Организация игровой деятельности дошкольников в рамках компетентностного подхода
В настоящее время вопросы физкультурно-оздоровительной работы являются наиболее актуальными в деятельности любого дошкольного учреждения, так как именно в этом возрасте закладываются основы крепкого здоровья и полноценного физического и психического развития. В результате целенаправленного педагогического воздействия вырабатываются необходимые двигательные умения и навыки, которые служат основой для формирования компетентностей дошкольника.
На основании анализа теоретических и практических данных разработан ряд рекомендаций для введения в практику занятий по физической культуре для формирования компетентностей дошкольника на основе игровой методики.
Приступая к планированию занятий, необходимо сформулировать свои цели с достижением результатов в определённый отрезок времени.
Следующим шагом является подбор соответствующих игр, заданий и упражнений, при этом необходимо учитывать:
- последовательность (от простого к сложному) и взаимосвязь выбранного материала для занятия;
- предлагаемый двигательный материал должен быть знаком ребенку и соответствовать уровню его развития;
- постепенное усложнение двигательных заданий на физкультурных занятиях;
- разнообразие, чередование различных видов активности, т.е. использование игр разной интенсивности (высокой, средней, малой) и направленности (игры сотрудничества, игры-эстафеты, сюжетно-ролевые игры и т.п.);
- многократное повторение двигательных заданий и игр;
- временные рамки проведения занятий соответственно возрастной группе: в младшей – 15 мин., средней – 20 мин., старшей – 25 мин., подготовительной – 30 мин.;
- наполняемость группы, которая также зависит от возраста.
Так, например, во вводной части занятия применять подвижные игры средней интенсивности (увеличение пульса на 20-25% от исходной величины, например игры «Сова», «День и ночь»). В основной части 3-4 подвижные игры с элементами основных движений. Интенсивность нагрузки увеличивать постепенно. Пик нагрузки (учащение пульса на 70-80%) должен приходиться на конец основной части («Сбей кеглю», «Метко в цель», «Кто
быстрее обгонит», «Гигантский прыжок», «Полоса препятствий»). В заклю- чительной части включать подвижные игры малой интенсивности (превышение пульса не более чем на 15-20% от исходного значения), такие как: «Озорные гномы», «Зеркало» и т.п.
На занятиях физической культурой не следует требовать от детей абсолютно правильного выполнения задания, поскольку в этом возрасте еще несовершенна координация – она находится лишь в стадии становления. Занятие должно быть интересным, разнообразным и увлекательным, вызывать у занимающихся положительные эмоции, это связано с тем, что, концентрация внимания дошкольников невысока и поэтому при однообразных действиях они отвлекаются, переключаясь с одного объекта внимания на другой.
Ребёнок играет, но по внутреннему значению это процесс учения. Неотъемлемой частью обучения ребенка дошкольного возраста являются праздники и развлечения, которые способствуют всестороннему развитию. Они пробуждают радостные чувства и развивают эмоции, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок может проявить самостоятельность и приобрести уверенность в себе, веру в свои возможности. Здесь формируются его положительные качества: доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность и т.д.
Эффективность формирования компетентностей дошкольника во многом предопределяется грамотным построением технологии проведения занятия по физической культуре на основе игровой методики и соблюдение основных принципов:
- общих;
- игровых:
- принцип свободного участия (разрешив детям спокойно выходить из игры и спокойно в неё возвращаться);
- взаимного уважения (необходимо объяснить детям это понятие: каждый имеет право высказать свои мысли и предложения, быть выслушанным,имеет право выбора);
- осознанности (перед началом занятия необходимо объяснять детям его цель);
- рефлексии (для оценки эффективности и закрепления результата важно в конце игрового занятия подводить итоги совместно с детьми);
- компетентностного подхода:
- наличие базовых знаний, умений, навыков как основы образования;
- создание условий для формирования опыта деятельности;
- получение не второстепенных, а необходимых и важных знаний, т.е. направленных на то, что уже проверено временем и является основой;
- развитие способностей самостоятельно, на основе полученного опыта, принимать решения при выполнении определенного действия;
- гуманное отношении к каждой личности;
- оценка результатов обучения основанная на анализе уровня сформированности компетенций.
Ценность компетентностного подхода к занятиям по физической культуре на основе игровой методики заключается в возможности использования индивидуальных особенностей каждого ребенка, что составляет основу адаптированной программы по физическому воспитанию в условиях дошкольного образования и оказывает положительное влияние на физическое, психическое развитие и адаптацию в социуме.
Предлагается двухгодичный план реализации компетентностного подхода с помощью игровой методики «Вырастим в себе сад, играя» с детьми дошкольного возраста. Разработанный план может быть принят в качестве ориентира для работы инструкторов по физической культуре, воспитателей, педагогов в сфере дошкольных образовательных учреждений.
- Авторская методика диагностики компетентностей дошкольников
- Реализация компетентностного подхода на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста на основе игровой методики
- Наполняемость компетентностей в процессе занятий физической культурой с детьми дошкольного возраста
- Использование игры на занятиях физической культурой как ведущей деятельности детей дошкольного возраста
- Социально-психологическая характеристика детей дошкольного возраста
- Анатомо-физиологические особенности развития и специфика двигательной активности детей дошкольного возраста
- Закономерности формирования и педагогическая диагностика компетентностей
- Сущность компетентностного подхода в системе дошкольного образования
- Система современного дошкольного образования с учетом ФГОС
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу