Наполняемость компетентностей в процессе занятий физической культурой с детьми дошкольного возраста

Последнее десятилетие 20 века культура игры теряет свои позиции. Это характеризуется сменой коллективного характера игры индивидуальным – гедонистическим типом. Современный ребенок все реже включен в отношения сотрудничества и партнерства, все больше ориентируется на удовлетворение своих потребностей, на личную выгоду, личную пользу, личное удовольствие в игре, перенося эту игровую норму в реальную жизнь, в отношения с другими людьми и общества в целом. Современных детей очень трудно заинтересовать обычной сюжетно-ролевой игрой, она уходит на второй план.

Отмечается отсутствие связи детских поколений. Игра часто сводится к манипулированию яркой, модной игрушкой или к накопительству. На негативное развитие детской игры оказал влияние научно-технический прогресс, снизив речевые контакты в процессе человеческого общения и подменив их телевизионными передачами и компьютером.

В результате постоянного погружения ребенка в виртуальное пространство, лишение живого человеческого общения, он теряет связь с реальностью и начинает воспринимать себя как часть виртуального мира. Игра постепенно превращается из средства социализации ребенка в фактор социальной изоляции, социального отчуждения, что оказывает негативное воздействие на процесс воспитания детей.

Следовательно, современный этап развития общества предъявляет новые повышенные требования к игровой деятельности ребенка, вытесняя общепринятые технологии и выдвигая на первый план личную заинтересованность ребенка в игровой ситуации.

Обобщение теоретических основ организации физического воспитания детей дошкольного возраста и идей о ключевых компетенциях, результаты различных исследований вскрыли взаимозависимость и важность интегративного развития психических, физических, социальных качеств, что позволило определить наполняемость компетентностей, формирующихся в процессе занятий физической культурой детей дошкольного возраста.

Каждая из компетентностей имеет интегративную природу и представляет собой сплав психофизических ценностных ориентаций, знаний, умений, социальных кондиций и физкультурно-двигательного опыта ребенка дошкольного возраста:

  • жизненно-важных способностей (ЖВС): ребенок владеет средствами освоения основных двигательных действий; способен к отражению образа воспринимаемого объекта; совершенствует основные физические качества, в процессе игровой деятельности;
  • самостоятельно-познавательной деятельности (СПД): ребенок владеет способами осознанного целенаправленного создания образа объекта, его творческого преобразования, развития и совершенствованию психических качеств в процессе игровой деятельности; способен самостоятельно решать задачи, связанные с формированием основных познавательных процессов;
  • социального развития и взаимодействия (СРиВ): ребенок владеет навыками общения, участия в коллективных играх; способен изменять и преобразовывать социальную действительность и индивидуализироваться в ней на основе самооценки своих действий и действий сверстников; способен к выбору способов поведения и взаимодействия с социумом в игровой деятельности.

После определения компетентностей можем представить «карты компетентностей» (таблицы 1,2,3).

Наполняемость компетентностей в процессе занятий физической культурой с детьми дошкольного возраста

Наполняемость компетентностей в процессе занятий физической культурой с детьми дошкольного возраста

Наполняемость компетентностей в процессе занятий физической культурой с детьми дошкольного возраста

Таким образом, можно заключить, что ключевым моментом образовательного процесса является создание новых единиц измерения образованности человека – компетентностей, как интегрированного результата, универсального опыта деятельности, направленного на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка, где закономерности обучения и воспитания, предписаны в виде компетентностных понятий, ориентированных на развитие индивидуальных особенностей детей и обеспечивающих постепенную подготовку к субъект-субъектному взаимодействию.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)