Основные виды и формы контроля успеваемости учащихся

На различных этапах учебного процесса применяются разные виды контроля знаний, умений и навыков учащихся: текущий, периодический (тематический) и итоговый.

Текущий контроль. Непосредственно связан с управлением процесса усвоения знаний и выполняет в нем функцию обратной связи. Осуществляется через систематическое наблюдение учителя за учебно-познавательной деятельностью учащихся на каждом уроке.

Периодический (тематический) контроль. Проводится для оценки хода изучения определенной темы или раздела учебной программы.

Периодический контроль выявляет знания и умения учащихся не на одном, а на нескольких уроках. его задача — проверить и оценить знания учеников по каждой теме учебного предмета, выяснить, как усвоены понятия, положения, существенные связи и отношения между явлениями и процессами, охваченными одной темой.

Итоговый контроль. Усвоение знаний и умений учащихся можно (в отличие от периодического контроля) проверять за более длительный период обучения: за четверть, полугодие, год.

Цель итогового контроля — установить систему и структуру знаний учащихся

Разумеется, итоговый контроль учитывает результаты текущего, тематического и периодического видов контроля.

В деятельности учителя нередко также применяют предварительный контроль, который предполагает получение сведений об исходном уровне знаний учащихся.

Проверка проводится в основном с диагностирующей целью перед изучением новой темы или в начале года, четверти. Цель ее — ознакомиться с общим уровнем подготовки учащихся по предмету.

Формы контроля

Формы организации контроля учебной деятельности учащихся соответственны:

  • массовым формам обучения (в них выделяют групповую и фронтальную формы контроля);
  • индивидуальным формам обучения.

Формы контроля: фронтальный, групповой, индивидуальный, комбинированный (уплотненный), самоконтроль (самопроверка, самооценка).

Основные виды и формы контроля успеваемости учащихся

Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени, места и условий обучения. Например, устный опрос позволяет выявить не только знания, но и владение устной речью, может помочь исправить ошибки речи.

Письменные работы дают возможность документально определить уровень усвоения материала, но требуют больших затрат времени учителя.

Нет времени писать работу?
Обратись к профи-репетиторам
"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)