Образ России в информационном обществе

Существует трагический разрыв между реальным символическим богатством российской политической культуры и ее виртуальным образом в мировых каналах коммуникаций. Российская культура создавалась поколениями ярких философов и писателей, оказавших заметное влияние как на отечественную, так и на мировую политическую мысль. Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, И. А. Ильин, Г. В. Флоровский, И. Л. Солоневич, Н. Я. Данилевский, Л. Н. Гумилев, А. И. Солженицын и многие другие авторы создавали политический мир России, размышляя о русской идее и русском характере, об особом русском пути и «всечеловеческой миссии». Именно в русской политической традиции наиболее полно и глубоко разработаны проблемы символического капитала культуры: вопрос о духовном излучении культуры, о силе суждения, о «живой основе государства» (И. А. Ильин), о духе народа (И. Л. Солоневич), о духовных символах цивилизационного единства (Н. Я. Данилевский).

Каким же сегодня предстает политический мир России в глобальных каналах коммуникаций? В условиях новой холодной войны западные СМИ создают образ России как авторитарной страны, где нет демократической политической культуры, нет свободы слова, где нарушаются права человека, отсутствует гражданское общество.

Цитата из западных СМИ

З. Бжезинский в интервью немецкой газете «Handelsblatt» подчеркивает сходство России с Италией 1930-х гг.: «Авторитарное государство, националистическая риторика, исторические мифы о великом прошлом». Ему вторит директор российских исследований в Институте американского предпринимательства Л. Арон: «Сегодня власть в России основывается не только на военной силе, но и на нефти… Никогда прежде в российской истории такая немногочисленная группа людей не осуществляла такой жесткий контроль за национальным богатством страны».

Чем больше укрепляется экономический и политический потенциал России, тем сильнее информационное давление извне. Как ни парадоксально, но имидж современной России проигрывает сравнение даже с образом советской политической культуры, хотя за четверть века наша страна значительно продвинулась по пути формирования рыночной экономики, институтов гражданского общества и демократии, на что в западных странах ушло несколько столетий.

Из российской политической истории

Советский Союз был способен создать достойный образ страны и национальной культуры: о достижениях советской космонавтики, советской индустрии, советского спорта и балета знали во всех уголках земного шара. Многие достижения советской эпохи стали культовыми во всем мире: антарктические станции, подводный флот, полет первого человека в космос, первый в мире планетоход, успешно работавший на поверхности Луны, безотказный автомат Калашникова – список можно продолжать. От советской эпохи нам досталась масса символов и привычек, к нам перешли по наследству все те бонусы, на которых сегодня процветает русский глянец в самом широком смысле этого слова. Советская эстетика возвращается в моду, ведь Советский Союз оставил не только милитаристские символы. СССР был сильной эстетической и символической системой. Аудиотехника, игры, интерфейсы, архитектура и дизайн – не «советское барахло», от которого нужно отказаться, а ультрамодные тенденции в среде гурманов высоких технологий от Токио до Нью-Йорка. Иностранные дизайнеры изучают и даже специально приезжают к нам посмотреть на здания эпохи конструктивизма.

Однако созданная в СССР достаточно разветвленная система внешнеполитической информации и пропаганды была почти полностью демонтирована в 1990-е гг., что рассматривается сегодня российскими экспертами как серьезная ошибка. В результате внешнеполитический образ России в начале XXI в. стал проигрывать даже по сравнению с образом СССР.

В последние годы предпринимаются определенные шаги, чтобы исправить положение. В частности, больше внимания уделяется информационным технологиям и государственной информационной политике. Сегодня этими вопросами занимаются три уровня информационных служб:

  1.  Управление Президента РФ по внешней политике и Управление пресс-службы и информации Президента РФ;
  2. Департамент информации и печати МИД России, Департамент по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественными объединениями МИД России; пресс-служба МИД России;
  3. Государственные информационные агентства – Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС), Российское агентство международной информации «РИА Новости», независимое российское информационное агентство «Интерфакс», государственная радиовещательная компания «Голос России» и др.

Пример

С 2005 г. регулярно выходит в эфир англоязычный телеканал «Russia Today», ориентированный на Северную Америку, Азию, Африку и Австралию. «Российская газета» реализует масштабный проект специальных российских вкладок «Trendline’s Russia» («Российские тренды») для ведущих газет мира – американской «Washington Post», британской «Daily Telegraph» и китайской «Жэньминь жибао», в которые включены статьи об экономической, социальной, культурной и спортивной жизни России.

