Основные типы политического лидерства

Макс Вебер предложил одну из первых классификаций политических лидеров, в основу которой был положен тип легитимности власти лидера.

Традиционный лидер основывает власть на вере в святость традиций и передает ее по наследству. Такой была власть старейшин, вождей и монархов.

Бюрократический лидер основывает власть на законности формальных правил и процедур избрания руководителей трех ветвей власти при республиканской системе правления. Этот тип лидерства сложился в индустриальном обществе после буржуазных революций, открывших эпоху конституционной демократии.

Харизматический лидер внушает свою власть массам благодаря исключительным волевым качествам личности. Так осуществляется партийный вождизм, когда партийный вождь (демагог) господствует в силу преданности и доверия приверженцев к его личности как таковой.

Между тем задолго до Вебера итальянский мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469–1527) изложил собственную концепцию и типологию лидерства. В трактате «Государь» (1513) он писал, что политический лидер не должен следовать заповедям морали, а «должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности». Для осуществления господства лидер может использовать любые средства: «…по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла». Убийства, интриги, заговоры, отравления и другие коварные поступки Макиавелли рекомендовал широко использовать для завоевания и удержания власти. Неудивительно, что его имя стало синонимом политического коварства и аморализма. Когда говорят о макиавеллизме в политике, имеют в виду именно низкие нравственные качества лидеров.

Макиавелли делил политических лидеров на львов и лис: львы храбры и бесстрашны, но они могут вовремя не заметить опасности, поэтому в политике больше преуспевают лисы – изрядные обманщики и лицемеры. Они являются в глазах людей сострадательными, верными слову, милостивыми, искренними, благочестивыми, но внутренне сохраняют способность проявлять прямо противоположные качества.

Цитата и интерпретация

Макиавелли писал: «Итак, из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса – волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков. Тот, кто всегда подобен льву, может не заметить капкана. Из чего следует, что разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Такой совет был бы недостойным, если бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же. А благовидный предлог нарушить обещание всегда найдется. Примеров тому множество: сколько мирных договоров, сколько соглашений не вступило в силу или пошло прахом из-за того, что государи нарушали свое слово, и всегда в выигрыше оказывался тот, кто имел лисью натуру. Однако натуру эту надо еще уметь прикрыть, надо быть изрядным обманщиком и лицемером, люди же так простодушны и так поглощены ближайшими нуждами, что обманывающий всегда найдет того, кто даст себя одурачить…

Надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым – и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо».

В конце XIX в. немецкий философ Фридрих Ницше, во многом следуя традициям макиавеллизма, создал концепцию «сверхчеловека» – «великого человека толпы», способного управлять людьми, используя их самые низменные страсти и пороки. Неудивительно, что во время Второй мировой войны фашистские лидеры стремились опереться на философию Ницше для оправдания бесчеловечной политики Третьего рейха.

Цитата и интерпретация

Фридрих Ницше дал политическим технологам легкий рецепт производства «великого человека толпы». Он советовал при всяких условиях доставлять толпе то, что ей весьма приятно (или сначала вбить ей в голову, что то или иное было бы приятно, и затем дать ей это), но ни в коем случае не сразу. Наоборот, следует завоевывать это с величайшим напряжением или делать вид, что завоевываешь. Толпа должна иметь впечатление, что перед ней могучая и даже непобедимая сила воли, или по крайней мере должно казаться, что такая сила существует. Сильной волей восхищается всякий, потому что ни у кого ее нет, и всякий говорит себе, что, если бы он обладал ею, для нее и для его эгоизма не было бы границ. И если обнаруживается, что такая сильная воля осуществляет что-либо весьма приятное толпе, вместо того чтобы прислушиваться к желаниям своей алчности, то этим еще более восхищаются и с этим поздравляют себя. В остальном такой человек должен иметь все качества толпы: тогда она тем менее будет стыдиться перед ним, и он будет тем более популярен.

Итак, согласно Ницше, «сверхчеловек» может быть насильником, завистником, эксплуататором, интриганом, льстецом, пролазой, спесивцем – смотря по обстоятельствам. Между тем одновременно в политической науке возникает другая концепция лидерства, которая обращается к лучшим сторонам человеческой души, призывает к любви, миротворчеству и ненасилию. Наиболее ярким воплощением такого типа лидерства стал индийский политический деятель Махатма Ганди (1869–1948).

