Основные виды и формы контроля успеваемости учащихся

На различных этапах учебного процесса применяются разные виды контроля знаний, умений и навыков учащихся: текущий, периодический (тематический) и итоговый.

Текущий контроль. Непосредственно связан с управлением процесса усвоения знаний и выполняет в нем функцию обратной связи. Осуществляется через систематическое наблюдение учителя за учебно-познавательной деятельностью учащихся на каждом уроке.

Периодический (тематический) контроль. Проводится для оценки хода изучения определенной темы или раздела учебной программы.

Периодический контроль выявляет знания и умения учащихся не на одном, а на нескольких уроках. его задача — проверить и оценить знания учеников по каждой теме учебного предмета, выяснить, как усвоены понятия, положения, существенные связи и отношения между явлениями и процессами, охваченными одной темой.

Итоговый контроль. Усвоение знаний и умений учащихся можно (в отличие от периодического контроля) проверять за более длительный период обучения: за четверть, полугодие, год.

Цель итогового контроля — установить систему и структуру знаний учащихся

Разумеется, итоговый контроль учитывает результаты текущего, тематического и периодического видов контроля.

В деятельности учителя нередко также применяют предварительный контроль, который предполагает получение сведений об исходном уровне знаний учащихся.

Проверка проводится в основном с диагностирующей целью перед изучением новой темы или в начале года, четверти. Цель ее — ознакомиться с общим уровнем подготовки учащихся по предмету.

Формы контроля

Формы организации контроля учебной деятельности учащихся соответственны:

  • массовым формам обучения (в них выделяют групповую и фронтальную формы контроля);
  • индивидуальным формам обучения.

Формы контроля: фронтальный, групповой, индивидуальный, комбинированный (уплотненный), самоконтроль (самопроверка, самооценка).

Основные виды и формы контроля успеваемости учащихся

Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени, места и условий обучения. Например, устный опрос позволяет выявить не только знания, но и владение устной речью, может помочь исправить ошибки речи.

Письменные работы дают возможность документально определить уровень усвоения материала, но требуют больших затрат времени учителя.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)