновения внутрь упаковки воды или других жидких веществ. В зависимости от химической природы жидкости, степени подмочки, последующих условий и длительности хранения подмоченного товара в упакованном виде потеря качества после высыхания может быть различной — от незначительной до полной утраты, например, прочности.

Чаще всего повреждение грузов происходит из-за неправильной укладки их в транспортное средство, некачественно проведенных погрузочно загрузочных работ и вследствие необеспечения сохранности грузов примененной тарой и упаковкой.

Экспертиза поврежденных при транспортировке или хранении товаров должна проводиться особенно тщательно. Если товар предъявлен в упакованном виде, надо определить отдельно количество поврежденного и неповрежденного товара в каждой кипе или каждом ящике. И также изложить результаты осмотра в акте экспертизы.

Если при осмотре поврежденных мест (кипы, ящика и т. п.) установлено несоответствие количества товара данным сопроводительных документов, необходимо взвесить эти места, предварительно проверив их исправность, и записать вес брутто и нетто с указанием системы весов, на которых произведено взвешивание, и года их клеймения.

Особенно внимательно следует осматривать упаковку и маркировку тары, давая их подробное описание в акте экспертизы, и обязательно указывать номера таких товаров, как поврежденные машины, технические товары и другое оборудование. Необходимо отметить, были ли нанесены на таре предупредительные (предостерегающие) знаки.

После вскрытия упаковки эксперт осматривает крепления груза, и если они недостаточно прочные, фиксирует это в акте. Подробно описывает состояние товаров, при этом характеристику состояния, а так же обнаруженных дефектов дает по каждому товару отдельно с указанием его номера.

Если поврежденный при транспортировке или хранении товар имеет маркировку с обозначением артикула, размера, фасона, сорта и т. д., то в акте экспертизы необходимо указать все маркировочные данные по каждому изделию со ссылкой на его номер.

Кроме того, при описании повреждения эксперт должен отразить в акте:

  • характер и степень повреждения (например, дыра от потертости, потертость ворса, пятно от подмочки, загрязнение);
  • место расположения повреждения на изделии (например, на нижней части левой полы на расстоянии 10 см от края борта или на манжете правого рукава);
  • размер повреждения, который устанавливается путем измерения поверенной линейкой по наибольшей длине дефекта.

Важное значение при экспертизе товара по качеству и оформлении акта экспертизы по повреждениям при перевозке или хранении имеет правильное отражение состояния неповрежденных изделий, особенно таких, как швейные, трикотажные и меховые товары.

Так, например, при осмотре предъявленного в подмоченном виде одного ящика с трикотажными изделиями эксперт отметил, что “из имевшихся 12 пачек только четыре были подмочены, а на остальных восьми следов подмочки не было, поэтому они не вскрывались”. Во вскрытых четырех пачках оказалось 24 шерстяных трикотажных жакета с пят нами отподмочки (т. е. по шесть костюмов в каждой пачке).

Относительно остальных эксперт записал, что “остальные 48 жакетов дефектов не имеют и соответствуют указанному сорту”. Это утверждение не является обоснованным, поскольку пачки не вскрывались, состояние товара не оценивалось и сорт изделий не определялся.

Эксперт должен был оформить часть акта, касающегося неповрежденных товаров, примерно следующим образом: “Остальные восемь пачек, не имеющих следов подмочки, в присутствии эксперта не вскрывались, осмотр изделий и подсчет их количества не производились.

По маркировке остальных восьми пачек за бандеролями отправителя значится 48 жакетов артикула … 1 сорта, из них размера 44 – 12 шт., размера 46 – 36 шт.”. Такое описание отразило бы действительное положение вещей и не дало бы повода для возникновения каких либо сомнений.

Иногда эксперт, давая заключение по результатам экспертизы товаров, поврежденных при транспортировке, руководствуется коммерческим актом, не проводит исследований и не приводит доказательств тому, что является причиной возникновения повреждений.

Подобные действия экспертов также ошибочны, так как он не может давать свое заключение на основании тех обстоятельств, которые не были установлены им лично. Следует остановиться на особенностях экспертизы испорченных (поврежденных) при транспортировке продовольственных товаров, которые в основной своей массе являются скоро портящимися и требуют специальных условий содержания (охлаждения, вентиляции, отопления или иного ухода).

При проведении экспертизы таких товаров эксперт прежде всего обязан установить и отразить в своем акте, какие качественные показатели (качественное состояние) имел товар в момент погрузки его в транспортное средство. Эти данные должны быть отражены в удостоверении качества товара, оформляемом отправителем.

По указанному документу эксперту следует определить, правильно ли были установлены сроки транспортировки с учетом качественного состояния товара, указанного в нем. Затем необходимо установить, соблюдены ли эти сроки транспортной организацией.

Во время экспертного исследования испорченного (поврежденного) скоропортящегося груза, предъявленного в вагоне или другом транспортном средстве, эксперт должен обратить внимание на правильность укладки груза. Укладка скоропортящихся грузов в вагон производится с соблюдением Правил перевоз кискоропортящихся грузов.

При экспертном исследовании испорченного (поврежденного) товара эксперту также следует проверить, были ли выдержаны требования в отношении способа, плотности и высоты укладки ящиков в вагоне.