В США и Европе регулярно проводятся выставки русского искусства, организуются международные форумы, например такие, как акция «Russia!» в Нью-Йорке. Появились новые культурные проекты, экспертные форумы: «Валдайский клуб», «Диалог цивилизаций», «Петербургский диалог».

Обо всех этих акциях мировые каналы коммуникаций сообщают негативно, язвительно или весьма сдержанно, как о государственной пропаганде, что свидетельствует о низкой эффективности прямолинейных официозных и полуофициозных мероприятий. В результате некоторые российские политологи пришли к выводу, что проблема заключается не в том, как сформировать привлекательный имидж государства, а в том, как сделать саму Россию привлекательной.

Однако, несмотря на важность такой идеи, нельзя не обратить внимания на один из парадоксов развития информационного общества. Он заключается в непрерывно увеличивающемся разрыве между объектами и событиями реального мира, с одной стороны, и их виртуальными образами, символами, имиджами – с другой. Человечество все глубже погружается в виртуальное зазеркалье, где реальные события уже не играют особой роли. Определяющее значение принадлежит символической коммуникации: имидж и реальный объект все дальше отстоят друг от друга. Борьба за общественное мнение становится центром политики. В информационной сфере используются самые современные технологии, поэтому не только сама Россия должна быть привлекательной, но и символический капитал культуры, транслируемый в мировые каналы коммуникаций, должен создавать достойный имидж государства.

Здесь важно не только наличие стратегии, достаточное финансирование и системные усилия, но прежде всего содержание тех имиджевых проектов, которые предлагают российские информационные каналы. Сегодня остро ощущается недостаток ярких идей, по-настоящему созвучных глубоким традициям национальной культуры и потому поддержанных не только отдельными группами творческой или политической элиты, но большинством российского общества. Символический капитал культуры нельзя искусственно сконструировать: сила его символического воздействия заключена в том общественном резонансе внутри страны, который транслируется вовне энергетикой национального культурного единства. Именно в этом видится магическая миссия слова культуры, многократно подхваченного эхом миллионов и беспрецедентно усиленного массовыми коммуникациями.

Сегодня, как никогда, злободневны слова Маршалла Маклюэна о преимуществах традиционных обществ в информационной войне. Его алгоритм победы в информационном противоборстве по-прежнему актуален: чтобы быть агрессивно эффективными в мире информации, нам необходимо активизировать в сознании людей национальную систему приоритетов, создать яркий образ национальной идеи, адаптировать традиции восточной иконы к новым средствам коммуникации. Другими словами, источником победы в информационном противоборстве может быть только символический капитал русской культуры, многократно усиленный современными высокими технологиями.

Роль евразийской идеи в политической культуре России

Наиболее популярной идеей, глубоко укоренной в архетипах и кодах российской политической культуры, сегодня является идеология евразийства, поскольку, согласно многочисленным опросам социологов, большинство россиян (около 74 %) по-прежнему считают Россию особой евразийской цивилизацией. Россия как мост между Европой и Азией, цивилизация на рубеже культур, обращенная в своем творческом политическом диалоге как к Востоку, так и к Западу, дорога и понятна и самим россиянам, и зарубежной политической аудитории. В этом можно усмотреть цивилизационную миссию нашей культуры и позитивный внешнеполитический имидж российского государства. Политическая активность нашей страны в рамках таких международных организаций, как Содружество Независимых Государств, Евразийское экономическое сообщество, Шанхайская организация сотрудничества, может и должна сопровождаться эффективными информационными имиджевыми кампаниями, раскрывающими высокую гуманитарную миссию России в политическом диалоге Востока и Запада.

Евразийцы предложили обществу множество ярких и глубоких гуманитарных символов российской политической культуры, о которых сегодня важно помнить в ходе научных и политических дискуссий. Это живое слово выдающихся национальных политических мыслителей: П. Н. Савицкого, Г. В. Флоровского, Н. Г. Вернадского, Л. Н. Гумилева. Евразийство блестяще проявилось и в художественном творчестве, в литературе и искусстве, что также обладает колоссальным эмоциональным воздействием в информационном пространстве.

Понятие «Россия-Евразия» приобретает смысл сжатой культурно-исторической и геополитической характеристики, свидетельствующей о том, что существует особый тип евразийской культуры, евразийской идентичности, евразийской политики и геополитики. Оно указывает на то, что в социокультурное бытие России вошли в соизмеримых между собой долях, перемежаясь и сплавляясь воедино, элементы культур Востока и Запада, создав особое синтетическое, евразийское геополитическое видение мира.

