Профессиональное выгорание и деформация
На практике весьма часты случаи смены профессии, которые могут вызываться как объективными процессами структурных изменений в экономике, так и субъективными потребностями в изменении профессионального статуса. Смена профессии ставит перед работником ряд трудностей: получение дополнительного образования и повышение квалификации, изменение социального статуса, адаптацию к новым условиям и содержанию труда и т. д.
Одной из возможных причин репрофессионализации может быть профессиональное выгорание, вынуждающее работника изменить свой социальный статус. Под профессиональным выгоранием понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, чаще всего проявляющееся в профессиях социальной сферы (педагоги, врачи, работники социальных служб, госсллужащие, психологи, менеджеры по продажам и пр.).
Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г. в довольно широком контексте, но, прежде всего, он тесно связан с профессиональным выгоранием, поэтому в интересующем нас контексте его можно использовать как синоним. Данный процесс очень опасен, поскольку симптомы плохо осознаются человеком и зачастую воспринимаются как усталость.
Категории работников, наиболее подверженных риску профессионального выгорания, можно условно поделить на пять групп (табл. 4):
Профессиональное выгорание развивается под воздействием трёх факторов:
- Личностный фактор. Это, прежде всего, чувство собственной значимости на рабочем месте, возможности профессионального продвижения и повышения квалификации, автономия и уровень контроля со стороны руководства. Если работник чувствует значимость своей деятельности, то он становится вполне неуязвимым по отношению к эмоциональному сгоранию. Если же работа выглядит в его собственных глазах незначимой, то синдром развивается быстрее.
- Ролевой фактор. Исследования показали, что на развитие выгорания существенно влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность, а также профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы: отсутствует интеграция усилий, но при этом присутствует конкуренция.
- Организационный фактор. На развитие синдрома влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределённая (нечёткость функциональных обязанностей) либо не получающая должной оценки со стороны руководителя.
Каковы признаки профессионального выгорания? Вначале работник перестаёт испытывать эмоции в процессе своей работы.
Далее последовательно происходят:
- раздражение от людей, с которыми приходится работать (пациенты, ученики, коллеги, подчинённые), переходящее в острую неприязнь;
- повышенная конфликтность;
- резкое падение самооценки и профессиональной мотивации;
- безразличие к профессиональным делам.
На финальной стадии синдром профессионального выгорания приводит к депрессиям, бессонницам, нарушениям здоровья, злоупотреблению алкогольными напитками, курением или лекарствами, а также психотропными средствами.
Общие симптомы выгорания делятся на три группы:
- Психофизические симптомы состоят в постоянном, в любое время суток, ощущении хронической усталости; эмоциональном и физическом истощении (не решаемом продолжительным отдыхом); личностной отстраненности (отсутствие реакции любопытства или реакции страха); общей астенизации (слабость, вялость, ухудшение биохимии крови и пр.); мигренях и расстройствах пищеварения; резких колебаниях веса; сонливости и заторможенности в течении дня, бессоннице ночью; ухудшении зрения, слуха, обоняния и осязания.
- Социально-психологические симптомы: депрессия, скука, безразличие; цинизм; раздражительность; нервные «срывы»; чувства неуверенности в себе, разочарования, вины, обиды и т. д.; чувство гиперответственности; негативизм в отношении будущего; недоверие к коллегам, родственникам, друзьям, обществу в целом; осознание ошибочности профессионального выбора.
- Поведенческие симптомы: ощущение растущей сложности работы; изменение или нарушение режима рабочего дня; рост объёма работы, забираемой на дом; отказ от принятия решений, запуск дел на самотёк (характерно для руководителей); неверие в улучшение ситуации; невыполнение важных задач и концентрация на деталях; злоупотребление алкоголем, табаком или наркотиками; ограничение коммуникаций на работе и в быту; имитационное поведение.
Важно помнить, что профессиональное выгорание может обретать форму социальной инфекции, заражая весь коллектив. Это – результат провала руководства в аспекте создания корпоративной культуры и управления коллективом. Следствием выступает снижение качества работы, высокая текучесть кадров, конфликтность сотрудников и столкновение интересов департаментов организации.
Профессиональное выгорание – это стадиальный процесс и существуют различные модели оценки периодов выгорания. В науке применяются процессуальная модель М. Буриша, динамическая модель Б. Перлмана и Е.А. Хартмана, пятиступенчатая модель Гринберга, трёхфакторная модель К. Маслач и С. Джексона и т. д.
Данные теории можно найти в специальных источниках, мы ограничимся наиболее простой классификацией, состоящей из трёх стадий:
- Забывание важных моментов (документационных записей, совещаний и т. д.). На это мало кто обращает внимание, объясняя загруженностью работой. Стадия длится от трёх до пяти лет, в зависимости от условий труда;
- Падение интереса к труду, ограничение контактов, апатия, нарастание вялости к концу недели, повышенная раздражительность, головные боли по вечерам, снижение иммунитета и возникновение заболеваний (в том числе, профессиональных) и пр. Время протекания – 5 – 15 лет;
- Собственно личностное выгорание. Полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, мизантропия, ощущение постоянного отсутствия сил, стремление к уединению. На этой стадии человеку приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми.