Цитата и интерпретация

Первый глава независимой Индии Джавахарлал Неру оставил интересный портрет Ганди в своей книге «Взгляд на всемирную историю»: «… голос Ганди отличался от других голосов. Он звучал тихо и спокойно, и тем не менее его не могли заглушить крики толпы. Он был мягким и ласковым, но в нем звенела сталь. Он звучал вежливо, он увещевал, но в нем слышалось нечто непреклонное и угрожающее. Каждое произнесенное им слово было исполнено значения и чрезвычайной серьезности. За мирными и дружественными словами таились сила, призыв к действию и решимость не уступать злу».

Ганди был убежден, что добиться политической власти лидер может с помощью любви: «Душа пополняется знанием, в ней рождается любовь… Ненасилие – это покой, но активное ненасилие – это любовь. Мир существует, движимый любовью».

Махатма Ганди обосновал основные принципы ненасильственного лидерства: отказ от сотрудничества (отказ от должностей, бойкот правительственных и иных учреждений), организация мирных демонстраций и шествий, гражданское неповиновение. Концепция ненасильственного лидерства выступает против кровопролития, за разрешение всех конфликтов путем арбитража. Именно этот путь во многом помог Индии обрести независимость, а имя Ганди стало олицетворением высоких принципов гуманного политического лидерства.

Современные концепции политического лидерства

Среди концепций политического лидерства, возникших во второй половине XX в., можно выделить несколько наиболее популярных. Так, американский политолог Роберт Такер (1918–2010) выделяет три основных типа лидерства: консерваторы, реформаторы и революционеры.

Консерваторы стремятся сохранить в обществе статус-кво, все свои программы направляют на обоснование необходимости сохранения существующего политического строя (М. Тэтчер, Л. И. Брежнев).

Реформаторы используют тактику постепенных последовательных политических приемов либо тактику убеждения масс, ибо верят в силу слова и стремятся активно влиять на формирование общественного мнения (Мартин Лютер Кинг, Петр Великий).

Революционеры признают лишь одно средство изменения общества – радикальное политическое переустройство или революцию. Они используют не только мирные, но и насильственные политические средства борьбы (В. И. Ленин).

Широко известна классическая типология лидерства, предложенная американским политологом Гарольдом Лассуэллом на основе функций, которые выполняет лидер (табл. 9.1).

Таблица 9.1. Типы политических лидеров по Г. Лассуэллу


Согласно Г. Лассуэллу, на каждый из типов лидерства оказывает серьезное влияние характер человека. Выделяется два основных типа характера – «принудительный» и «драматизирующий», а также особый подтип – «беспристрастный». Лидеру с «принудительным» характером свойственны жесткие отношения с подчиненными, отрицание новизны. Противоположностью такого лидера является «драматизирующий» характер, склонный к самолюбованию и провокациям. Лидеры с «беспристрастным» характером, отсутствием ярких эмоций могут стать как прекрасными дипломатами, так и отъявленными негодяями.

Американская исследовательница Маргарет Херманн в работе «Стили лидерства в формировании внешней политики» предлагает несколько иную типологию, основанную на ведущих психологических качествах лидеров, особенностях отношений с соратниками и коллегами, а также специфике конкретной исторической ситуации, в которой действуют лидеры (табл. 9.2).

Таблица 9.2. Типы политических лидеров по М. Херманн


Разумеется, трудно встретить ярко выраженного представителя того или иного типа: в зависимости от ситуации в каждом конкретном проявлении личностного стиля лидерства можно выявить одновременно несколько образов.

Обращает на себя внимание типология лидерства Дж. Д. Барбера из его известной работы «Президентский характер». На основе исторических и биографических материалов из жизни американских президентов он выделил четыре ведущих психологических типа лидерства. Согласно его гипотезе, в личности президента можно выделить три основных элемента: стиль руководства, взгляд на мир, жизненные ориентации (характер). Кроме того, на личность президента влияют властные отношения и «климат ожиданий» – основные нужды и требования граждан, обращенные к президенту. Барбер выделяет три типа ожиданий: а) люди полагают, что президент обо всем позаботится; б) всем нужно ощущение прогресса и динамики; в) необходима легитимность власти президента. Таким образом, в основу данной типологии положены следующие характеристики: стиль, взгляд на мир, характер, властные отношения, климат ожиданий. Барбер выделил два критерия: 1) активность – пассивность; 2) позитивность – негативность. Первый критерий соотносится с количеством энергии, которое лидер вкладывает в работу; второй указывает на чувства, которые лидер испытывает по поводу своей деятельности. Соответственно, выделяются четыре типа лидерства (табл. 9.3).

Таблица 9.3. Типы политических лидеров по Дж. Д. Барберу


Дж. Д. Барбер разрабатывал классификацию на основе изучения американских президентов, но ее можно использовать и для анализа политических лидеров других стран, ведь используемые им характеристики являются универсальными параметрами человеческого характера.

