Основные педагогические категории
Для того чтобы разобраться с объектом и предметом педагогической науки, необходимо ознакомиться с основными наиболее общими педагогическими понятиями – педагогическими категориями, представленными на рисунке 2.
Обучение – специально организованное взаимодействие преподавателя и обучающихся, направленное на присвоение последними знаний и способов деятельности (умений и навыков). Воспитание (узкий смысл) – специально организованное взаимодействие преподавателя и воспитанников, направленное на становление у последних системы отношений к миру и самому себе (или социально-значимых качеств личности). Самообучение – деятельность субъекта по присвоению знаний, умений и навыков без непосредственного руководства обучающего (преподавателя).
Самовоспитание – деятельность субъекта по выработке у самого себя положительных качеств и преодолению отрицательных без непосредственного руководства воспитателя. Развитие – процесс качественных и количественных, физических и психических изменений человека под влиянием внутренних и внешних факторов. Образование – процесс и результат обучения, воспитания, развития, а также самообучения и самовоспитания.
Личность – человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами. Становление личности – формирование и развитие личности в ходе жизни и в результате образования. Категория образования тесно связана с понятием социализация, которым обозначается взаимодействие человека с обществом.
В понимании социализации наблюдаются следующие основные подходы:
- интеграция личности в социальную систему, в ходе чего происходит адаптация человека к условиям социальной среды (Т. Парсонс, Р. Мортон);
- процесс самоактуализации, самореализации личности, преодоления негативных влияний среды, мешающих саморазвитию и самоутверждению личности (Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс);
- процесс двусторонний, происходящий как под воздействием социальной среды, так и в ходе самовоспитания (Г. М. Андреева, В. Ф. Ломов).
Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. В отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, образование – это процесс целенаправленно и сознательно контролируемой социализации. Тогда становление личности – процесс и результат социализации, образования и саморазвития.
При формировании личности первостепенное значение имеют социальные факторы, однако, не следует забывать и о биологических механизмах развития человека, проявляющих себя в виде задатков, на основе которых развиваются потребности, интересы, способности, складывается характер, формируются физическое здоровье и работоспособность.
- Технология ситуационного анализа «Кейс-метод»
- Технология проблемного обучения эвристическое обучение
- Технология «Шесть шляп мышления»
- Технология создания ментальной карты
- Технология опорных конспектов В. Ф. Шаталова
- Графическое моделирование в учебном процессе
- Технология балльно-рейтинговой оценки результатов образования
- Технология педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов
- Общеучебные умения как фактор успешности самостоятельной деятельности студентов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу