Анатомо-физиологические особенности развития и специфика двигательной активности детей дошкольного возраста

Анатомо-физиологические особенности развития ребенка представляют собой возрастные особенности строения и функции организма в целом и его отдельных систем и органов. Знание и учёт этих особенностей необходимы для правильной постановки учебно-воспитательной работы с детьми разного возраста, не только с целью их физического воспитания, но и умственного развития. Устойчивость растущего организма ребенка к влиянию неблагоприятных факторов внешней среды во многом обусловливаетсяуровнем его физического, интеллектуального и функционального развития.

Отмечается направленность к ухудшению психического и физического здоровья детей. Анализу состояния психологического и физического здоровья подрастающего поколения уделяется большое внимание со стороны ведущих специалистов в области педагогики и психологии.

Авторами отмечено, что в работе с детьми дошкольного возраста, при грамотном построении и проведении занятий по физической культуре необходимо учитывать состояние здоровья ребенка, владеть знаниями о возрастных особенностях центральной нервной системы, физического развития опорно-двигательного аппарата, функциональных изменениях мышечной системы.

Организм детей непрерывно развивается. На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит огромный путь в физическом и психическом развитии, у него не только интенсивно растут все внутренние органы, но и совершенствуются их функции, активно развивается нервная система, укрепляется опорно-двигательный аппарат.

Развитие костно-мышечной системы создает все условия для успешного освоения дошкольником разнообразных двигательных действий.

Рост и развитие в дошкольном возрасте взаимосвязаны и взаимообусловлены, эти процессы непрерывны и носят поступательный характер. В первые годы жизни они протекают наиболее интенсивно, недаром дошкольный возраст часто называют «периодом первого вытяжения», когда ежегодное увеличение длины тела ребенка 4-7 лет составляет 5-7%. Однако каждый возрастной этап характеризуется разной интенсивностью роста отдельных органов и систем. Например, в течение шестого года происходит быстрое увеличение длины конечностей, ширины тазовой кости и плечевого пояса у детей обоих полов. Вместе с тем наблюдаются различия в этих показателях у мальчиков и девочек. Так окружность грудной клетки девочек увеличивается интенсивнее, чем у мальчиков.

Развитие опорно-двигательного аппарата у детей до 7 лет еще не завершено, окостенение скелета происходит постепенно и захватывает весь период детства. В костной системе дошкольника больше хрящевой ткани, органических веществ и меньше минеральных солей по сравнению с взрослым.

Суставы дошкольника очень подвижны, связочный аппарат свободно растягивается, сухожилия короче и слабее развиты. Вследствие этого чрезмерная физическая нагрузка отрицательно сказывается на развитии скелета, кости ребенка легко поддаются искривлению и могут под влиянием неблагоприятных внешних факторов приобрести неправильную форму.

Мышечная система детей дошкольного возраста развита сравнительно слабее, она составляет 20-22% по отношению к массе тела. К пяти – шести годам мышечная масса ребенка увеличивается, главным образом в ширину,наряду с ростом длины тела. Хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, вследствие чего, возрастает сила и работоспособность мышц.

Однако это не означает, что дети способны к значительным мышечным напряжениям и к длительным физическим нагрузкам. В этом возрастном периоде мышечная система ребенка направлена на производство двигательных действий, сохранение равновесия и выполняет защитную функцию – защищает от ударов, повреждений костной системы и внутренних органов.

Интересно
Раньше других систем у дошкольника начинает развиваться сердечно-сосудистая система. Кровеносные сосуды детей сравнительно шире, чем у взрослых, вследствие чего слабее кровяной ток, который компенсируется частотой сердечных сокращений. Так, ЧСС младших дошкольников составляет 85-105 уд./мин., в старшем дошкольном возрасте ЧСС становится более устойчивым, ритмичным и достигает 78-99 уд./мин. К семи годам сердце ребенка приобретает форму взрослого человека. Артериальное давление на протяжении всего дошкольного детства почти не изменяется, к четырем годам оно составляет 96/58 мм рт. ст., а в шестилетнем возрасте 98/60 мм рт. ст. 

Грамотная организация двигательной активности определяется четкой ориентацией на знание анатомо-физиологических особенностей и выстраиваться в соответствии с сензитивными периодами развития физических и
психических качеств дошкольника.

В работе с дошкольниками большое значение имеет внимательное отношение к дозированию физических и психических нагрузок, нарушение которых в свою очередь могут привести к нарушению сердечной деятельности.

