Профессиональное выгорание и деформация

На практике весьма часты случаи смены профессии, которые могут вызываться как объективными процессами структурных изменений в экономике, так и субъективными потребностями в изменении профессионального статуса. Смена профессии ставит перед работником ряд трудностей: получение дополнительного образования и повышение квалификации, изменение социального статуса, адаптацию к новым условиям и содержанию труда и т. д.

Изменение профессии на основе уже приобретенных профессиональных и личностных качеств получило название репрофессионализации. Репрофессионализация неизбежно связана с преодолением психологических барьеров и трудной адаптацией к новым условиям труда, причём далеко не всегда данный процесс завершается успешно.

Одной из возможных причин репрофессионализации может быть профессиональное выгорание, вынуждающее работника изменить свой социальный статус. Под профессиональным выгоранием понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, чаще всего проявляющееся в профессиях социальной сферы (педагоги, врачи, работники социальных служб, госсллужащие, психологи, менеджеры по продажам и пр.).

Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г. в довольно широком контексте, но, прежде всего, он тесно связан с профессиональным выгоранием, поэтому в интересующем нас контексте его можно использовать как синоним. Данный процесс очень опасен, поскольку симптомы плохо осознаются человеком и зачастую воспринимаются как усталость.

Категории работников, наиболее подверженных риску профессионального выгорания, можно условно поделить на пять групп (табл. 4):

Профессиональное выгорание и деформация

Профессиональное выгорание развивается под воздействием трёх факторов:

  1. Личностный фактор. Это, прежде всего, чувство собственной значимости на рабочем месте, возможности профессионального продвижения и повышения квалификации, автономия и уровень контроля со стороны руководства. Если работник чувствует значимость своей деятельности, то он становится вполне неуязвимым по отношению к эмоциональному сгоранию. Если же работа выглядит в его собственных глазах незначимой, то синдром развивается быстрее.
  2. Ролевой фактор. Исследования показали, что на развитие выгорания существенно влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность, а также профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы: отсутствует интеграция усилий, но при этом присутствует конкуренция.
  3. Организационный фактор. На развитие синдрома влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределённая (нечёткость функциональных обязанностей) либо не получающая должной оценки со стороны руководителя.

Каковы признаки профессионального выгорания? Вначале работник перестаёт испытывать эмоции в процессе своей работы.

Далее последовательно происходят:

  • раздражение от людей, с которыми приходится работать (пациенты, ученики, коллеги, подчинённые), переходящее в острую неприязнь;
  • повышенная конфликтность;
  • резкое падение самооценки и профессиональной мотивации;
  • безразличие к профессиональным делам.

На финальной стадии синдром профессионального выгорания приводит к депрессиям, бессонницам, нарушениям здоровья, злоупотреблению алкогольными напитками, курением или лекарствами, а также психотропными средствами.

Общие симптомы выгорания делятся на три группы:

  1. Психофизические симптомы состоят в постоянном, в любое время суток, ощущении хронической усталости; эмоциональном и физическом истощении (не решаемом продолжительным отдыхом); личностной отстраненности (отсутствие реакции любопытства или реакции страха); общей астенизации (слабость, вялость, ухудшение биохимии крови и пр.); мигренях и расстройствах пищеварения; резких колебаниях веса; сонливости и заторможенности в течении дня, бессоннице ночью; ухудшении зрения, слуха, обоняния и осязания.
  2. Социально-психологические симптомы: депрессия, скука, безразличие; цинизм; раздражительность; нервные «срывы»; чувства неуверенности в себе, разочарования, вины, обиды и т. д.; чувство гиперответственности; негативизм в отношении будущего; недоверие к коллегам, родственникам, друзьям, обществу в целом; осознание ошибочности профессионального выбора.
  3. Поведенческие симптомы: ощущение растущей сложности работы; изменение или нарушение режима рабочего дня; рост объёма работы, забираемой на дом; отказ от принятия решений, запуск дел на самотёк (характерно для руководителей); неверие в улучшение ситуации; невыполнение важных задач и концентрация на деталях; злоупотребление алкоголем, табаком или наркотиками; ограничение коммуникаций на работе и в быту; имитационное поведение.

Важно помнить, что профессиональное выгорание может обретать форму социальной инфекции, заражая весь коллектив. Это – результат провала руководства в аспекте создания корпоративной культуры и управления коллективом. Следствием выступает снижение качества работы, высокая текучесть кадров, конфликтность сотрудников и столкновение интересов департаментов организации.

Профессиональное выгорание – это стадиальный процесс и существуют различные модели оценки периодов выгорания. В науке применяются процессуальная модель М. Буриша, динамическая модель Б. Перлмана и Е.А. Хартмана, пятиступенчатая модель Гринберга, трёхфакторная модель К. Маслач и С. Джексона и т. д.