Евразийцы высказали предположение о том, что объединительная миссия России-Евразии должна осуществляться в новых социокультурных формах, ибо «дело идет о путях культурного творчества, о вдохновении, озарении, сотрудничестве». Россия должна в сфере мировой политики испробовать новые формы социокультурного диалога для достижения объединительной миссии.

Евразийцы неустанно подчеркивали определяющее значение самой идеи единства Евразии для общей геополитической картины: если устранить евразийский центр, то все остальные части, вся система материковых «окраин» (Европа, Передняя Азия, Иран, Индия, Индокитай, Япония) превратится в «рассыпанную храмину». Россия как «срединный мир», лежащий к востоку от границ Европы и к северу от классической Азии, есть то звено, которое спаивает их всех воедино. Россия имеет все основания называться срединным государством. Связующая и объединяющая миссия этого «срединного мира» играет огромную роль в геополитике.

В странах Востока (Индия, Китай, Вьетнам, Япония, Иран, Сирия), в государствах СНГ политическая культура и политическая миссия России позитивно воспринимаются прежде всего в контексте евразийского диалога, а значит, общественно-политический резонанс в мировых каналах коммуникаций от имиджевых акций России в этом ареале может быть огромным.

Цитата и интерпретация

Русские культурные приоритеты со всей определенностью обозначил Г. В. Флоровский: «… Есть бесспорная правда в живом пафосе родной территории, – дорога и священна родимая земля, и не оторваться от нее в памяти и любви. Но не в крови и почве подлинное и вечное родство. И географическое удаление не нарушает его, если сильны и крепки высшие духовные связи».

Под русским трехцветным знаменем нельзя победить, пока оно выступает только символом государственной или национальной мощи. Оно неизменно должно стать в глазах народа символом веры, поэтому такое большое значение в России всегда имела национально-государственная идея, которую создавала интеллигенция. В этом смысле культурное возрождение России – более насущное национальное дело, чем текущие политические проблемы. Ни экономики, ни государственности, ни нации, ни позитивного внешнеполитического имиджа страны нельзя создать только по рациональному плану, поскольку единственная реальность и нации, и государства, и его символического имиджа заключена в переживании людей. Вот почему эффективные информационные имиджевые кампании должны начинаться с культурного обновления, а не с политического заказа.

Одним из главных условий создания позитивного имиджа России в мировых каналах коммуникаций является возрождение национальной гордости и высокой культурной самооценки. Мы должны вновь научиться гордиться русской культурой, русским словом, русским искусством, прежде чем заинтересовать этим всех остальных. Когда немцы после поражения в Первой мировой войне усиленно распространяли среди населения сочинения «романтика народного духа» И. Г. Фихте, они понимали: возродится немецкий дух – возродится и немецкое государство.

Не стоит забывать и о том, что имидж страны в первую очередь создается у себя дома, а ведь большинство материалов, в той или иной степени дискредитирующих Россию, появляется именно в российской прессе!

Точка зрения известного ученого

Известный бренд-менеджер Саймон Анхольт, анализируя проблемы российской имиджевой политики, справедливо заметил, что основной проблемой для нас стал вопрос культурной активности: «Культура очень важна в национальном брендинге: люди уважают только те страны, которые уважают себя сами. И это самоуважение зиждется на национальной культуре. Поэтому в России кто-то должен подхватить и поднять это упавшее знамя, разжечь огонь русской культуры, когда-то одной из сильнейших в мире».

Культурное возрождение страны – главное условие проведения эффективных имиджевых кампаний. Символический капитал культуры неосязаем и невеществен, но его сила заключена в мистических межиндивидуальных взаимодействиях, его нити уходят в неведомые тайники народной души. Духовное самоубийство России равносильно ее политическому самоубийству. В русской культуре «нация есть начало духовное», поэтому «мы можем культурно возродиться и восстать в духе, или Россия уже погибла».

В XXI в. главную роль в политике начинают играть информационные технологии. Символическая культурная гегемония в информационном обществе приобретает значение решающего ноосферного оружия: тот, кто способен утвердить ценности символического капитала своей культуры в глобальном информационном пространстве, тот обретет решающее преимущество в информационном поле, а значит, и на политической карте мира. Огромная притягательная сила, которой обладает символический капитал русской культуры, – это исторический и политический шанс России в эпоху информационной революции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)