Стадия может длиться от 10 до 20 лет. Организм человека проходит две общие фазы эмоционального выгорания.
Первая фаза – фаза «напряжения» – включает в себя формирование нескольких симптомов:
- симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств» приводит к росту раздражительности из-за неустранимости негативных факторов;
- симптом «неудовлетворенности собой» вызван невозможностью изменить окружающую среду, поэтому на основе психологического переноса реакция переносится на себя;
- симптом «загнанности в клетку» – чувство безысходности, бессилия и слабости.
Вторая фаза получила название фазы «истощения», когда организм начинает работать на износ. Её начинает симптом «эмоционального дефицита», проявляющийся в ощущении невозможности эффективно выполнять свои профессиональные функции, переносе ответственности на других, как следствие – грубости, раздражительности, обидчивости и пр. Далее развивается симптом «эмоциональной отстранённости», означающий превращение человека в социальный автомат.
Завершает вторую фазу и выгорание вообще симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений» – плохое настроение, дурные ассоциации, бессонница, чувство страха, сердечно-сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний. Это свидетельствует о том, что эмоциональная защита (выгорание) уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами организма, приводя к их разрушению.
Профессиональное выгорание гораздо проще предупредить, чем излечить. Прежде всего, человек должен понимать смысл своей работы, видеть её пользу для общества или для себя. Эффективным методом выступает горизонтальная мобильность в форме перехода на другую должность или на работу в другую организацию (на Западе этот метод используется как один из основных), при этом работник сохраняет свои навыки и опыт. Очень полезно творческое саморазвитие, изучение неизвестного, постановка новых проблем, целей и задач.
Негативным явлением также выступает профессиональная деформация – нарушение уже усвоенных способов деятельности, разрушение сформированных профессиональных качеств, появление стереотипов профессионального поведения и психологических барьеров при освоении новых профессиональных технологий, новой профессии или специальности; это комплекс своеобразных, взаимосвязанных изменений отдельных качеств и личности в целом, искажение моральных норм, возникающих в связи с исполнением профессиональных задач в сфере профессиональной деятельности.
Многолетнее выполнение одной и той же деятельности устоявшимися способами ведет к развитию профессионально нежелательных качеств и профессиональной дезадаптации специалистов.
Понятие «профессиональная деформация» было введено русско-американским социологом П.А. Сорокиным как обозначение деструктивного влияния профессиональной деятельности на человека.
Причинами возникновения профессиональных деформаций выступают следующие явления:
- многолетнее выполнение однообразной деятельности, её автоматизация (профессиональная стагнация);
- профессиональные акцентуации – чрезмерно выраженные качества и их сочетания, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении специалиста (например, склонность к поучению и неприязнь возражений у педагогов);
- стремление к власти и самоутверждению;
- профессиональные неудачи;
- отчуждение труда;
- эмоциональная напряжённость;
- эмоциональное выгорание;
- зрелый возраст работника;
- психологическое насыщение профессиональной деятельностью;
- неудовлетворенность имиджем профессии, низкой зарплатой и отсутствием моральных стимулов.
Сами по себе деформации бывают разными:
- собственно-профессиональная (общепрофессиональная) деформация обусловлена спецификой профессиональной деятельности и в каждой профессии проявляется по-разному. Например, для работников правоохранительных органов характерен синдром «асоциальной перцепции», когда каждый человек воспринимается как потенциальный нарушитель;
- должностная деформация связана преимущественно с использованием властных полномочий, которыми наделены сотрудники по отношению к объектам их воздействия. При этом руководитель не ограничивает свои властные полномочия, у него появляется стремление к подавлению другого человека, нетерпимость к иному мнению, исчезает умение видеть свои ошибки, самокритичность, возникает уверенность, что собственное мнение единственно правильное;
- депривационная деформация обусловлена отсутствием возможностей для удовлетворения потребностей различного уровня и содержания. Неудовлетворенные потребности замещаются другими, удовлетворение которых более доступно. Например, место духовных ценностей и потребностей занимают материальные или потребность в алкоголе, а также потребности в неадекватном самоутверждении, самоактуализации, подкрепление властных полномочий и другие;
- адаптационная деформация выражается в пассивном приспособлении личности к актуальным социальным условиям, которое не сопровождается намерением изменить себя, а тем более других людей или ситуацию в позитивном направлении. Личность, внутренне не принимая нормы и ценности, доминирующие в коллективе, формально, внешне приспосабливается к ним, чтобы не выглядеть «белой вороной», что приводит в итоге к последующей деформации. В то же время адаптационный вид деформации проявляется и в привыкании сотрудника к сложившейся в коллективе форме социально-психологических отношений в течение длительной и продолжительной постоянной работы на одном и том же месте, в одном и том же подразделении.
Профилактика профессиональной деформации сложна в силу невозможности полностью минимизировать воздействие профессиональных особенностей на психику человека. В этом плане деформация – процесс объективный. Однако возможно и целесообразно избегать тяжёлых случаев деформации, влекущих депрофессионализацию и деструкцию личности.