Данные теории можно найти в специальных источниках, мы ограничимся наиболее простой классификацией, состоящей из трёх стадий:

  1. Забывание важных моментов (документационных записей, совещаний и т. д.). На это мало кто обращает внимание, объясняя загруженностью работой. Стадия длится от трёх до пяти лет, в зависимости от условий труда;
  2. Падение интереса к труду, ограничение контактов, апатия, нарастание вялости к концу недели, повышенная раздражительность, головные боли по вечерам, снижение иммунитета и возникновение заболеваний (в том числе, профессиональных) и пр. Время протекания – 5 – 15 лет;
  3. Собственно личностное выгорание. Полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, мизантропия, ощущение постоянного отсутствия сил, стремление к уединению. На этой стадии человеку приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми.

Стадия может длиться от 10 до 20 лет. Организм человека проходит две общие фазы эмоционального выгорания.

Первая фаза – фаза «напряжения» – включает в себя формирование нескольких симптомов:

  • симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств» приводит к росту раздражительности из-за неустранимости негативных факторов;
  • симптом «неудовлетворенности собой» вызван невозможностью изменить окружающую среду, поэтому на основе психологического переноса реакция переносится на себя;
  • симптом «загнанности в клетку» – чувство безысходности, бессилия и слабости.

Вторая фаза получила название фазы «истощения», когда организм начинает работать на износ. Её начинает симптом «эмоционального дефицита», проявляющийся в ощущении невозможности эффективно выполнять свои профессиональные функции, переносе ответственности на других, как следствие – грубости, раздражительности, обидчивости и пр. Далее развивается симптом «эмоциональной отстранённости», означающий превращение человека в социальный автомат.

Завершает вторую фазу и выгорание вообще симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений» – плохое настроение, дурные ассоциации, бессонница, чувство страха, сердечно-сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний. Это свидетельствует о том, что эмоциональная защита (выгорание) уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами организма, приводя к их разрушению.

Профессиональное выгорание гораздо проще предупредить, чем излечить. Прежде всего, человек должен понимать смысл своей работы, видеть её пользу для общества или для себя. Эффективным методом выступает горизонтальная мобильность в форме перехода на другую должность или на работу в другую организацию (на Западе этот метод используется как один из основных), при этом работник сохраняет свои навыки и опыт. Очень полезно творческое саморазвитие, изучение неизвестного, постановка новых проблем, целей и задач.

Негативным явлением также выступает профессиональная деформация – нарушение уже усвоенных способов деятельности, разрушение сформированных профессиональных качеств, появление стереотипов профессионального поведения и психологических барьеров при освоении новых профессиональных технологий, новой профессии или специальности; это комплекс своеобразных, взаимосвязанных изменений отдельных качеств и личности в целом, искажение моральных норм, возникающих в связи с исполнением профессиональных задач в сфере профессиональной деятельности.

Многолетнее выполнение одной и той же деятельности устоявшимися способами ведет к развитию профессионально нежелательных качеств и профессиональной дезадаптации специалистов.

Понятие «профессиональная деформация» было введено русско-американским социологом П.А. Сорокиным как обозначение деструктивного влияния профессиональной деятельности на человека.

Причинами возникновения профессиональных деформаций выступают следующие явления:

  • многолетнее выполнение однообразной деятельности, её автоматизация (профессиональная стагнация);
  • профессиональные акцентуации – чрезмерно выраженные качества и их сочетания, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении специалиста (например, склонность к поучению и неприязнь возражений у педагогов);
  • стремление к власти и самоутверждению;
  • профессиональные неудачи;
  • отчуждение труда;
  • эмоциональная напряжённость;
  • эмоциональное выгорание;
  • зрелый возраст работника;
  • психологическое насыщение профессиональной деятельностью;
  • неудовлетворенность имиджем профессии, низкой зарплатой и отсутствием моральных стимулов.

Сами по себе деформации бывают разными:

  • собственно-профессиональная (общепрофессиональная) деформация обусловлена спецификой профессиональной деятельности и в каждой профессии проявляется по-разному. Например, для работников правоохранительных органов характерен синдром «асоциальной перцепции», когда каждый человек воспринимается как потенциальный нарушитель;
  • должностная деформация связана преимущественно с использованием властных полномочий, которыми наделены сотрудники по отношению к объектам их воздействия. При этом руководитель не ограничивает свои властные полномочия, у него появляется стремление к подавлению другого человека, нетерпимость к иному мнению, исчезает умение видеть свои ошибки, самокритичность, возникает уверенность, что собственное мнение единственно правильное;
  • депривационная деформация обусловлена отсутствием возможностей для удовлетворения потребностей различного уровня и содержания. Неудовлетворенные потребности замещаются другими, удовлетворение которых более доступно. Например, место духовных ценностей и потребностей занимают материальные или потребность в алкоголе, а также потребности в неадекватном самоутверждении, самоактуализации, подкрепление властных полномочий и другие;
  • адаптационная деформация выражается в пассивном приспособлении личности к актуальным социальным условиям, которое не сопровождается намерением изменить себя, а тем более других людей или ситуацию в позитивном направлении. Личность, внутренне не принимая нормы и ценности, доминирующие в коллективе, формально, внешне приспосабливается к ним, чтобы не выглядеть «белой вороной», что приводит в итоге к последующей деформации. В то же время адаптационный вид деформации проявляется и в привыкании сотрудника к сложившейся в коллективе форме социально-психологических отношений в течение длительной и продолжительной постоянной работы на одном и том же месте, в одном и том же подразделении.

Профилактика профессиональной деформации сложна в силу невозможности полностью минимизировать воздействие профессиональных особенностей на психику человека. В этом плане деформация – процесс объективный. Однако возможно и целесообразно избегать тяжёлых случаев деформации, влекущих депрофессионализацию и деструкцию личности.

Помочь в этом может грамотная кадровая и управленческая политика организации, предотвращение эмоционального выгорания, трудовых конфликтов, формирование организационной культуры, отказ от постоянных методов принуждения и давления на сотрудника на рабочем месте (т. е. преобладание демократического стиля), создание здорового психологического климата, регулярное повышение квалификации персонала и содействие горизонтальной профессиональной мобильности внутри организации и пр.

Важное значение имеют профориентация и адаптация персонала. Под профессиональной ориентацией понимают комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания, выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или смену рода деятельности.

Профориентационная работа решает три задачи: информирование заинтересованных лиц, определение соответствия социально-психологических особенностей будущих работников специфике профессии, создание условий для эффективного развития способностей будущих специалистов.

Профориентационная работа обычно происходит в трёх формах:

  • профессиональное просвещение – начальная профессиональная подготовка школьников, осуществляемая через уроки труда, организацию кружков, специальных уроков по основам различной профессиональной деятельности;
  • профессиональная информация – система мер по ознакомлению учащихся и ищущих работу с ситуацией в области спроса и предложения на рынке труда, перспективами развития видов деятельности, с характером работы по основным профессиям и специальностям, условиями и оплатой труда, профессиональными учебными заведениями и центрами подготовки персонала, а также с другими вопросами получения профессии и обеспечения занятости;
  • профессиональная консультация – это оказание помощи заинтересованным людям в выборе профессии и места работы путем изучения личности обратившегося за консультацией человека с целью выявления состояния его здоровья, направленности и структуры способностей, интересов и других факторов, влияющих на выбор профессии или направление переобучения.

С профориентацией тесно связана адаптация работника к условиям труда, постепенная врабатываемость и повышение производительности труда в новых социально-экономических и организационных условиях. Адаптация решает несколько задач: уменьшает стартовые издержки; сокращает текучку кадров; повышает мотивацию к труду у сотрудников; формирует благоприятный психологический климат.

Акмеологическая концепция отечественного психолога Зеера Э.Ф. позволяет говорить о «жизненном пути» профессионала, поскольку включает основные этапы от начала и до вершины и включает пять стадий профессионализации:

  1. Оптация – выбор профессии с учетом индивидуально-личностых и ситуативных особенностей.
  2. Профессиональная подготовка – приобретение профессиональных знаний, навыков и умений.
  3. Профессиональная адаптация – вхождение в профессию, освоение социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование качеств и опыта.
  4. Профессионализация – формирование позиций, интеграция личностных и профессиональных качеств, выполнение обязанностей.
  5. Профессиональное мастерство – реализация личности в профессиональной деятельности.

Нельзя пройти мимо интересной позиции канадского педагога Лоуренса Питера, автора знаменитого принципа: «В иерархии каждый индивид поднимается до уровня своей некомпетентности». Согласно Л. Питеру, профессионализм представляет собой диалектический сплав компетентности и некомпетентности, а их долевое соотношение зависит от специфики иерархической системы и от личных факторов.

Профессионализм постоянно подвергается атаке со стороны организационной структуры, не терпящей своеволия и неподчинения, даже оправданных интересами производства. Иначе говоря, на определённом этапе иерархическая структура организации вступает в противоречие с уровнем профессионального мастерства индивида и последний вынужден либо покинуть иерархию, либо отказаться от саморазвития с перспективой получить более высокую должность в организации.

Специфика современного этапа развития человеческой цивилизации заключается в постепенном стирании границ между перечисленными группами профессий. Например, программист взаимодействует как с техникой, так и со знаками, зоотехник – с природой и техникой, дизайнер – с природой и художественными образами. «Атлас новых профессий», составленный в «Московской школе управления Сколково», прогнозирует возникновение большого количества принципиально новых родов деятельности при отмирании старых.

К новым относятся: архитектор медоборудования, биофармаколог, сетевой врач, технолог рециклинга летательных аппаратов, менеджер космотуризма, архитектор виртуальности и прочее. К профессиям-пенсионерам относятся многие известные нам занятия, при этом, по оценке авторов, к 2020 г. исчезнут практически полностью (до 75 % от нынешнего числа) профессии преподавателя-лектора, библиотекаря, турагента, стенографиста и пр. Между 2020-2030 гг. отомрут юристы, маклеры, риэлторы, секретари, муниципальные служащие, журналисты, банковские операционисты и т. д.

Можно признать устаревание ряда профессий и возникновение новых, но трудно согласиться со столь категорическим заявлением об отмирании столь важных для общества профессий. В целом, мир профессий представляет собой постоянно изменяющуюся и динамичную реальность, исследование которой приобретает высокую актуальность в современном мире.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)