Организация игровой деятельности дошкольников в рамках компетентностного подхода

В настоящее время вопросы физкультурно-оздоровительной работы являются наиболее актуальными в деятельности любого дошкольного учреждения, так как именно в этом возрасте закладываются основы крепкого здоровья и полноценного физического и психического развития. В результате целенаправленного педагогического воздействия вырабатываются необходимые двигательные умения и навыки, которые служат основой для формирования компетентностей дошкольника.

На основании анализа теоретических и практических данных разработан ряд рекомендаций для введения в практику занятий по физической культуре для формирования компетентностей дошкольника на основе игровой методики.

Педагогическая технология должна развертываться с учетом некоторых условий и принципов. Инструктору по физической культуре необходимо разбираться в состоянии здоровья детей, учитывать индивидуальные особенности их развития, иметь необходимую теоретическую и практическую подготовку, систематически повышать свою квалификацию, соблюдать требования к методике проведения физкультурного занятия в дошкольных учреждениях.

Приступая к планированию занятий, необходимо сформулировать свои цели с достижением результатов в определённый отрезок времени.

Следующим шагом является подбор соответствующих игр, заданий и упражнений, при этом необходимо учитывать:

  • последовательность (от простого к сложному) и взаимосвязь выбранного материала для занятия;
  • предлагаемый двигательный материал должен быть знаком ребенку и соответствовать уровню его развития;
  • постепенное усложнение двигательных заданий на физкультурных занятиях;
  • разнообразие, чередование различных видов активности, т.е. использование игр разной интенсивности (высокой, средней, малой) и направленности (игры сотрудничества, игры-эстафеты, сюжетно-ролевые игры и т.п.);
  • многократное повторение двигательных заданий и игр;
  • временные рамки проведения занятий соответственно возрастной группе: в младшей – 15 мин., средней – 20 мин., старшей – 25 мин., подготовительной – 30 мин.;
  • наполняемость группы, которая также зависит от возраста.

Так, например, во вводной части занятия применять подвижные игры средней интенсивности (увеличение пульса на 20-25% от исходной величины, например игры «Сова», «День и ночь»). В основной части 3-4 подвижные игры с элементами основных движений. Интенсивность нагрузки увеличивать постепенно. Пик нагрузки (учащение пульса на 70-80%) должен приходиться на конец основной части («Сбей кеглю», «Метко в цель», «Кто
быстрее обгонит», «Гигантский прыжок», «Полоса препятствий»). В заклю- чительной части включать подвижные игры малой интенсивности (превышение пульса не более чем на 15-20% от исходного значения), такие как: «Озорные гномы», «Зеркало» и т.п.

На занятиях физической культурой не следует требовать от детей абсолютно правильного выполнения задания, поскольку в этом возрасте еще несовершенна координация – она находится лишь в стадии становления. Занятие должно быть интересным, разнообразным и увлекательным, вызывать у занимающихся положительные эмоции, это связано с тем, что, концентрация внимания дошкольников невысока и поэтому при однообразных действиях они отвлекаются, переключаясь с одного объекта внимания на другой.

Интересно
В игровой ситуации ребёнок ориентируется на результаты, определённые сюжетом игры. Средством достижения этих результатов являются двигательные знания и умения, освоение которых происходит в игре. Игра побуждает ребенка к овладению необходимыми двигательными действиями. Дидактическая цель прямо не называется ребенку. Постоянная опора на игровой сюжет помогает перевести физические упражнения в смысловые действия. В воображаемой ситуации ребёнок овладевает двигательными действиями по мотивам, диктуемым игровой ситуацией.

Ребёнок играет, но по внутреннему значению это процесс учения. Неотъемлемой частью обучения ребенка дошкольного возраста являются праздники и развлечения, которые способствуют всестороннему развитию. Они пробуждают радостные чувства и развивают эмоции, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок может проявить самостоятельность и приобрести уверенность в себе, веру в свои возможности. Здесь формируются его положительные качества: доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность и т.д.

Эффективность формирования компетентностей дошкольника во многом предопределяется грамотным построением технологии проведения занятия по физической культуре на основе игровой методики и соблюдение основных принципов:

  • общих;
  • игровых:
  • принцип свободного участия (разрешив детям спокойно выходить из игры и спокойно в неё возвращаться);
  • взаимного уважения (необходимо объяснить детям это понятие: каждый имеет право высказать свои мысли и предложения, быть выслушанным,имеет право выбора);
  • осознанности (перед началом занятия необходимо объяснять детям его цель);
  • рефлексии (для оценки эффективности и закрепления результата важно в конце игрового занятия подводить итоги совместно с детьми);
  • компетентностного подхода:
  • наличие базовых знаний, умений, навыков как основы образования;
  • создание условий для формирования опыта деятельности;
  •  получение не второстепенных, а необходимых и важных знаний, т.е.  направленных на то, что уже проверено временем и является основой;
  • развитие способностей самостоятельно, на основе полученного опыта, принимать решения при выполнении определенного действия;
  • гуманное отношении к каждой личности;
  • оценка результатов обучения основанная на анализе уровня сформированности компетенций.

Ценность компетентностного подхода к занятиям по физической культуре на основе игровой методики заключается в возможности использования индивидуальных особенностей каждого ребенка, что составляет основу адаптированной программы по физическому воспитанию в условиях дошкольного образования и оказывает положительное влияние на физическое, психическое развитие и адаптацию в социуме.

Таким образом, можно заключить, что компетентностный подход обеспечивает реализацию метапредметности в образовании, т.е. создает целостную картину действий, выполняет функцию обобщения имеющихся знаний, обеспечивает переход от частных представлений физического воспитания к всестороннему интегрированному процессу роста, развития и совершенствования двигательных способностей, психического и социального формирования.

Предлагается двухгодичный план реализации компетентностного подхода с помощью игровой методики «Вырастим в себе сад, играя» с детьми дошкольного возраста. Разработанный план может быть принят в качестве ориентира для работы инструкторов по физической культуре, воспитателей, педагогов в сфере дошкольных образовательных учреждений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)