Наполняемость компетентностей в процессе занятий физической культурой с детьми дошкольного возраста
Последнее десятилетие 20 века культура игры теряет свои позиции. Это характеризуется сменой коллективного характера игры индивидуальным – гедонистическим типом. Современный ребенок все реже включен в отношения сотрудничества и партнерства, все больше ориентируется на удовлетворение своих потребностей, на личную выгоду, личную пользу, личное удовольствие в игре, перенося эту игровую норму в реальную жизнь, в отношения с другими людьми и общества в целом. Современных детей очень трудно заинтересовать обычной сюжетно-ролевой игрой, она уходит на второй план.
В результате постоянного погружения ребенка в виртуальное пространство, лишение живого человеческого общения, он теряет связь с реальностью и начинает воспринимать себя как часть виртуального мира. Игра постепенно превращается из средства социализации ребенка в фактор социальной изоляции, социального отчуждения, что оказывает негативное воздействие на процесс воспитания детей.
Обобщение теоретических основ организации физического воспитания детей дошкольного возраста и идей о ключевых компетенциях, результаты различных исследований вскрыли взаимозависимость и важность интегративного развития психических, физических, социальных качеств, что позволило определить наполняемость компетентностей, формирующихся в процессе занятий физической культурой детей дошкольного возраста.
Каждая из компетентностей имеет интегративную природу и представляет собой сплав психофизических ценностных ориентаций, знаний, умений, социальных кондиций и физкультурно-двигательного опыта ребенка дошкольного возраста:
- жизненно-важных способностей (ЖВС): ребенок владеет средствами освоения основных двигательных действий; способен к отражению образа воспринимаемого объекта; совершенствует основные физические качества, в процессе игровой деятельности;
- самостоятельно-познавательной деятельности (СПД): ребенок владеет способами осознанного целенаправленного создания образа объекта, его творческого преобразования, развития и совершенствованию психических качеств в процессе игровой деятельности; способен самостоятельно решать задачи, связанные с формированием основных познавательных процессов;
- социального развития и взаимодействия (СРиВ): ребенок владеет навыками общения, участия в коллективных играх; способен изменять и преобразовывать социальную действительность и индивидуализироваться в ней на основе самооценки своих действий и действий сверстников; способен к выбору способов поведения и взаимодействия с социумом в игровой деятельности.
После определения компетентностей можем представить «карты компетентностей» (таблицы 1,2,3).
Таким образом, можно заключить, что ключевым моментом образовательного процесса является создание новых единиц измерения образованности человека – компетентностей, как интегрированного результата, универсального опыта деятельности, направленного на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка, где закономерности обучения и воспитания, предписаны в виде компетентностных понятий, ориентированных на развитие индивидуальных особенностей детей и обеспечивающих постепенную подготовку к субъект-субъектному взаимодействию.
- Организация игровой деятельности дошкольников в рамках компетентностного подхода
- Авторская методика диагностики компетентностей дошкольников
- Реализация компетентностного подхода на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста на основе игровой методики
- Использование игры на занятиях физической культурой как ведущей деятельности детей дошкольного возраста
- Социально-психологическая характеристика детей дошкольного возраста
- Анатомо-физиологические особенности развития и специфика двигательной активности детей дошкольного возраста
- Закономерности формирования и педагогическая диагностика компетентностей
- Сущность компетентностного подхода в системе дошкольного образования
- Система современного дошкольного образования с учетом ФГОС
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу