Основные педагогические категории

Для того чтобы разобраться с объектом и предметом педагогической науки, необходимо ознакомиться с основными наиболее общими педагогическими понятиями – педагогическими категориями, представленными на рисунке 2.

Основные педагогические категории

Обучение – специально организованное взаимодействие преподавателя и обучающихся, направленное на присвоение последними знаний и способов деятельности (умений и навыков). Воспитание (узкий смысл) – специально организованное взаимодействие преподавателя и воспитанников, направленное на становление у последних системы отношений к миру и самому себе (или социально-значимых качеств личности). Самообучение – деятельность субъекта по присвоению знаний, умений и навыков без непосредственного руководства обучающего (преподавателя).

Самовоспитание – деятельность субъекта по выработке у самого себя положительных качеств и преодолению отрицательных без непосредственного руководства воспитателя. Развитие – процесс качественных и количественных, физических и психических изменений человека под влиянием внутренних и внешних факторов. Образование – процесс и результат обучения, воспитания, развития, а также самообучения и самовоспитания.

Личность – человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами. Становление личности – формирование и развитие личности в ходе жизни и в результате образования. Категория образования тесно связана с понятием социализация, которым обозначается взаимодействие человека с обществом.

В понимании социализации наблюдаются следующие основные подходы:

  • интеграция личности в социальную систему, в ходе чего происходит адаптация человека к условиям социальной среды (Т. Парсонс, Р. Мортон);
  • процесс самоактуализации, самореализации личности, преодоления негативных влияний среды, мешающих саморазвитию и самоутверждению личности (Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс);
  • процесс двусторонний, происходящий как под воздействием социальной среды, так и в ходе самовоспитания (Г. М. Андреева, В. Ф. Ломов).

Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. В отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, образование – это процесс целенаправленно и сознательно контролируемой социализации. Тогда становление личности – процесс и результат социализации, образования и саморазвития.

Интересно
В связи со сказанным в современной педагогике признаётся важным создание развивающей среды, которая должна быть спроектирована, хорошо организована, построена. В развивающей среде должны быть заложены возможности для самореализации личности, свободы творчества, эстетического и нравственного развития, получения удовлетворения от совместной деятельности, общения.

При формировании личности первостепенное значение имеют социальные факторы, однако, не следует забывать и о биологических механизмах развития человека, проявляющих себя в виде задатков, на основе которых развиваются потребности, интересы, способности, складывается характер, формируются физическое здоровье и работоспособность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)