Профессиональная стратификация и мобильность

Из всего вышеизложенного становится очевидным, что в любом обществе объективно существует профессиональное неравенство. Вопрос его измерения всегда занимал как учёных-обществоведов, так и государственные силы, причём последние, пожалуй, в наибольшей степени, так как они всегда были заинтересованы в нахождении социальной базы для поддержки своей политики и, главным образом, прогрессивного сбора налогов.

Двумя минимально необходимыми параметрами измерения профессионального уровня можно считать образование и квалификацию. Первый параметр может оцениваться двояко: число затраченных лет на обучение или уровень креденциала (диплома, аттестата, сертификата и т.д.) об образовании.

Второй параметр характеризует степень общественного признания профессионального мастерства и выражается в юридически установленных категориях разрядов, классов, воинских званий, учёных степеней, политических рангов. Естественно, что образование и квалификация тесно коррелируют друг с другом, но не тождественны. Кроме того, два этих параметра не отражают в полной мере всё многообразие профессиональных отношений.

Первые попытки определить минимально необходимый набор критериев и выстроить на их основе пирамиду профессиональной стратификации относятся к первым десятилетиям ХХ в. Американский учёный Ф. Тоуссиг поставил на вершину иерархии высших государственных чиновников и крупных предпринимателей; ниже стоят «полупрофессионалы» (например, инженерно-технические работники), мелкие бизнесмены и государственные служащие; далее – работники квалифицированного труда; внизу пирамиды находятся работники полуквалифицированного и неквалифицированного труда.

Интересно
В основу классификации были положены критерии интеллектуальности профессии, степени профессионального контроля и оплаты труда. Другой американский исследователь, Ф. Барр, рассчитал индексы интеллекта, необходимые для занятия определённой профессией.

Знаменитый русско-американский социолог П.А. Сорокин, обобщив эти и другие исследования, пришёл к выводу, что профессиональное подпространство имеет три оси координат: характер труда, уровень интеллекта, функции социальной организации и контроля. Американские социологи Р. Херрнстайн и Ч. Мюррей в работе «Колоколообразная кривая», проанализировав обширный эмпирический материал, пришли к выводу, что неравенство населения по уровню интеллекта должно иметь характер нормального распределения, однако «наложение» данной кривой на кривую профессиональной стратификации (теоретически имеющей также нормальный характер) показывает, что встречаются отклонения, когда люди с более высоким IQ работают на более низких должностях, чем «нужно», и наоборот. Таким образом, интеллект играет большое значение в профессиональной карьере.

Перемещение человека по стратификационной лестнице обозначается понятием «профессиональная мобильность». Это перемещение индивида или профессиональной группы в социально-профессиональной структуре общества с изменением (вертикальная мобильность) или без изменения (горизонтальная мобильность) социального статуса. Профессиональная мобильность является разновидностью социальной мобильности.

Примером вертикальной мобильности может быть получение более высокого воинского звания, учёной степени или звания, должности мастера бывшим рядовым рабочим и т. д. Пример горизонтальной мобильности – переход работника в иную организацию без изменения профессии или должности, либо смена одной профессии на другую в рамках одной социальной страты (инженер-конструктор – инженер-технолог, преподаватель вуза – научный работник).

Факторами групповой профессиональной мобильности выступают общественные реформы, научно-технический прогресс, войны и революции, структурные и институциональные изменения в экономике, система профессионального образования.

Например, распад СССР и переход к рыночной экономике вызвали формирование новых форм собственности предприятий, профессий и должностей, экономических процессов и отношений. Инженерно-технические и научные работники, военные и сотрудники социальной сферы были вынуждены переквалифицироваться и искать новую работу.

Россия 1990-х гг. – яркий пример резких переходов вверх – вниз по профессиональной лестнице. Другой пример – Куба послереволюционного периода, создавшая мощную социальную сферу взамен утраченной в ходе революции, а ныне развивающая частный сектор. В целом, в современном обществе возрастает интенсивность индивидуальной профессиональной мобильности, что выступает отражением ослабления связи человека с различными социальными группами.

Каналами индивидуальной и групповой профессиональной мобильности выступают профессиональное образование (среднее, высшее, переподготовка, повышение квалификации, самообразование), производство, опыт и результаты профессиональной деятельности, личностный потенциал, семья, личные связи.

На профессиональной мобильности человека сказываются, во-первых, сформированность его личности, развитость его способностей и социальных качеств, необходимых в профессиональной деятельности, во-вторых, непосредственная профессиональная подготовка, уровень полученной квалификации.

В социологии профессий принято выделять также понятие «профессиональная модель», под которой обычно понимается «устойчивая и способная к воспроизводству система отношений, складывающаяся в определённых сферах трудовой деятельности по поводу специализированных знаний и умений работников». Модель складывается в процессе обучения профессии и непосредственного осуществления трудовой деятельности, при этом характеризуется набором строгих формальных и неформальных правил, нарушение которых влечёт жёсткие санкции.

С другой стороны, она обеспечивает профессиональной группе набор прав и привилегий, высокие доход и престиж, доступ к власти и свободе творчества. Существуют ярко выраженные профессиональные модели государственных гражданских служащих, судей, полицейских и т. д. Критика профессиональной модели или отдельных решений профессионалов может повлечь, как крайнюю меру, исключение из профессиональной группы.

Профессиональные модели создают культуру профессиональной группы, под которой понимаются разделяемые членами группы общие ценности, основанные на сходной или совместно осуществляемой деятельности, позволяющие им справляться с испытаниями внешней среды, соблюдая внутреннее единство.

Чтобы отличить культуру профессиональной группы от более широкой ценностной системы, её нередко называют субкультурой. К ней относят «как знаковые (символы, атрибуты, фольклор), так и социально-поведенческие (формы общения, нормы, стереотипы поведения) аспекты этих традиций – то есть социальные отношения и их культурные коды».

Профессиональные группы совместно с общественными институтами создают профессиональную структуру общества. Профессиональная структура современного западного мира на протяжении полувека претерпевает значительные трансформации, вызванные переходом к постиндустриальному обществу. В нём третичный сектор услуг преобладает над первичным аграрным и вторичным промышленном секторами.

Следует учитывать, что третичный сектор внутренне разделён на пять отраслей: здравоохранение, образование и наука; индустрия отдыха и туризма; сфера государственного и муниципального управления (и управления в целом); логистические и транспортные услуги; информационные технологии.

Внутри третичного сектора постоянно зарождаются новые подсектора: глобальный маркетинг, биотехнологии, теория управления, космические технологии, материаловедение и т. д. Таким образом, профессиональная структура находится в состоянии постоянной трансформации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)