Например, укладку ящиков в вагон с охлажденным мясом птиц, колбасами, мясокопченостями, рыбой вяленой и холодного копчения, раками живыми, сырами и другими товарами производят (в зависимости от типа вагона) вертикальным, перекрестным или шахматным способом. Ящики с яйцами укладывают в вагон вертикальным способом. Во избежание сдвига ящиков ступенчатая укладка в верхних ярусах не допускается.

При осмотре следует также определить, правильно ли ограждено междверное пространство распорками, есть ли съемные упоры (в вагонах ледниках, не имеющих постоянных упоров) и др.

Эксперт, производящий исследование испорченного (поврежденного) скоропортящегося товара, особо должен обратить внимание и отметить в акте, не является ли порча (повреждение) следствием применения непрочной или грязной тары. Это очень важно при использовании тары, уже бывшей в употреблении, в результате чего она может иметь посторонние запахи или загрязнения, являющиеся причиной порчи товара.

Порча скоропортящегося товара может произойти и от того, что транспортное средство, в котором производилась перевоз ка груза перед погрузкой, не было соответствующим образом подготовлено. Например, вагон, имеющий запах краски, рыбы или других подобных грузов, перед загрузкой не был промыт горячей водой и проветрен. В некоторых случаях вагоны подлежат дезинфекции.

Причиной порчи скоропортящегося товара может также служить перевозка его совместно с другим товаром, требующим иного ухода. Поэтому в одном вагоне допускается совместная перевозка скоропортящихся товаров только в том случае, если для них необходим одинаковый уход (охлаждение, вентилирование, отопление). При этом следует обратить внимание на условия, в которых производилась транспортировка, т. е. соблюдены ли правила вентилирования и температурный режим.

Таким образом, проведение экспертиз испорченных товаров заключается в описании дефектов, установлении причин порчи и выдаче рекомендаций по использованию товара, а иногда и в установлении его цены.

Экспертизы поврежденных (испорченных) грузов, как правило, проводятся на станциях железных дорог, пристанях и в портах прибытия. Не исключена возможность проведения та ких экспертиз у грузополучателя, но с согласия и с обязательным участием представителя транспортной организации, так как осмотр поврежденного груза без его участия считается не действительным.

Основанием для непроведения экспертиз поврежденных (испорченных) товаров у грузополучателей являются отсутствие условий для работы эксперта на складе транспортной организации; необходимость сохранности грузов от утраты, дальнейшего повреждения или порчи; необходимость осуществления экспертного исследования в соответствующих условиях с применением специального оборудования, аппаратов, приборов и других средств.

Эксперты не должны проводить экспертизу в условиях, которые не гарантируют правильности ее проведения. Однако иногда экспертизы проводятся в ненадлежащих условиях на железнодорожных станциях, в портах (на пристанях), при этом в акте делают запись: “Экспертиза проводилась при отсутствии для нее элементарных условий”. Однако это не снимает ответственности с эксперта за качество экспертизы.

Интересно
В связи с появлением на российском рынке большого количества некачественной продукции контролирующими органа ми проводится экспертиза некачественных и опасных продуктов. Такая продукция ввозится мелкими поставщиками, которые часто не имеют товароведного образования, не производят приемку по качеству. Зачастую продавцам даже неизвестно о том, что продукция, которую они продают, некачественная.

Поэтому утверждено Положение о проведении экспертизы, которое позднее вошло в ст. 25 Закона “О качестве и безопасности пищевых продуктов”. В нем определено, что проведение экспертизы поручается органам государственного контроля (надзора) в соответствии с их компетентностью, а имен но: санитарно эпидемиологической, ветеринарной и другим службам.

Согласно Положению некачественной и опасной признается пищевая продукция:

  • не соответствующая обязательным требованиям качества и безопасности;
  • имеющая явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнения у компетентного лица, осуществляющего проверку качества и безопасности продукции;
  • не имеющая документов изготовителя (поставщика) продукции, подтверждающих ее происхождение, качество и безопасность, а также документов о сертификации продукции, оформленных в установленном порядке;
  • свойства которой не соответствуют данному виду и наименованию продукции;
  • маркировка которой не соответствует требованиям нормативной и технической документации;
  • с неустановленным сроком годности для продукции, на которую такой срок должен быть установлен, или с истекшим сроком годности.

Пищевые продукты и косметические средства, имеющие явные признаки недоброкачественности, владелец которых не может подтвердить их происхождение, подлежат утилизации или уничтожению без проведения экспертизы (ФЗ). В ряде случаев некачественная продукция может подлежать экспертизе для определения возможности ее дальнейшего использования (или уничтожения).

В этом заключается особенность данной экспертизы, которая включает: оценку соответствия сопроводительной документации на пищевую продукцию требованиям нормативной и технической документации, результаты ее внешнего осмотра (в том числе состояние упаковки и маркировки продукции).

Результаты проведенной экспертизы оформляют заключением или актом, в котором указывают соответствие (несоответствие) экспертируемой продукции требованиям нормативной и технической документации, а также определяют:

  • пригодность продукции для питания людей при соблюдении определенных требований к ее использованию (после дополнительной технологической обработки и при выполнении других условий);
  • непригодность продукции для питания людей и необходимость ее утилизации и уничтожения.

В процессе экспертизы выясняются также условия производства, закупки, поставки, транспортировки, хранения и реализации продукции, при необходимости проводятся лабораторные исследования (испытания) качества и безопасности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)