Итак, мы рассмотрели различные типы лидеров. Что же делает политический лидер в интересах общества? Что входит в сферу его компетенции, какие он выполняет задачи? Лидер объединяет людей со сходными политическими взглядами в единое политическое движение, партию или общественно-политическую организацию. Он определяет цели и программы политического развития, а также формы и методы политической борьбы за достижение указанных целей. Координируя деятельность своей политической группы или партии, лидер представляет ее интересы вовне – в диалоге с другими политическими движениями или организациями.

Имидж политического лидера

Выполнение лидерских функций зависит от совокупности качеств, составляющих имидж (образ) лидера. Сегодня слово «имидж» прочно вошло во все сферы человеческих отношений.

Определение понятия

Слово image многозначно: оно переводится как образ, изображение, статуя, идол, характер, облик, лицо, престиж, репутация, отражение, метафора, представление. Многие политологи подчеркивают, что образ является родовым понятием по отношению к имиджу, поэтому данные термины часто используют как равнозначные.

Имидж часто определяют как стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании. В отличие от образа, имидж может существовать независимо от ситуации восприятия объекта и возникает только тогда, когда объект – носитель имиджа – становится публичным.

Имидж политического лидера представляет собой стереотипизированный образ, существующий в общественном сознании благодаря стихийному и целенаправленному его формированию в целях оказания политического и эмоционально-психологического воздействия на общественное мнение внутри страны и за рубежом.

Имиджелогия – это наука, которая изучает технологии формирования имиджа политика, самопрезентации, без чего невозможен успех в любой профессиональной сфере.

Имидж политика зависит от типа лидерской роли («агитатор», «администратор», «теоретик»), стиля поведения (демократический, авторитарный, либеральный), а также от тех идей, которые он озвучивает с трибуны. К созданию имиджа политических лидеров сегодня привлекаются не только имиджмейкеры, но и весь арсенал современной аудио- и видеотехники. Средства массовой коммуникации способны акцентировать именно те черты лидера, которые специалисты-имиджмейкеры считают наиболее значимыми для данной ситуации. Сегодня люди имеют дело не со своими личными и непосредственными впечатлениями от выступления политического лидера, а со специально подготовленным сообщением, предназначенным для восприятия аудиторией и содержащим определенную точку зрения по поводу его деятельности. Таким образом, имидж политического лидера формируется в результате коммуникации между политиком и аудиторией.

Имиджевые технологии

Эксперты рекомендуют использовать следующие имиджевые технологии в процессе освещения деятельности политиков в СМИ:

  1. Точка зрения лидеров общественного мнения (других политиков, общественных деятелей, ведущих журналистов, представителей сферы культуры и т. п.): важно заранее создать положительное мнение через систему различных каналов СМИ.
  2. Соответствие имиджа стереотипам восприятия аудитории: умение сочетать самые разные стереотипы поведения, чтобы в любой среде чувствовать себя уверенно.
  3. Эффект ореола: публике важен внешний облик лидера.
  4. Эффект снисходительности: в любой аудитории есть люди, которые на всех смотрят сквозь черные очки подозрительности и сомнения, следовательно, внешне на них повлиять очень трудно. Выход один: демонстративно не замечать недостатки других, и в благодарность за это люди будут стараться видеть скорее хорошее, чем плохое.
  5. Психологический настрой: если видно, что лидер – человек преуспевающий, то к нему тянутся еще больше, и наоборот, от того, кто носит на себе клеймо неудачника, все отворачиваются.
  6. Доминирующая потребность: необходимо выяснить, какая потребность является движущей силой поведения общественности в настоящее время, после чего лидеру важно озвучить эту потребность и показать, что только он может ее удовлетворить.
  7. Защитные механизмы: необходимо выявить, что является эталоном моральных качеств для аудитории, и стать таким эталоном в ее глазах.
  8. Упрощение: нужно стараться быть «на одной волне» с аудиторией, подчеркивая общие моменты; чем больше общего будет при первом разговоре, тем позитивнее политик будет выглядеть в глазах собеседников.

Таким образом, политический лидер – это своеобразный аккумулятор настроений общества, выразитель определенных интересов и целей. Участвуя в политических акциях, он должен демонстрировать организаторские способности, умение завоевывать доверие, пробуждать социальную активность, вдохновлять и вести за собой, объединять усилия. Созданный PR-специалистами имидж лидера не может быть статичным, должен обладать способностью к изменению, если того требует политическая ситуация; особую роль здесь играют информационные технологии. Другими словами, имидж можно целенаправленно формировать, уточнять и даже коренным образом перестраивать, если это необходимо в политических целях.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)