Помочь в этом может грамотная кадровая и управленческая политика организации, предотвращение эмоционального выгорания, трудовых конфликтов, формирование организационной культуры, отказ от постоянных методов принуждения и давления на сотрудника на рабочем месте (т. е. преобладание демократического стиля), создание здорового психологического климата, регулярное повышение квалификации персонала и содействие горизонтальной профессиональной мобильности внутри организации и пр.
Важное значение имеют профориентация и адаптация персонала. Под профессиональной ориентацией понимают комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания, выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или смену рода деятельности.
Профориентационная работа решает три задачи: информирование заинтересованных лиц, определение соответствия социально-психологических особенностей будущих работников специфике профессии, создание условий для эффективного развития способностей будущих специалистов.
Профориентационная работа обычно происходит в трёх формах:
- профессиональное просвещение – начальная профессиональная подготовка школьников, осуществляемая через уроки труда, организацию кружков, специальных уроков по основам различной профессиональной деятельности;
- профессиональная информация – система мер по ознакомлению учащихся и ищущих работу с ситуацией в области спроса и предложения на рынке труда, перспективами развития видов деятельности, с характером работы по основным профессиям и специальностям, условиями и оплатой труда, профессиональными учебными заведениями и центрами подготовки персонала, а также с другими вопросами получения профессии и обеспечения занятости;
- профессиональная консультация – это оказание помощи заинтересованным людям в выборе профессии и места работы путем изучения личности обратившегося за консультацией человека с целью выявления состояния его здоровья, направленности и структуры способностей, интересов и других факторов, влияющих на выбор профессии или направление переобучения.
С профориентацией тесно связана адаптация работника к условиям труда, постепенная врабатываемость и повышение производительности труда в новых социально-экономических и организационных условиях. Адаптация решает несколько задач: уменьшает стартовые издержки; сокращает текучку кадров; повышает мотивацию к труду у сотрудников; формирует благоприятный психологический климат.
Акмеологическая концепция отечественного психолога Зеера Э.Ф. позволяет говорить о «жизненном пути» профессионала, поскольку включает основные этапы от начала и до вершины и включает пять стадий профессионализации:
- Оптация – выбор профессии с учетом индивидуально-личностых и ситуативных особенностей.
- Профессиональная подготовка – приобретение профессиональных знаний, навыков и умений.
- Профессиональная адаптация – вхождение в профессию, освоение социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование качеств и опыта.
- Профессионализация – формирование позиций, интеграция личностных и профессиональных качеств, выполнение обязанностей.
- Профессиональное мастерство – реализация личности в профессиональной деятельности.
Нельзя пройти мимо интересной позиции канадского педагога Лоуренса Питера, автора знаменитого принципа: «В иерархии каждый индивид поднимается до уровня своей некомпетентности». Согласно Л. Питеру, профессионализм представляет собой диалектический сплав компетентности и некомпетентности, а их долевое соотношение зависит от специфики иерархической системы и от личных факторов.
Профессионализм постоянно подвергается атаке со стороны организационной структуры, не терпящей своеволия и неподчинения, даже оправданных интересами производства. Иначе говоря, на определённом этапе иерархическая структура организации вступает в противоречие с уровнем профессионального мастерства индивида и последний вынужден либо покинуть иерархию, либо отказаться от саморазвития с перспективой получить более высокую должность в организации.
Специфика современного этапа развития человеческой цивилизации заключается в постепенном стирании границ между перечисленными группами профессий. Например, программист взаимодействует как с техникой, так и со знаками, зоотехник – с природой и техникой, дизайнер – с природой и художественными образами. «Атлас новых профессий», составленный в «Московской школе управления Сколково», прогнозирует возникновение большого количества принципиально новых родов деятельности при отмирании старых.
К новым относятся: архитектор медоборудования, биофармаколог, сетевой врач, технолог рециклинга летательных аппаратов, менеджер космотуризма, архитектор виртуальности и прочее. К профессиям-пенсионерам относятся многие известные нам занятия, при этом, по оценке авторов, к 2020 г. исчезнут практически полностью (до 75 % от нынешнего числа) профессии преподавателя-лектора, библиотекаря, турагента, стенографиста и пр. Между 2020-2030 гг. отомрут юристы, маклеры, риэлторы, секретари, муниципальные служащие, журналисты, банковские операционисты и т. д.
Можно признать устаревание ряда профессий и возникновение новых, но трудно согласиться со столь категорическим заявлением об отмирании столь важных для общества профессий. В целом, мир профессий представляет собой постоянно изменяющуюся и динамичную реальность, исследование которой приобретает высокую актуальность в современном мире.
- Профессионализация личности
- Основные подходы к пониманию понятия профессия
- Трудовая деятельность в первобытнообщинном строе
- Состояние профессий в средневековой Европе
- Понимание профессии в классической социологии XIX-XX
- Структурно-функциональная интерпретация профессий
- Состояние и проблемы рынка труда в РФ на современном этапе
- Социальный престиж профессии история измерения
- Профессиональная стратификация и мобильность
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу