Понимание профессии в классической социологии XIX-XX 

В классической социологии теория профессионализма в целостном виде долгое время оставалась несформулированной в силу того, что профессиональные отношения рассматривались в контексте исследования проблем общественного труда и социального неравенства. «Профессионализм» как самостоятельная научная категория оказывается в тени «разделения труда», «социальной солидарности», «классовой структуры» и т. д. Тем не менее, дифференциация социологического знания способствовала выделению социологии профессий как полноценной теории среднего уровня.

Основы изучения места профессионалов в жизни социума задал французский философ, основоположник социологии, О. Конт своим пониманием социальной структуры «позитивного общества».

По его оценке, совершенное общество должно представлять собой жёстко структурированную иерархию, в основе которой лежит разделение на два класса – предпринимателей-управляющих и рабочих. Собственность принадлежит землевладельцам, купцам, фабрикантам и банкирам, не имеющим права присвоения имущества. Их главные функции – создание рабочих мест и накопление капиталов.

Идеологическую роль выполняют философы и учёные, политическое управление находится в руках банкиров. Государство в позитивном обществе формально существует, но если бы О. Конт довёл рассуждение до логического конца, то заметил бы, что в его утопии оно фактически отмирает, так как общество способно саморегулироваться и самовоспроизводиться за счёт межклассовой солидарности и не нуждается в наличии слоя бюрократов или в какой-либо принудительной и ограничивающей силе. Теория французского социолога носит утопический характер, однако подчёркивает важную роль профессионалов в жизни общества.

В социологии, в целом, сложились два методологических подхода к определению профессии. У истоков макросоциологического подхода стоят Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс. Для них характерно рассмотрение профессии в контексте общественного разделения труда, выполняемых институциональных функций, социально-структурной динамики. Индивидуальное профессиональное поведение понимается как следствие влияния группы на человека, отражение «классового сознания» или коллективной солидарности.

Английский социолог Г. Спенсер рассматривал профессию как одну из форм социальной организации в структуре индустриального общества. Профессии включены в состав одной из систем общества – поддерживающей (производство материальных благ), распределительной (торговля и коммуникации) или регулирующей (государство). Как известно, в зависимости от доминирования одной из систем Г. Спенсер выделял «милитантное» (военное) и индустриальное общества.

В первом в количественном отношении преобладают профессии контроля и управления, отправления властных функций. Военное общество возникло на заре древней истории за счёт обособления управленческого аппарата и роста неравенства. Далее последовало отделение церкви от общества, стимулировавшее эволюцию общества.

Вообще, решающую роль в эволюции общества от одного типа к другому играет религия. Она – особый автономный источник власти и её влияние возрастает по мере прогресса социальных отношений. По мнению Г. Спенсера, мирские профессии изначально зародились как охранители и проводники священного знания.

В индустриальном обществе преобладают профессии общественного производства и обмена материальными и духовными благами, хозяйственные субъекты имеют высокую степень самостоятельности, дифференциации и кооперации труда.

В таком социуме возникают профессии, связанные с публичным управлением и представлением и защитой интересов населения в органах власти, они выполняют регулятивную функцию, которая заключается в адаптации общества к изменяющейся реальности экономических, технологических и социальных институций . У английского социолога впервые прозвучала и идея права на экспертизу: интеллектуалы способны создавать инновации и тем самым содействовать общественному прогрессу.

Правда, понимание результатов профессионального труда у Г. Спенсера во многом аристократично: результаты творчества, в первую очередь, ценны само по себе, а уже во вторую – как инструмент производства.

Сам учёный называет результаты деятельности профессионалов «возрастанием жизни», при этом к данной группе работников относятся:

  • врачи и хирурги;
  • танцоры и музыканты;
  • ораторы и поэты, актеры и драматурги;
  • биографы, историки и литераторы;
  • ученые и философы;
  • судьи и законники; учителя; архитекторы;
  • скульпторы;
  • живописцы .

Эволюция профессий связывается Г. Спенсером с частной инициативой конкретных профессионалов, совместную групповую деятельность и коллективное сознание он оставляет без комментариев. В марксизме понимание профессии подчинено представлению об экономическом детерминизме. Профессия – это единица трудовой деятельности, образующаяся внутри производственных отношений.

Дифференциация профессий лежит в основе разделения труда, которое само по себе бывает: общим – разделение общественного производства на его крупные роды (сельское хозяйство, промышленность и торговля); частным – разделение этих родов производства на виды и подвиды (например, промышленности – на отдельные отрасли); единичным – разделение труда внутри предприятия.

Общее, частное и единичное разделение труда неотделимы от профессионального разделения труда, специализации работников . Марксистский подход отражает историческую последовательность изменений типов разделения труда, его дифференциации, появления специфических профессий и специальностей, а также дробления труда на отдельные элементарные действия.

В аспекте социально-трудовых отношений К. Маркс полностью дистанцируется от О. Конта. Если последний считал противоречия между предпринимателями и рабочими временными и преходящими, то немецкий философ находил их антагонистическими и приводящими общество к революции.

В целом, марксизм не сосредотачивается на изучении профессиональных отношений как особой сферы хозяйственной жизни, считая профессии составными элементами классов, а профессионалов – просто работниками разного уровня квалификации.

Тем не менее, следует обратить внимание на закон перемены труда, сформулированный К. Марксом. Закон фиксирует связь технико-технологического уровня развития производительных сил с уровнем профессиональной квалификации работников. Его основные положения состоят в следующем: интересы общественного производства требуют постоянного приведения институциональной среды воспроизводства рабочей силы в соответствие с условиями организации труда и техническим прогрессом; процесс производства предъявляет жёсткие требования к знаниям, умениям и навыкам работников, вынуждает их постоянно повышать квалификацию или изменять профессию (всесторонняя подвижность).

Этот закон – отражение принципов исторического материализма и потому неподвластен людям, которым остаётся только приспосабливаться к закону. Наиболее яркое воплощение закон нашёл в индустриальной цивилизации с её множественностью хозяйствующих субъектов, в особенности – в крупной промышленности.

На современном этапе закон также сохраняет свою силу, что выражается, например, в информационной революции или господстве транснациональных корпораций. К. Маркс делал достаточно позитивный вывод из этого закона – работник вынужден приспосабливаться к динамичным условиям труда, что стимулирует его интеллектуальное развитие и делает всесторонне развитым индивидуумом .

Крупный французский социолог Э. Дюркгейм связывал укрепление общественной интеграции с ростом разнообразия профессий и усилением влияния профессиональных групп на жизнь общества. Общественное разделение труда представляет собой дифференциацию занятий и специализацию работников, нуждающуюся как в хозяйственной, так и в моральной интеграции ради поддержания общественных отношений.

Таким образом, специализация труда – это механизм создания и поддержания коллективной солидарности.

Эволюция социума представляет собой движение от механической солидарности архаичного общества к органической солидарности современного общества. Механическая солидарность характеризуется слабой спецификацией труда, т. е. способностью индивидов подменять друг друга в процессе труда, а также неразвитостью социальной структуры. Индустриальное общество, напротив, отличается высокой степенью разделения труда и выраженным общественным неравенством в плане наличия у каждой страты уникальных профессиональных функций.

По мнению французского учёного, военные, педагоги, адвокаты, судьи, медики и священнослужители (социальные профессии) являются носителями интеграционного потенциала в силу обладания ярко выраженной профессиональной этикой. Напротив, представители «экономических профессий» – предприниматели и рабочие – заботятся только о личной выгоде и разрушают общественную гармонию.

Видный, но практически не известный в России представитель Чикагской школы социологии – Эверетт Хьюз – рассматривал профессии через призму разделения труда. В своей интерпретации он близок к Э. Дюркгейму и Г. Зиммелю – дифференциация труда расширяет человеческую свободу и развивает общественную кооперацию и интеграцию: «Разделение труда подразумевает… взаимодействие, ибо оно состоит не просто в отличии вида работы одного человека от вида работы другого, а в том, что разные задачи и свершения являются частями целого, в продукт которого все в той или иной мере вносят свой вклад».

Интересно
В русле экологической социологии Э. Хьюз анализирует профессиональную среду как пространство конкуренции за общественные ресурсы и доступ к власти. Социальное влияние профессии упрощённо выражается понятием «престиж». В этом смысле профессиональная деятельность – это обмен деньгами, товарами и услугами с целью приобретения более высокого общественного статуса.

В сущности, профессии подвержены тем же законам эволюции, которые существуют и в природе, однако имеют свою специфику: факторами устаревания или модернизации профессий выступают технико-технологический прогресс, поведение потребителей услуг профессионалов и изменение конъюнктуры рынка. Профессии имеют два атрибута: лицензию и мандат.

Лицензия – это право социальной группы осуществлять свою профессиональную деятельность: лицензии бывают формальными (дипломы, сертификаты для высококвалифицированных работников) и неформальными (занятия, не требующие специальной сертификации – работники физического труда).

Мандат – это привилегия профессионала на доступ к тайне, информации, которая не должна выходить за пределы профессионального сообщества, а также на решение возникшей проблемы при помощи своих экспертных знаний.

Важнейшими для общества носителями мандатов выступают врачи (мандат на лечение), священнослужители (мандат на отпущение грехов), юристы (мандат на раскрытие преступлений и определение норм общественной жизнедеятельности) и педагоги (мандат на трансляцию знаний). Сохранение профессиональных тайн – важное условие стабильности общества и лояльности населения к профессионалам.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)