Развитие дыхательной системы в дошкольном возрасте еще полностью не завершено, поэтому дети часто не в состоянии делать глубокие вдохи и выдохи. В связи с этим отличительной особенностью детей дошкольного возраста является поверхностное дыхание. К шести-семи летнему возрасту наблюдается существенное развитие дыхательных путей, у ребенка увеличивается глубина дыхания, вентиляция легких – это способствует расширению двигательных возможностей дошкольника.

В дошкольном возрасте происходят существенные изменения функциональных возможностей центральной нервной системы. При взаимодействии с окружающей средой на основе уже имеющихся навыков, у детей новые более сложные умения и навыки. Высокая возбудимость, реактивность, пластичность нервной системы дошкольников способствуют эффективному, а иногда и более быстрому, по сравнению со взрослыми, освоению довольно сложных двигательных навыков (ходьбы на лыжах, фигурного катания, плавания).

Выявление специфики двигательных возможностей детей дошкольного возраста позволят активизировать процесс физического воспитания. По мнению ряда авторов в дошкольном возрасте формируются базовые двигательные умения, навыки и создается фундамент двигательной деятельности. Научные исследования констатируют, что формирование двигательных навыков и развитие основных физических качеств (быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости) происходит гетерохронно.

Вначале ребенок осваивает ходьбу, лазание и прочие двигательные операции, а затем – бег и другие, необходимые для дальнейшей жизни двигательные действия. В младшем дошкольном возрасте движения неточные и несовершенные, двигательная реакция замедленна, ограничено сознательное управление движениями. На четвертом году жизни заметно расширяется двигательный опыт ребенка, развивается произвольность управления движениями. В этом возрасте у дошкольника формируется умение бросать, ловить мяч, бегать, прыгать с места, лазать по гимнастической лестнице. Дети достаточно хорошо сохраняют равновесие, спускаются на санках с горы, ездят на трехколесном велосипеде и передвигаются на лыжах.

В среднем дошкольном возрасте, с расширением возможностей опорно-двигательного аппарата, движения ребенка становятся более разнообразными. Вследствие развития таких психических процессов как внимание, двигательная память, мышление, воображение, дошкольник начинает лучше ориентироваться в пространстве и согласовывать свои движения с движениями сверстников, особенно в удержании равновесия и динамической координации. На пятом году жизни у дошкольника наблюдается морфофункциональная зрелость центров головного мозга.

В связи с этим движения становятся точнее, энергичнее, формируется способность удерживать исходное положение, сохранять направление, амплитуду, темп движений, совершенствуется ловля, в ходьбе наблюдается согласованное движений рук и ног, прыжки выполняются с уверенностью, легкостью и мягкостью приземления, формируется умение участвовать в совместных играх с разнообразными двигательными действиями.

В возрасте шести-семи лет продолжается интенсивное созревание организма, происходит скачок в развитии движений, появляются такие качественные характеристики, как выразительность, плавность, точность, особенно при выполнении общеразвивающих упражнений. У ребенка семи лет в процессе окостенения позвоночник становится более прочным. Вместе с этим близко к завершению окостенение мелких костей кисти и пальцев рук, все это придает телу дошкольника большую устойчивость и улучшает выполнение таких движений, как повороты туловища, стойка на одной ноге и т.д.

Дети этой возрастной группы лучше осваивают ритм движения, точнее оценивают пространственное расположение частей тела, предметов, достигают заметного совершенствования в беге, лазании и метании.

Существенные отличия двигательной деятельности ребенка семи лет заключаются в более совершенной координации, большей их экономии, устранении лишних движений, отмечается осмысленность, способность к самоконтролю, достаточно объективной самооценке правильности выполнения движений, как своих, так и других.

Дошкольники этой возрастной группы способны на элементарный анализ, т.е. различать в содержании двигательного действия не только его основные элементы, но и детали. В результате дети успешно осваивают прыжки в длину, высоту, с разбега, со скакалкой, лазание по гимнастической лестнице, метание на дальность и в цель, катание на двухколесном велосипеде, лыжах, коньках, плавание. Отмечается устойчивый интерес к достижению коллективных результатов в совместных играх, эстафетах, формируется умение организовывать и проводить подвижные игры самостоятельно.

Таким образом, учет специфики анатомо-физиологических особенностей детей принципиально влияет на качество и эффективность организации физического воспитания в дошкольном возрасте, который является наиболее благоприятным периодом для формирования компетентности жизненно важных способностей на основе умений, навыков и способов выполнения, различных двигательных действий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)