Основные подходы к пониманию понятия профессия

Социология профессий как самостоятельная отрасль социологического знания сложилась в XX в. под воздействием комплекса факторов, к важнейшим из которых следует отнести углубление разделения (дифференциацию) труда, усложнение социальной структуры западного общества, переход к многоукладной экономике и диверсификации производства, открытие новых сфер производства и усиление роли знаниевого компонента в жизни современного общества, а также формирование глобального хозяйственного пространства.

Данная субдисциплина родилась на стыке философии, экономики, социологии, психологии и антропологии труда, экономической теории, стратификационного анализа, социологии образования, статистики и иных областей научного знания. Однако, несмотря на постоянный рост исследований, в сфере социологии профессий остаётся немало спорных моментов, расхождений в интерпретациях, «белых пятен». В первую очередь, это касается ключевого понятия «профессия».

Профессии даже в современном глобализированном мире несут отпечаток объективного исторического процесса развития, свойственного каждой стране. Первоначально понятием «профессия» обозначали публичное объявления своих верований или убеждений. К XV в. в Англии и Франции данный термин начинает обозначать регулярно осуществляемую деятельность, целью которой выступает заработок на жизнь.

Во французском языке его синонимами выступают «metier», «etat» («ремесло», «звание»), в английском – «occupation», «vocation» («занятие», «призвание»). Точнее говоря, в английском языке профессиональная принадлежность определяется при помощи двух понятий, отражающих унаследованное от Средневековья разделение на сословия.

Понятие «profession» обозначает «свободные профессии», тогда как термин «occupation» переводится на русский язык и как «профессия», и как «занятие».

Здесь налицо явная лингвистическая сложность, обусловленная развитием общественной системы: первым термином в Англии обозначаются представители высокопрестижных сфер здравоохранения, образования, богословия и права, тогда как в России «свободными профессионалами» традиционно считали актёров, художников, музыкантов и писателей.

Оксфордский словарь социологии понимает «occupation» как «экономическую роль, выделенную из домашней деятельности в результате роста рынков труда», тогда как «profession» выступает как «форма организации работы, тип трудовой ориентации», включающий «центральный регулятивный момент с целью обеспечения стандартов выполнения работы; код поведения; управление знанием в сфере мастерства… контроль членов, выбор и обучение новых учеников».

Большой толковый социологический словарь интерпретирует профессию как «какую-либо профессиональную группу среднего класса, характеризуемую требованиями высокого уровня технических и интеллектуальных знаний, а также опытом, автономией в найме и дисциплиной, связью с государственной службой. «Традиционными» профессиями являются право, медицина, богословие и вооруженные силы».

Отметим, что в этом определении профессия прямо связывается с профессиональной группой как особой формой социальной организации, т. е. профессия всегда оказывается явленной в конкретной общественно-исторической форме, не существует (с точки зрения авторов данного словаря) профессии «вообще». Кроме того, профессия характеризуется высокими показателями социального престижа, т. е. это – определённый социальный статус, доступный далеко не всем.

С последним тезисом согласен и современный американский социолог Н. Смелзер, отождествляющий понятия «профессионал» и «специалист»: «термин «профессионал» означает, что человек знает и любит свое дело. Все профессионалы… придерживаются определенных принципов… Многие профессионалы имеют высокий статус, преданы своему делу и чувствуют удовлетворение от работы. Полупрофессионалы… имеют «промежуточный» статус и могут иметь некоторый дискомфорт на работе».

Возникает, конечно, вопрос, каким образом можно маркировать занятия, «не дотянувшие» до статуса профессии. В социологический лексикон вводятся понятия «практически-профессия», «полу-профессия», «недопрофессия», «непрофессия», при этом за родами деятельности, вошедшими в эти категории, оставляется право на профессионализацию – приближение к идеальной модели профессии.

Наиболее радикальную позицию в вопросе идентификации профессии занимает Т. Парсонс: «Профессия в самом чистом виде – это академическая профессия, профессия поиска и передачи знаний, которая окружена кольцом профессий, посвященных приложению знаний к задачам общественного порядка (право), здоровья (медицина), эффективности государственных и частных организаций (администрация), эффективного использования ресурсов вне социальной сферы (технология) и т. п.».

В России сложился совершенно иной подход к пониманию профессии. Классическими интерпретациями советского прошлого были определения профессии как «рода деятельности, требующего специальных знаний и подготовки в достаточно широкой области материального или духовного производства и накладывающего на представителей этого рода деятельности ответственность за эффективность исполнения обязанностей в системе общественного разделения труда».

Во-первых, здесь очевидно определяющее воздействие марксизма, понимавшего профессию как результат общественного разделения труда.

Во-вторых, под профессией понимается любой постоянный труд, требующий специальной подготовки, однако разграничение на привилегированную и «обычную» деятельность отсутствует. Аналогичную трактовку можно встретить у О.И. Шкаратана: «профессия означает конкретный вид труда, за которым скрыты сущностные свойства социально разделенного труда».

Идеологически нейтральное определение даётся в Большой Советской Энциклопедии: «род трудовой деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования».

Общественные потрясения 1990-х гг. наложили отпечаток на интерпретацию профессий в условиях рыночной экономики, в современной России профессия понимается в духе «особого рода деятельности индивида (имеющей рыночную стоимость), которой этот индивидуум занимается постоянно с целью получения устойчивого дохода».

В «Российской социологической энциклопедии» профессия определяется как «род трудовой деятельности, занятий, определяемый производственно-технологическим разделением труда и его функциональным содержанием» и, одновременно, в качестве групповой характеристики «большая группа людей, объединенная общим родом занятий, трудовой деятельности». Как видим, в этой трактовке трудовая и профессиональная деятельность не различаются в принципе. Поэтому в отечественном контексте профессии изучались в рамках социологии труда.

Отечественная специфика состоит также в том, что в названиях официальных реестров видов занятий звучит словосочетание «профессии рабочих», а к служащим относится понятие «должности»: Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).

Однако в этом многообразии классификаций мало согласованности. ЕТКС и Квалификационный справочник разрабатываются Министерством труда и социального развития России, тогда как ОКПДТР – Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации.

Помимо вышеобозначенных терминов, в социологии профессий также употребляются иные наименования одного и того же социоисторического явления: «профессиональные сообщества» (corps professionnels), «профессиональные группы» (groupes professionnels), «объединение по сфере деятельности» (groupement en metiers), «занятия» (metiers), «профессиональные поля» (professional field) и т. д.

В целом, зарубежная и отечественная социология по-разному трактуют понятие «профессия». Основные сходства и различия понятий представлены в табл. 1:

Основные подходы к пониманию понятия профессия

Весьма важным выступает вопрос, каким образом возможно определять границы профессии, каким образом отделить её от «непрофессий».

Знаменитый американский социолог Т. Парсонс для решения данной задачи предложил четыре критерия определения профессии в англоязычном смысле слова:

  1. Профессиональная ответственность за хранение, передачу и использование специализированной суммы знаний и часто – за расширение этих знаний как в эмпирическом, так и в теоретическом направлениях. Профессиональный статус даёт право монополии на экспертизу.
  2. Высокая автономность профессии в областях привлечения новых членов, их подготовки и контроля их профессионального поведения.
  3. Установление между профессией и общественным окружением отношений поддержки и защиты от непрофессионального вмешательства.
  4. Система вознаграждений, гратификаций, которая служит достаточным стимулом для профессионалов, будучи в то же время подконтрольной не столько посторонним, сколько самой профессии.

Если проанализировать российскую реальность при помощи методологии Т. Парсонса, то можно обнаружить, что в России профессии не сложились. Во-первых, ответственность профессионалов за свою деятельность весьма размыта и в нормативном отношении проработана, в основном, для сферы здравоохранения (если говорить о специфической ответственности узкоспециализированного работника, а не правовой ответственности за совершение правонарушения вообще), возможность институционально организованной трансляции и умножения знаний реализуется только по согласию государства, что выражается, например, в абсолютном преобладании государственных учебных учреждений и прохождении государственного лицензирования.

Экспертный корпус развит слабо и редко становится субъектом хозяйственных отношений. Во-вторых, автономность профессий в сфере набора и аттестации персонала вообще отсутствует, так как не сформированы независимые профессиональные ассоциации, способные реализовать данную функцию. В-третьих, защита от непрофессионального вмешательства невозможна ввиду неопределённости правового статуса профессионала, государственного контроля над специалистами и, в целом, отсутствия гражданского общества.

В-четвёртых, система материального вознаграждения и стимулирования труда профессионалов находится в ведении государства или частных организаций (при этом она может отсутствовать вообще), являясь при этом абсолютно недостаточной для большинства медиков, педагогов или юристов.

Значит ли это, что в России нет «profession», а имеются только «occupation»? По всей видимости, да, поэтому в настоящем пособии будет подразумеваться такая трактовка. Однако следует выяснить, каковы же минимальные критерии определения профессии в отечественном смысле слова.

О конституировании профессии возможно говорить при соблюдении, как минимум, двух условий:

  • дифференциация труда, выполнение уникальных для общества функций;
  • закрепление этой деятельности за отдельной социальной группой, которая использует её в качестве источника средств к существованию.

Признаками высокого профессионального статуса принято считать:

  • установление системы формализованных знаний на базе научных дисциплин, осваиваемых путем стандартизированного и длительного обучения (получение таких знаний связывается с деятельностью университетов);
  • приобретение монополии на оказание услуг в соответствующей сфере деятельности, что предполагает исключение любительской практики, а право на допуск к деятельности обеспечивается сертификатом о профильном, как правило – высшем профессиональном образовании;
  • создание механизмов горизонтального профессионального контроля над трудом в профильной сфере с целью обеспечения его соответствия принятым в профессиональном сообществе образцам и стандартам (по сути, это контроль, возникший на основе самоорганизации; в него включены профессиональные ассоциации и сообщества, университеты, профессиональные издания и пр.);
  • формирование профессионального этического кода, основанного на убеждении об особой роли своей профессиональной деятельности в достижении общественного блага, который, с одной стороны, связывает носителей профессии с «профессиональной корпорацией», а с другой – обеспечивает доверие клиентов;
  • существование относительной свободы действий в ходе осуществления профессиональной деятельности (профессиональная автономия, которая просматривается даже в условиях жёсткой организационной иерархии).

Как следствие, из категории «профессия» исключаются волонтёры и вообще люди, занятые бесплатным оказанием общественных услуг, и маргинальные элементы, стоящие вне классовой структуры – криминал, нищие и т. д. Также очень спорным выглядит включение в разряд профессионалов работников низкоквалифицированного ручного труда, не требующего подготовки – уборщиков, грузчиков, дворников и пр. Во всяком случае, их безусловно можно отнести к низшим ступеням профессиональной пирамиды.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)